Структурная политика государства РФ. Её цели и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Структурная политика государства…………………………………………..4
2 Цели и задачи структурной политики………………………………………..5
3. Факторы………………………………………………………………………..8
3.1 Отраслевая структура………………………………………………………..9
3.2Внешнеторговая структура…………………………………………………..9
4. Основные направления развития структуры……………………………….10
5. Особенности структурной политики России на современном этапе……...11
Заключение………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

referat.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

В целом  в современных условиях структурная  политика должна реализовываться на основе применения следующих базовых  принципов: конкурентный рынок как  главный регулятор экономического развития; минимизация и оптимизация  государственного вмешательства в  экономику; открытость экономики; либерализация  экономической деятельности на микроуровне.

Объективными  критериями сбалансированности народного  хозяйства и эффективности структурной  политики является рост среднедушевых  показателей валового внутреннего  продукта и национального дохода.

Пропорции, соотношения между различными сторонами  общественного производства, различны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью активности национального  хозяйства в международном разделении труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов, а также историческими  факторами и специфическими условиями  жизни людей.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики  и связана с воздействием на совокупное предложение, (совокупное предложение - уровень наличного реального  объема производства в стране при  каждом возможном уровне цен). 

3.Факторы 

Факторы, которые привели к активной роли государства в области структурной политики. Этот вид экономической политики привлек внимание ученых и практиков в конце 70-х — начале 80-х годов, что было вызвано стремлением переломить тенденцию замедления темпов экономического роста, преодолеть возрастающую безработицу, высокую инфляцию, большие бюджетные дефициты. К вышеперечисленному можно добавить следующие:

1. Устранить  негативные последствия Второй  мировой войны (разрушение фабрик, заводов, инфраструктуры, экономических  связей между странами).

2. Существенное  усиление конкурентной борьбы  на мировом рынке.

3. Возросшая  необходимость поддержки аграрного  сектора в условиях объединения  европейского рынка и усиления  на нем международной конкуренции.

4. Структурный  кризис 70-х годов: падение спроса  на продукцию традиционных отраслей  промышленности (сталь, суда, текстиль).

5. Активизация  научно-технического прогресса в  70—80-х годах.

6. Усиление  социальных проблем.

Стало очевидным, что прежние краткосрочные  стабилизационные меры воздействия  на совокупный спрос бессильны в  борьбе со стагфляцией (увеличение безработицы  одновременно со спадом производства и ростом инфляции). И возникла необходимость  в качественно новых способах усиления экономического роста. Оценивая долгосрочные тенденции развития структурной  политики в западных странах, нужно  обратить внимание на постепенный переход  от кейнсианской модели регулирования (предполагающей влияние на рыночный спрос) к неолиберальной (делающей ставку на регулирование предложения). 

3.1 Отраслевая структура: 

Здесь стоит остановиться поподробнее. Одной из основных частей структурной политики является промышленная политика — совокупность мер, воздействующих на промышленность и положение отраслей и предприятий путем специальных государственных решений и мер. Промышленная политика с помощью прямых и косвенных инструментов изменяет структуру промышленности, решает региональные проблемы, поддерживает тот или иной тип бизнеса (малый, средний, иностранный и т. д.); поддерживает нерентабельные, но нужные государству отрасли хозяйства путем льгот, субсидий, инвестиций. Эта политика широко используется в разных странах мира (как индустриальных, так и развивающихся) для защиты национальных рынков, создания новых отраслей экономики. Сейчас во многих странах особый упор в экономике делается на новые отрасли, возникшие в результате НТП: атомная энергетика, робототехника, ракетно-космический комплекс. Что же касается отраслей, которые из-за НТР постепенно приходят в упадок (как уже было сказано выше), то их следует поддерживать путем финансирования проектов, выплаты субсидии, льгот, направляя инвестиции. Кроме того, нужно отметить, что агропромышленный комплекс во многих государствах в условиях НТП оказался в достаточно сложном положении, он не может конкурировать с наукоемкими отраслями хозяйства, и поэтому здесь помощь государства необходима. 
 

3.2Внешнеторговая структура: 

В ряде случаев регулирование совокупного  предложения допускало возможность  прямого субсидирования отдельных  отраслей и предприятий, финансирование конкретных проектов, научных исследований, если это было связано с поддержанием конкурентоспособности отечественного производства на мировом рынке, обеспечением социальной устойчивости общества и  т. д. Как уже было сказано, в первую очереди государство поддерживает рентабельные отрасли экономики, возникшие  в результате НТП и востребованные на мировом рынке. 

4. Основные  направления развития структуры

В области  политики стимулирования совокупного  предложения можно выделить меры прямого и косвенного воздействия  на экономику. Прямое воздействие связано  с целевыми государственными программами, предполагающими прямое расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных  секторов экономики, государственными заказами на продукцию, услуги и поставки благ самим государством, бюджетными инвестициями, определенные запреты  правительства на производство ряда товаров и т. д. Косвенное воздействие  может быть обеспечено, например, налоговой  реформой и налоговыми льготами, льготными  кредитами, субсидиями.

Следует отметить, что наиболее активно данное направление экономической политики проявилось в Германии и Франции. Менее энергично оно реализуется, например, в США.

Безусловно, для того, чтобы определиться с  направлением деятельности структурной  политики, следует выбрать приоритетные направления развития экономики  исходя из анализа структуры национального  хозяйства, развития отдельных отраслей промышленности, закономерностей научно-технического прогресса и национальных конкурентных преимуществ. Это является непременным  условием для проведения структурной  политики, что будет нами рассмотрена  в следующей части данной главы.

