Стрессы и стрессоустойчивость

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Для людей различных профессий рекомендуется пройти специальные курсы, где они бы могли научиться различным техникам общения. Благодаря этому можно не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, и

научится избегать нежелательных стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе общения на такой работе

Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.

В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса и стрессоустойчивости, причины стресса и основные способы борьбы на рабочем месте.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………………………………………………………...5

1.Понятие стресса……………………………………………………………….....5
2.Причины стресса…………………………………………………………………7
3.Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
4.Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12

2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12

2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17

2.3 Рекомендации как повысить производительность и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20

2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23

Заключение………………………………………………………………………….24

Библиографический список………………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯЯ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Иркутский Государственный Университет

Кафедра коммерции и маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Стрессы и стрессоустойчивость » 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнила:

                                               студентка группы 11241

                  Мурашова  Д. В. 

                     Проверил:

                     доцент, канд. философских наук

                  Лапшин  А.Н. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Иркутск  2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ научной  литературы по проблеме стресса и  стрессоустойчивости………………………………………………………………...5

    1. Понятие стресса……………………………………………………………….....5
    2. Причины стресса…………………………………………………………………7
    3. Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
    4. Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12

2.1 Результаты  исследования стресса на примере компании…………………....12

2.2 Методы  управления стрессом…………………………………………………17

2.3 Рекомендации  как повысить производительность  и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20

2.4 Рекомендации  по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23

Заключение………………………………………………………………………….24

Библиографический список………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.

       Надо  отметить, что современные организации  вынуждены тщательно просчитывать свой бюджет и прилагать максимум усилий для оптимального использования человеческих ресурсов. Поясню, какое отношение это имеет к стрессу на рабочем месте:

       - во первых, постепенно приходит  понимание, что одной из значимых  статей непродуктивных расходов  организации являются издержки, обусловленные стрессом;

       - во вторых, учащаются ситуации, когда  организация конкурирует из-за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на рабочем месте относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать его значимости для работников;

       - в третьих, одним из эффектов  длительного воздействия стресса является так называемый «синдром выгорания», который приводит к резкому снижению эффективности деятельности работника, иногда равносильному его потери. Особенно часто он встречается среди менеджеров, целиком отдающих себя работе.

       Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых “дорогостоящих” видов издержек фирмы, негативно воздействующих как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

       Раньше  к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходится постоянно находиться в сосредоточенном напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Теперь же взгляд на эти вещи несколько изменился. К наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится общаться с другими людьми. Довольно часто им приходится сталкиваться с недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, приводит в стрессовое состояние.

       Для людей различных профессий рекомендуется пройти специальные курсы, где они бы могли научиться различным техникам общения. Благодаря этому можно не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, и

       научится избегать нежелательных стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе общения на такой работе

       Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем  месте с целью минимизации  его негативного влияния на эффективность  деятельности организации.

       В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса и стрессоустойчивости, причины стресса и основные способы борьбы на рабочем месте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

    1. Понятие стресса

       Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия, значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу.

       Даже  в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека а, следовательно, для организации. Таким образом, это еще один фактор, который дожжен понимать проницательный руководитель и научится нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.

       Стресс -  обычное и часто встречающееся явление. Мы все время  испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаете и представляетесь в классе, повышенную раздражительность или бессонницу накануне важных событий, во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к  проблемам для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Карл Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс  это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс просто не существует»

       Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю апатита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

       Снижая  эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как  и на здоровье и благополучии сотрудников коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа трудящихся».

       На  рис. 1.1 Представлена модель стрессовой реакции.

 
 
 
 

1.2 Причины стресса

       Стресс  может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни человека. То есть причины стресса можно подразделить на две большие группы организационных и личностных факторов.

       Организационные факторы.

       •         Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Необходимо, чтобы объем выполняемой человеком работы соответствовал его рабочему потенциалу.

       •         Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Зачастую конфликт ролей является признаком нарушения единоначалия в организации. Очень важен психологический аспект данного вопроса при различиях между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации - человек может оказаться врагом коллектива, в котором работает.

       •         Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

       •         Неинтересная работа. Этот фактор не только вызывает стресс, но и практически  всегда резко снижает производительность труда.

       •         Плохие и непродуманные физические условия работы. Например, плохое освещение, отсутствие кондиционеров, неудовлетворительная связь и так далее.

       Личностные  факторы не менее, а зачастую и  более важны, чем организационные. Например, смерть родственника или  супруга (супруги), развод или брак, изменения в здоровье или финансовом положении или какие-либо изменения  вообще почти наверняка вызовут  у человека стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.

       Из  выше сказанного можно сделать заключение, что при стрессе у подчиненного, первый, кто должен прийти к нему на помощь, должен быть его непосредственный руководитель. Начальник может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело. Но и здесь существует опасность. Если начальник, обладающий определенным мастерством, может стать наилучшей опорой для встревоженного подчиненного, то правда также и то, что начальник с неправильными представлениями может причинить вред разуму и телу своего подчиненного. Все дело в психологической грамотности руководителя. Это еще один довод в пользу необходимости и важности психологии управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.  Понятие стрессоустойчивость

       Если  говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость  как особое взаимодействие всех компонентов  психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».

       Таким образом, стрессоустойчивость - это  самооценка способности и возможности  преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или  запасом, потенциалом различных  структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

       Как следует из приведенного определения  стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается  в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Информация о работе Стрессы и стрессоустойчивость