Сущность и цели финансового менеджмента.

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 22:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление сущности и целей финансового менеджмента в условиях рыночной экономики, т.е поиск ответов на вопросы: «Что такое финансовый менеджмент?» и «Зачем нужен финансовый менеджмент?»

Содержание

Ведение.........................................................................................................2 стр.
Тема 1. Сущность и функции финансового менеджмента........................3 стр.
Сущность и цели финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.....................................................................................................3 стр.
Основные функции финансового менеджмента...........................10 стр.
Финансовый менеджмент, как форма предпринимательства.....11 стр.
Заключение........................................................................................13стр.
Литература.........................................................................................14стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по ТОФМ.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

План

 

Ведение.........................................................................................................2 стр.

Тема 1. Сущность и функции финансового менеджмента........................3 стр.

  1. Сущность и цели финансового менеджмента в условиях рыночной   экономики.....................................................................................................3 стр.
  2. Основные функции финансового менеджмента...........................10 стр.
  3. Финансовый менеджмент, как форма предпринимательства.....11 стр.
  4. Заключение........................................................................................13стр.
  5. Литература.........................................................................................14стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На нынешнем этапе развития финансовой системы России, при достаточно высоких  рисках и процентных ставках, при  только еще набирающем силу фондовом рынке и предстоящем широкомасштабном выходе на него отечественных компаний интерес к теории и практике функционирования развитых рынков финансовых инструментов очевиден. Представление о финансах как о чем-то очень сложном  и далеком от насущных проблем  действующей российской компании, пригодном  только для гигантов национальной экономики  масштаба Газпрома, уходит в прошлое.

Сегодня финансы хозяйствующего субъекта - это индикатор его конкурентоспособности, показатель его жизнеспособности в  рыночной экономике. Сложность и  многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия  определяет необходимость организации  высокоэффективного управления его  финансами.

Управление финансами отдельных  хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX века в специальную  область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент».

В настоящее время существует множество  точек зрения на содержание и цели финансового менеджмента. Целью  данной работы является выявление сущности и целей финансового менеджмента  в условиях рыночной экономики, т.е  поиск ответов на вопросы: «Что такое  финансовый менеджмент?» и «Зачем нужен финансовый менеджмент?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и  цели финансового менеджмента  в условиях рыночной   экономики

*Сущность*

Общепринято, что финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

Менеджмент в общем виде можно  определить как систему экономического управления производством, которая  включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы  эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе  части имеют дело с управлением  как комплексным и конкретным явлением.

Управление представляет собой  процесс выработки и осуществления  управляющих воздействий. Управляющее  воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное  для достижения цели управления. Выработка  управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой  информации, принятие решений. Осуществление  управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий  и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента - это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента  лежат целенаправленный поиск, непрерывное  обучение и организация работы для  наиболее эффективного использования  всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.

В настоящее время существует множество  определений сути финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и  методов разработки и реализации управленческих решений, связанных  с формированием, распределением и  использованием финансовых ресурсов для  обеспечения необходимой величины и структуры активов в соответствии с целями и задачами предприятия  Лисовская И.А. Основы финансового  менеджмента. М., 2006. С.34..

Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента  такова: он представляет собой систему  отношений, возникающих на предприятии  по поводу привлечения и использования  финансовых ресурсов. Возможна и более  широкая его трактовка, расширяющая  предмет этого научного и практического  направления - с финансовых ресурсов до всей совокупности отношений, ресурсов, обязательств и результатов деятельности предприятия, поддающихся стоимостной  оценке. Учитывая, что любые действия по реализации финансовых отношений (в  частности, в приложении к коммерческой организации) немедленно сказываются  на ее имущественном и финансовом положении, напрашивается следующий  очевидный вывод: финансовый менеджмент можно трактовать как систему  действий по оптимизации финансовой модели фирмы. Можно продолжить конкретизацию  приведенного определения. Очевидно, что  наилучшей финансовой моделью фирмы  является ее отчетность и ее сущностное ядро - бухгалтерский баланс. А потому возможно и такое определение: финансовый менеджмент - это система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта. Данная логическая цепочка  в определении понятия «финансовый  менеджмент» проведена В.В. Ковалевым  Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. М., 2007. С.347..

Остановимся на лаконичном определении  финансового менеджмента, данном И.М. Карасевой Карасева И. М. Финансовый менеджмент. М., 2006. С. 67.: Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. Данное краткое определение отражает суть такого широкого понятия как  финансовый менеджмент.

Принятие управленческих решений  в системе финансового менеджмента  базируется на ряде взаимосвязанных  фундаментальных концепций, развитых в рамках теории финансов. И.А Лисовская  выделяет следующие базовые концепции  Лисовская И.А. Основы финансового  менеджмента. М., 2006. С. 36.:

1. Концепция временной стоимости  денег заключается в том, что  стоимость денег с течением  времени изменяется с учетом  нормы прибыли на финансовом  рынке, в качестве которой обычно  выступает норма ссудного процента. Таким образом, одна и та  же сумма денег в разные  периоды времени имеет разную  стоимость, при этом стоимость  денег в настоящее время всегда  выше, чем в любом будущем периоде.  Эта неравноценность определяется  действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения  дохода при вложении капитала  и особенностями денег, рассматриваемых  как один из видов оборотных  активов.

