Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:24, реферат
Электронная коммерция ─ это коммерческая деятельность, имеющая целью получение прибыли и основанная на комплексной автоматизации коммерческого цикла за счет использования компьютерных сетей.
Экономической предпосылкой электронной коммерции является объективная необходимость снижения издержек, возникающих в коммерческих циклах. Технической предпосылкой электронной коммерции стало стремительное развитие служб Интернета. Правовой основой электронной коммерции являются нормативно-правовые акты.
1. Сущность, формы и организация электронных платежей 3
2. Электронные платежи: вчера, сегодня, завтра
В 80-х — начале 90-х гг. XX века карточка с магнитной полосой была, по сути, единственным электронным платежным инструментом. А электронные банковские операции ограничивались в основном снятием наличных в банкоматах и офисах банков, оплатой товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях, межбанковскими расчетами и удаленным обслуживанием клиентов банка — юридических лиц.
Естественно, что в эти годы на Западе сформировался институт крупных процессинговых центров, обеспечивающих электронные платежи и расчеты по ним. Для банков это было дешевле, чем создавать собственный процессинг, к тому же банки просто не имели возможности предложить своим клиентам эксклюзивные электронные услуги.
В России первые банковские карточки были выпущены только в 1988 г. Внешэкономбанк выпустил 30 карточек Euro-card Gold для первых лиц государства (тогда еще СССР) и приближенных к ним. А первая Visa была эмитирована российским «Кредо-банком» лишь в 1991 г. Несколько раньше появились первые банкоматы — в гостиницах «Интурист».
С середины 90-х гг. прошлого
столетия в результате бурного развития
информационных технологий, телекоммуникаций
и активного становления
В 1993 г. глава криптографического отдела голландского исследовательского института CWI (Centrum voor Wiskunde en Informatica) Дэвид Чаум (David Chaum) предложил принципиально новую технологию для реализации идеологии «электронные деньги» — систему eCash, принцип действия которой используется сегодня во многих электронных платежных системах. В 1994 г. в США была совершена первая покупка через Интернет с использованием технологии eCash. А уже во второй половине 90-х гг. прошлого столетия в мире насчитывалось несколько сотен электронных платежных систем. Увы, далеко не все они соблюдали правила игры на этом рынке. Широкий размах финансовых махинаций, ряд неудачных проектов и многое другое привели к некоторой стагнации рынка электронных платежей и исчезновению с него множества игроков. В результате бум интернет-коммерции уже к концу 2000 г. сменился потоком пессимистических сообщений о закрытии или сокращении персонала целого ряда западных интернет-магазинов и платежных систем.
Тем не менее, рост рынка электронных платежей — это объективный процесс, а временные неудачи характерны для начального этапа развития любого бизнеса. Сегодня, например, системы интернет-банкинга, по данным исследования Infrat-est, используют около 200 млн домашних пользователей в мире. Эксперты Всемирного банка считают, что проникновение интернет-банкинга среди домашних пользователей к 2010 г. превысит 90% населения экономически развитых стран. Основанием для таких прогнозов являются быстрые темпы роста мирового рынка электронных платежей, который ежегодно увеличивается на 12—15%.
Электронные каналы обслуживания клиентов и электронные платежные инструменты развиваются на наших глазах. Сегодня покупатели могут использовать в качестве каналов обслуживания банкоматы, POS-терминалы, Интернет, мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, а в качестве платежных инструментов — пластиковые карточки, электронные чеки, цифровую наличность, смарт-карточки и др. Вполне возможно, что в ближайшие годы появятся и будут активно использоваться новые каналы самообслуживания и электронные платежные инструменты: интерактивное телевидение, микроденьги для оплаты товаров небольшой стоимости (microcash) и т. д.
Отделения банков все больше
напоминают финансовые «супермаркеты».
Они принимают формат пространства,
«накрытого» сетью
Поскольку развертывание широкой сети банковских отделений-«магазинов» по известным причинам ограничено, для повышения доступности услуг банки все более активно создают сети мини-офисов, оснащенных электронными терминальными устройствами, а также еще более широкие сети электронных средств самообслуживания, расположенных вне офисов.