Главная проблема данного вида экономической  политики заключается в том, что  задачи государства в области  структурных изменений объективно сложны и противоречивы. Поэтому структурная политика должна быть достаточно гибкой. Можно привести следующий пример

Если  правительство будет оказывать  прямую помощь наиболее передовым отраслям, то это будет нарушением правил конкуренции, которую государство должно поощрять. Проще обстоит дело с оказанием  своего рода социальной помощи старым, отставшим отраслям, шансы которых  в конкурентной борьбе значительно  снизились (сельское хозяйство, текстильная, судостроительная, угольная, металлургическая промышленность). Таким образом, помощь слабым отраслям имеет прямой характер, поддержка же передовых сфер осуществляется в форме общего предоставления стимулов к их динамике, т.е. в их отношении  уместна лишь косвенная помощь.

Интересна в этом смысле, например, позиция  Министерства экономики Германии. Оно  дает рекомендации частному сектору  и с надеждой ожидает выполнения предложенного варианта, не имея возможности  требовать обязательного исполнения. Согласно установке Министерства экономики  разработанная государством концепция  экономической структуры нарушала бы права и интересы субъектов  свободной частной экономики.

Теперь, когда мы рассмотрели сущность, причины  и методы структурной политики в  целом, перейдем непосредственно к  России. 
 

5.Особенности структурной политики России на современном этапе 

Объем задач российской экономики в  области структурной политики очень  велик. Это обусловлено несколькими  обстоятельствами.

Во-первых, решающее влияние на экономику оказывает  переход от централизованной экономической  системы к рыночной. Каждая из этих систем требует своей структуры  экономики (хотя имеются и общие  производственно-технические основы).

Второе  условие связано с распадом прежнего экономического комплекса СССР, который  привел к нарушению множества  хозяйственных связей между отраслями, видами производства, к прекращению  сложившегося межотраслевого разделения труда. Из-за этого Россия вынуждена  срочно создавать некоторые из них  заново или импортировать необходимую  продукцию из других стран.

Кроме того, крайне отрицательно на всю макроэкономику нашей страны повлияли кризис 90-х  гг, который включал в себя разрыв производственных связей и единого  хозяйственного комплекса в странах  СССР, ошибки в приватизации и аграрных преобразованиях, оставшуюся России в  наследство устаревшую морально и изношенную физически материально-технической  базу, непомерные налоги, резкое повышение  цен, дефицит товаров первой необходимости. Поэтому, как уже было сказано  во введении, для России необходимо грамотное проведение структурной  политики.

Поскольку рыночные основы в экономике России созданы (проведено разгосударствление крупных предприятий, поддерживается, хотя и недостаточно, малый и средний  бизнес, создана налоговая база, принимаются антимонопольные меры), определенные шаги в области структурной  политики уже можно предпринимать.

Рассмотрим  ситуацию, сложившуюся в национальном хозяйстве России на сегодняшний  день.

Нужно обратить внимание на тот факт, что  существенно отстает рост объемов  ведущих отраслей материального  производства и - что самое важное - инвестиций в основной капитал. Более  того, темпы прироста промышленного  производства в последние два  года упали в 2 раза по сравнению  с предшествующим двухлетием.

Одновременно  наблюдаются довольно устойчивые тенденции  ухудшения качественных показателей  роста: среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 гг. составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 %.

За стремительное  формирование основ рыночного хозяйства  России пришлось «заплатить» деградацией  её научно-технологического и производственного  потенциала. Наиболее глубокий спад охватил  высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (производство офисного оборудования и компьютеров, аппаратуры для теле-, радио-, и других видов  коммуникаций, высокоточных медицинских  и оптических инструментов, часов, среднетехнологичные - производство химических продуктов, автомобилей и другого транспортного  оборудования) и военно-промышленный комплекс.

Удельный  вес России в мировой торговле продукцией машиностроения составляет 0,4 - 0,5 %, против 30 %, приходящихся на США, КНР и Японию - 30 %, а технологиями и наукоемкими товарами не превышает 0,3 -0,8 %, что меньше США в 30, Республики Корея - в 14, Малайзии - в 13 раз.

Критического  уровня достиг износ основных фондов в промышленности.

Сегодня Россия вплотную приблизилась к утрате собственной технологической базы машиностроения и индустрии народного  потребления.

Сложившаяся структура инвестиций пока не в состоянии  хорошо поддержать важные для страны отрасли промышленности. Результатом  явилось замедление развития машиностроительного  комплекса. А для привлечения  иностранных инвестиций нужно создавать  условия, в частности иную законодательную  базу, которая будет обеспечивать для инвестора, во-первых, благоприятные, а, во-вторых, стабильные условия вложения средств.

Снижение  технологического уровня российской экономики  является также следствием продолжающегося  недофинансирования главного источника  инновационного роста - науки.

Объемы  падения производства в машиностроении и наукоемком приборостроении свидетельствуют  о том, что в этих секторах так  и не сформировались хозяйствующие  структуры, способные вести конкурентную деятельность на мировом уровне. Результатом  такой ситуации и является низкое качество экономического роста и  явно недостаточная конкурентоспособность  национальной экономики.

Природно-ресурсный  потенциал России позволяет производить  практически все виды сельскохозяйственной продукции, но тем не менее наша страна является одной из основных стран  – импортеров продовольствия. Современное  состояние агропромышленного комплекса  РФ дает основание сделать следующие  выводы:

Информация о работе Структурная политика государства РФ. Её цели и характер