Структурная политика государства РФ. Её цели и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

Прежде чем рассматривать непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Структурная политика государства…………………………………………..4
2 Цели и задачи структурной политики………………………………………..5
3. Факторы………………………………………………………………………..8
3.1 Отраслевая структура………………………………………………………..9
3.2Внешнеторговая структура…………………………………………………..9
4. Основные направления развития структуры……………………………….10
5. Особенности структурной политики России на современном этапе……...11
Заключение………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

referat.docx

— 35.19 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тверской  Государственный Технический Университет

(ГОУВПО  «ТвГТУ») 

Кафедра «Менеджмент» 
 
 

Реферат 

На тему : « Структурная политика государства  РФ. Её цели и характер.» 
 
 

                    

                                         
               

                                       Выполнила:

                    Студентка 2 курса         группы МО-1004

                     Комболина С.А.

                     Принял:

                                  Курдюков С.А. 
                 
                 
                 

      Тверь  2011

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Структурная политика государства…………………………………………..4

2 Цели и задачи структурной политики………………………………………..5

3. Факторы………………………………………………………………………..8

3.1 Отраслевая  структура………………………………………………………..9

3.2Внешнеторговая  структура…………………………………………………..9

4. Основные направления развития структуры……………………………….10

5. Особенности структурной политики России на современном этапе……...11

Заключение………………………………………………………………………14 
 

 

Введение

Прежде  чем рассматривать непосредственно  структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению  структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством для достижения определенных, социально-экономических целей: обеспечение  сбалансированного развития экономики, техническое совершенствование  производства на основе использования  достижений науки и техники, социальная защита населения и рост его благосостояния.

Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры  народного хозяйства, формирует  наиболее оптимальное их соотношениеТаким образом, модернизация страны в решающей мере зависит от структурной перестройки её экономики. При этом следует учитывать, что подобные реформы не могут быть осуществлены на основе исключительно механизмов рыночного саморегулирования. Это объясняется многими причинами: рынок не решает социальных проблем, он не в состоянии обеспечить достаточно глубокий прорыв в области науки и технологий, не может справиться с экологическими проблемами.Следовательно, структурная политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

В современной  России, где целью экономических  реформ является переход к социально-ориентированной  модели рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики, весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе национального хозяйства, что и является сутью структурной  политики.

Целью данного реферата является рассмотрение структуры национального хозяйства, исследование понятия «структурная политика» Основные цели ее и характер.Также  необходимо обратить внимание на проведение структурной политики в России в  настоящее время.

 

1 Структурная политика государства

Сущность  структурной политики, ее значение в системе государственных мероприятий  по преодолению кризиса Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

Под структурной  политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства  пропорции формируются в результате взаимодействия   спроса и предложения. Государство не может произвольно  их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется  с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструктуры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как показано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совер­шенствовании, в корректировке и доводке, в  целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое  воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а  также историческими факторами  и специфическими условиями жизни  людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и  региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические). Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и  взаимосвязи.

Ключевую  роль в организации национального  хозяйства играют общеэкономические  пропорции: спроса и предложения  товаров, производства товаров и  производства услуг, производства средств  производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления  и накопления, пропорции между  отраслевыми и региональными  комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная  экономика, в этих условиях большую  значимость имеют соотношения и  связи между двумя крупными секторами  национального хозяйства: государственным  и частным. Деятельность государства по регулированию структуры национального хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основательности решаемых проблем — на стратегическую и тактическую.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение  крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов  и методов, с помощью которых  решаются стратегические замыслы и  задачи.

2 Цели и задачи структурной политики  

В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные  как на внутреннем, так и на мировых  рынках. Реализации конкурентных преимуществ  этих секторов (наличие незагруженных  технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических  заделов и т.п.) препятствуют как  несовершенство и неразвитость рыночных механизмов и институтов, так и  сложившиеся к настоящему времени  стартовые условия в этих секторах, неблагоприятные для экспансии  производства, модернизации производственной базы и повышения эффективности.

Основным  направлением структурной политики государства является повышение  конкурентных преимуществ экономики  страны через достижение четырех  взаимосвязанных целей:

Содействие  повышению конкурентоспособности  отечественных производителей товаров  и услуг на внутреннем и мировом  рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения  доли отраслей, производящих продукцию  с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.

Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора  экономики, искусственно поддерживаемого  системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем  монопрофильных городов.

Завершение  трансформации существующих малоэффективных  институтов экономики "переходного  типа" (структуры государственной  собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования  и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

Ускоренное  развитие и перестройка экономической  системы, предприятий и рынков в  процессе общемировой экономической  трансформации, проходящей на базе новых  информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

Основными факторами, сдерживающими развитие потенциально конкурентоспособных  предприятий, помимо изложенных в предыдущем разделе, являются:

низкий  уровень управления на предприятиях, связанный как с небольшим  опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг  и системы подготовки менеджеров;

низкий  уровень интеграции отечественной  экономики в мировую экономическую  систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных  экономических организаций, неразвитостью  инфраструктуры содействия экспорту;

недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

неразвитость  инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию и освоение инноваций;

недостаточная гибкость рынка труда, связанная  с барьерами на пути межрегиональной  миграции рабочей силы и недостатками системы профессионального образования  и переквалификации. В этих условиях первоочередными задачами структурной  политики становятся:

повышение инновационной активности и опережающее  развитие высокотехнологичного сектора  экономики;

стимулирование  экономического роста и повышение  эффективности производства на микроуровне  через поддержку формирующихся  цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;

снижение  трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения  предпринимательской деятельности;

прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная  селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института  банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики, решение проблем  монопрофильных городов;

стимулирование  процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования  крупных эффективных и конкурентоспособных  компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;

окончательное снятие с предприятий бремени  содержания некоммерческих звеньев; сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности  управления государственным имуществом;

повышение эффективности естественных монополий  путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержеками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных  сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа  к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций; реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и  телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых  условий экономической деятельности в России, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.

Информация о работе Структурная политика государства РФ. Её цели и характер