В России, как известно, электронные
платежи стартовали позже, чем на
Западе. Ни для кого не секрет, что
в нашей стране банковские карточки
массово используются в основном
для зарплатных проектов. Количество
эмитированных карточек и электронных
устройств их обслуживания, особенно
в торгово-сервисных
Несмотря на это, темпы
роста российского рынка
Однако и на рынке безналичных электронных платежей ситуация меняется буквально на наших глазах. В 2007 г. количество обращений банков в компанию «Диасофт» по вопросам автоматизации удаленного доступа населения к банковским услугам возросло не менее чем на порядок. Интересно, что все больший интерес начинают вызывать не только традиционные платежи (погашение кредитов и пр.), но и такие «экзотические» электронные услуги, как операции на фондовых рынках, с ценными бумагами и т. п.
Современные тенденции рынка
Таким образом, современное
состояние и перспективы
Требования к современным
Безусловно, электронные платежи — дитя прогресса в информационных технологиях. Но в свою очередь электронные платежи являются одним из двигателей этого прогресса и предъявляют к информационным технологиям все новые и новые требования.
Эти требования многогранны: это и необходимость развития средств коммуникаций и вычислительной техники, и разработка новых, более совершенных алгоритмов и средств криптозащиты и др. В настоящей статье хотелось бы поговорить о требованиях к современным средствам автоматизации электронных банковских платежей (EFT-системам).
Одной из важнейших характеристик
EFT-систем являются их интеграционные возможности.
устройствами обслуживания и самообслуживания, другими процессинговыми системами, платежными системами и сетями различного целевого назначения (карточными, приема платежей, приема/выдачи переводов, интернет-эквайринга, цифровой наличности и пр.) и, что крайне важно, — с бэк-офисными и фронт-офисными системами (автоматизированными банковскими системами, АБС) кредитных организаций. На взаимодействии с АБС нужно остановиться особо. Дело в том, что именно в АБС находится вся информация об услугах и договорах банка с клиентами. И одна из главных задач EFT-системы — обеспечить электронный доступ к этим услугам и договорам не только из внутренних, но и из внешних платежных сетей и систем. Только таким образом банк может предоставить своим клиентам эксклюзивный сервис по удаленному обслуживанию и самообслуживанию. Кроме того, все более важной и востребованной функцией АБС становится возможность онлайновой авторизации некоторых «клиентских» операций во внешних платежных, билинговых и т. п. системах, которую также должна обеспечить EFT-система банка.
Естественно, обеспечение информационной безопасности электронных платежей — неотъемлемая функция EFT-системы. При этом важно обеспечить выполнение требований (как самой кредитной организации, так и различных платежных систем) к информационной безопасности на всем пути электронного платежа: от терминального устройства до центра его авторизации (в общем случае их несколько) и обратно.
Требования к функциональным возможностям EFT-системы можно разделить на общие и специальные. Общим требованиям должна удовлетворять любая EFT-система. К ним, прежде всего, относятся: маршрутизация и авторизация (продуктовые проверки, контроль лимитов и пр.) электронных транзакций, расчет комиссий и вознаграждений, подготовка данных для расчетов по платежам и пр. Специальные требования определяются конкретным назначением EFT-системы: для карточных EFT-систем будут одни требования, для систем приема платежей — другие, для систем приема/выдачи переводов — третьи. Однако большинству банков необходима универсальная EFT-система. Ведь банку, который активно не привлекает другие кредитные организации в качестве агентов на рынке электронных платежей (а таких большинство), EFT-система нужна, чтобы предоставить своим клиентам широкий набор электрон! 1ых и эксклюзивных услуг: работу с банковскими карточками, прием онлайновых платежей, погашение кредитов на терминалах самообслуживания и пр.
Бизнес-архитектура универсальн
С этим требованием тесно
связана необходимость
дальнейшем возможность
легкого наращивания
Многие из перечисленных
требований к EFT-системам могут быть
обеспечены за счет современных архитектурных
подходов к разработке ПО. Сейчас ведущие
мировые поставщики программного обеспечения
для банков постепенно переходят на использование сервисно-
Кроме этих основных требований к современным EFT-системам, безусловно, необходимо обеспечивать высокую производительность и надежность систем и выполнение других требований, традиционных для банковского ПО. Но именно в силу их традиционности нет смысла отдельно останавливаться на этом. Надеюсь, эта статья позволит читателям по-новому взглянуть на роль EFT-систем в современном банковском бизнесе.
Основные термины и определения
EFT (Electronic Funds Transfer, электронный перевод (денежных) средств):
Электронные платежи — любые операции, совершаемые с использованием электронных каналов обслуживания и/или в электронных платежных системах различного целевого назначения, в том числе в агентских (посреднических) сетях, и предполагающие, как правило, электронную авторизацию.
Информация о работе Сущность, формы и организация электронных платежей