Стрессы. Стрессоустойчевость как способ предупреждения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Практически неизбежное последствие любого конфликта – стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте.», «Расслабьтесь.», – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только вот не получается, Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова.

Содержание

Введение

1. Понятие и природа стресса 3

2. Причины и источники стресса 4

3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях 6

4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения 10

5. Управление нейтрализацией стрессами 11

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

ПГУ им. Т.Г.Шевченко

Рыбницкий филиал

Кафедра «Социально-экономических  дисциплин» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По  дисциплине «Конфликтология» 

На  тему: «Стрессы. Стрессоустойчевость как способ предупреждения конфликтов» 
 
 
 
 
 
 

                                                      Выполнила:

                                                      Студентка 5-го курса, з/о

                                                      Специальность «МО»

                                                      Калина  Т.П. 
 

                                                      Проверил:

                                                      ст. преподаватель

                                                      Вычужина И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Рыбница

2011 г. 

 

Содержание

Введение

1. Понятие  и природа стресса 3

2. Причины  и источники стресса 4

3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях 6

4. Индивидуальная  стратегия и тактика стрессоустойчивого  поведения 10

5. Управление  нейтрализацией стрессами 11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Практически неизбежное последствие любого конфликта  – стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом. «Не нервничайте.», «Расслабьтесь.», – советуют нам окружающие. Да мы бы и рады не нервничать, только вот не получается, Стрессовая ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сами лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова. Можно ли с этим, что нибудь поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: 1) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; 2) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; 3) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

 

     1. Понятие и природа стресса 

     Слово «стресс» в переводе с английского  означает «напряжение». В научный  оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадским физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию  стресса как приспособительной  реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется, видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающие трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

     Понятие стресса и фазы развития

     По  классическому определению Г. Селье,

     стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

     Термин  «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно  всем приспособительным реакциям организма  Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию – это и есть сущность стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись

     В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

     1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;

     2) фазу сопротивления, позволяющую  организму успешно справляться  с вызвавшими стресс воздействиями;

     3) фазу истощения, если слишком  затянувшаяся и чересчур интенсивная  борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

 

     2. Причины и источники стресса

     Перечень  причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и  международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально экономические кризисы.

     Организационные факторы

     Значительная  часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших  профессиональных обязанностей.Организационные факторы, способные вызвать стресс:

  1. перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

     конфликт  ролей (возникает, если работнику предъявляют  противоречивые требования);

  1. неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
  2. неинтересная работа
  3. плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  4. неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  5. плохие каналы обмена информацией в организации и др.

     Другую  группу стрессогенных факторов можно  было бы назвать организационно личностными, поскольку они выражают субъективно  тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

  1. страх не справиться с работой;
  2. страх допустить ошибку;
  3. страх быть обойденным другими;
  4. страх потерять работу;
  5. страх потерять собственное Я.

     Стрессогенами также являются неблагоприятный  морально психологический климат в  коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и  т.д.

     К этому «букету» стрессоров организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций– Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрастал и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

     Таким образом, причины стрессов особого  секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его  вызывающие. Основное правило здесь  напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти.

 

      3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

     Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель – подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

     Антистрессовое  руководство

     Чтобы минимизировать уровень стрессов в  коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к  следующим рекомендациям.

  • Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилактики стрессов среди подчиненных.
  • Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
  • Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.
  • Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчиненным
  • Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.
  • При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
  • Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

     Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

  • Если возникла необходимость кого то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.
  • Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.

     Выполнение  руководителями этих несложных в  принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень  стрессов в коллективе.

     Антистрессовое  подчинение

     Одновременно  в тех же целях шаг навстречу  начальникам предлагается сделать  и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов минимизации стрессов.

  • Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).
  • Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботьтесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.
 
     
  • Постарайтесь  наладить эффективные деловые отношения с вашим руководителем, Оцените масштаб его проблем и помогите ему разобраться в ваших. Руководители, как правило, нуждаются в «обратной связи», но не всегда в состоянии ее наладить.
  • Если вы чувствуете, что объем поручаемой вам работы явно превышает ваши возможности, найдите в себе силы сказать «нет». Позаботьтесь при этом о взвешенном и тщательном обосновании своего отказа
  • Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.
  • Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заведомая противоречивость предъявляемых требований не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.
  • При напряженной работе ищите возможность для кратковременного отключения и отдыха, Опыт свидетельствует, что двух 10 – 15 минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.
  • Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общественно приемлемых формах. Социально – одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев, на что нибудь нейтральное. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку – лучше такую, где надо по чему нибудь бить.
  • Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.
 

     Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы – это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.

Информация о работе Стрессы. Стрессоустойчевость как способ предупреждения конфликтов