2. Концепция учета фактора инфляции  заключается в необходимости  реального отражения стоимости  активов и денежных потоков  и обеспечения возмещения потерь  доходов, вызываемых инфляционными  процессами, при осуществлении долговременных  финансовых операций.

3. Концепция учета фактора риска  состоит в оценке его уровня  с целью обеспечения формирования  необходимого уровня доходности  финансово-хозяйственных операций  и разработки системы мероприятий,  позволяющих минимизировать его  негативные финансовые последствия.  Под доходностью понимают отношение  дохода, создаваемого определенным  активом, к величине инвестиций  в этот актив.

Финансовый менеджмент направлен  на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами в  процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими  движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой  процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия  на финансы с помощью методов  и рычагов финансового механизма  для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление  и способ использования средств  для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует  определенный набор правил и ограничений  для принятия решений. Стратегия  позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия  как направление и средство ее достижения прекращает свое существование.

Финансовый менеджмент как экономический  орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных  предприятиях в акционерных обществах  таким аппаратом управления может  быть финансовая дирекция во главе  с финансовым директором или главным  финансовым менеджером.

*Цели*

Формирование и структурирование системы управления финансами в  фирме осуществляется, исходя из приоритета целевых установок, стоящих перед  нею, т. е. созданная система должна в максимально возможной степени  способствовать достижению определенных целей как общефирменного, так  и узкофункционального характера.

В общем случае говорят  о совокупности экономических целей, достижение которых служит признаком  успешного функционирования системы  финансового менеджмента в фирме; в частности, это избежание банкротства  и крупных финансовых неудач, лидерство  в борьбе с конкурентами, рост объемов  производства и реализации, максимизация прибыли, занятие определенной ниши и доли на рынке товаров.

В теории управления, в том  числе в теории финансового менеджмента, уже давно обсуждается вопрос о том, какой показатель может  быть идентифицирован в качестве основного целевого ориентира и  критерия успешности работы фирмы. В  принципе, в зависимости от различных  обстоятельств может быть обоснована целесообразность и предпочтительность ориентации на тот или иной критерий, качественный или количественный показатель. Тем не менее, не требует особого  обоснования утверждение о том, что скорее всего единственного, на все случаи пригодного ориентира  попросту не существует. В зависимости  от конкретной ситуации, вида деятельности, назначения фирмы (или проекта) и  многих других обстоятельств в качестве целевого ориентира может выступать  тот или иной критерий. В наиболее общем случае говорят о двух базовых  подходах, ориентирующихся: 1) на рост капитализации, 2) на устойчивое генерирование прибыли.

В соответствии с первым подходом содержание и основная целевая  установка системы управления финансами  фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью  рациональной финансовой политики. Количественное подтверждение следования данной целевой  установке проявляется в росте  рыночной цены акций компании. Иными  словами, основной критерий - повышательная  тенденция цены акций фирмы (или, иначе, рост рыночной капитализации).

Безусловно, оба упомянутых подхода тесно взаимосвязаны. Однако, какой бы критерий или система  критериальных показателей ни были отобраны в качестве целевых ориентиров деятельности фирмы, показатель прибыли  обязательно должен быть принят во внимание.

Заметим, что приоритет  целевой установки, предусматривающей  максимизацию рыночной стоимости компании, а следовательно, и богатства  ее владельцев, является гораздо более  распространенным. Именно он упоминается  практически во всех классических руководствах по управлению финансами.

Повышение рыночной стоимости  компании достигается путем:

а) стабильного генерирования  текущей прибыли в объеме, достаточном  для выплаты дивидендов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания;

б) минимизации производственного  и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей  деятельности и оптимизации структуры  источников средств;

в) привлечения опытного управленческого персонала.

Конкретизация и детализация  путей достижения главной целевой  установки осуществляется путем  построения дерева целей. При этом могут  выделяться рыночные, финансово-экономические, производственно-технологические и  социальные цели.

К первым относится обеспечение  благоприятной динамики ключевых рыночных индикаторов: прибыли, рыночной капитализации, дохода (прибыли) на акцию, рентабельности собственного капитала и др.; ко вторым- занятие ниши на рынке продукции, завоевание определенной доли на этом рынке, обеспечение заданного темна  роста имущественного потенциала и (или) прибыли и др.; к третьим - обеспечение рентабельности отдельных  производств и подразделений.

Как и каждая управляющая  система, финансовый менеджмент имеет  свою систему конкретных объектов управления: активы и пассивы, инвестиции, прибыль, кредит и т.д.

С учетом объектов управления можно выделить основные направления  финансового менеджмента:

1)  формирование финансовой структуры капитала;

Информация о работе Сущность и цели финансового менеджмента.