Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:36, курсовая работа
Для людей различных профессий рекомендуется пройти специальные курсы, где они бы могли научиться различным техникам общения. Благодаря этому можно не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, и
научится избегать нежелательных стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе общения на такой работе
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.
В данной работе предлагается рассмотреть понятие стресса и стрессоустойчивости, причины стресса и основные способы борьбы на рабочем месте.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………………………………………………………...5
1.Понятие стресса……………………………………………………………….....5
2.Причины стресса…………………………………………………………………7
3.Понятие стрессоустойчивости………………………………………………….9
4.Типы стрессоустойчивости………………………………………………….....10
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по проблеме стресса……………...12
2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12
2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17
2.3 Рекомендации как повысить производительность и понизить уровень стресса……………………………………………………………………………….20
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23
Заключение………………………………………………………………………….24
Библиографический список………………………………………………………..25
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Иркутский Государственный Университет
Кафедра
коммерции и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему
«Стрессы и стрессоустойчивость »
Выполнила:
студентка группы 11241
Мурашова
Д. В.
Проверил:
доцент, канд. философских наук
Лапшин
А.Н.
Иркутск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретический анализ научной
литературы по проблеме стресса и
стрессоустойчивости……………………………
Глава
2. Опытно-исследовательская
2.1 Результаты исследования стресса на примере компании…………………....12
2.2 Методы управления стрессом…………………………………………………17
2.3 Рекомендации
как повысить
2.4 Рекомендации по проблеме стресса и стрессоустойчивости………………..23
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Состояние повышенного психологического напряжения, в котором могут находятся сотрудники, например из-за большого объема работы или множества срочных поручений, противоречивых требований руководства или периодическим вспыхивающих конфликтов, принято называть состоянием стресса.
Надо
отметить, что современные организации
вынуждены тщательно
-
во первых, постепенно приходит
понимание, что одной из
- во вторых, учащаются ситуации, когда организация конкурирует из-за специалистов, и хотя удовлетворительный уровень стресса на рабочем месте относится скорее к гигиеническим факторам, чем к мотивационным, нельзя забывать его значимости для работников;
-
в третьих, одним из эффектов
длительного воздействия
Таким образом, длительно испытываемый сотрудниками стресс – один из самых “дорогостоящих” видов издержек фирмы, негативно воздействующих как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.
Для людей различных профессий рекомендуется пройти специальные курсы, где они бы могли научиться различным техникам общения. Благодаря этому можно не только усовершенствовать свои профессиональные навыки, и
научится избегать нежелательных стрессовых ситуаций, которые неизбежно возникают в процессе общения на такой работе
Все вышесказанное подтверждает актуальность исследований стресса на рабочем месте с целью минимизации его негативного влияния на эффективность деятельности организации.
В
данной работе предлагается рассмотреть
понятие стресса и стрессоустойчивости,
причины стресса и основные способы борьбы
на рабочем месте.
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости.
Стресс – английское слово, которое произошло от французского estresse, что означает угнетенность, подавленность. Это понятие было введено канадским ученым Гансом Селье, он определил стресс как реакцию нервно-психического напряжения, возникающую в чрезвычайных обстоятельствах и призванную мобилизовать защитные силы организма. Сегодня под стрессом все чаще подразумевают стрессовые воздействия, значительные физические и умственные нагрузки, приводящие к стрессу.
Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека а, следовательно, для организации. Таким образом, это еще один фактор, который дожжен понимать проницательный руководитель и научится нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все время испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаете и представляетесь в классе, повышенную раздражительность или бессонницу накануне важных событий, во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к проблемам для индивидуумов и организаций. Как отмечает доктор Карл Альбрехт, автор книги «Стресс и менеджер»: «Стресс это естественная часть человеческого существования. Мы должны научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс просто не существует»
Тот тип стресса, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю апатита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Как утверждает доктор Альбрехт: «Теперь ясно, что многие проблемы сотрудников, которые отражаются на деньгах и результатах работы, так же как и на здоровье и благополучии сотрудников коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на ведение дела и снижает качество трудовой жизни для большого числа трудящихся».
На рис. 1.1 Представлена модель стрессовой реакции.
1.2 Причины стресса
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни человека. То есть причины стресса можно подразделить на две большие группы организационных и личностных факторов.
Организационные факторы.
• Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Необходимо, чтобы объем выполняемой человеком работы соответствовал его рабочему потенциалу.
• Конфликт ролей. Он возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Зачастую конфликт ролей является признаком нарушения единоначалия в организации. Очень важен психологический аспект данного вопроса при различиях между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации - человек может оказаться врагом коллектива, в котором работает.
• Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.
• Неинтересная работа. Этот фактор не только вызывает стресс, но и практически всегда резко снижает производительность труда.
• Плохие и непродуманные физические условия работы. Например, плохое освещение, отсутствие кондиционеров, неудовлетворительная связь и так далее.
Личностные факторы не менее, а зачастую и более важны, чем организационные. Например, смерть родственника или супруга (супруги), развод или брак, изменения в здоровье или финансовом положении или какие-либо изменения вообще почти наверняка вызовут у человека стресс. Следует отметить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации, или событиями личной жизни индивидуума.
Из
выше сказанного можно сделать заключение,
что при стрессе у
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности».
Таким
образом, стрессоустойчивость - это
самооценка способности и возможности
преодоления экстремальной
Как следует из приведенного определения стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.