Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 10:58, курсовая работа
Целью работы является исследование стресса и стрессовых ситуаций в организации. Как может руководство повышать благосостояние своих сотрудников и производительность организации. Однако даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей и вызывают в них чувство стресса. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для индивидуума, а, следовательно, для организации. Таким образом, это еще один фактор, который должен понимать проницательный руководитель и научиться нейтрализовать его для обеспечения полной эффективности.
Задачами исследуемых работ являются:- изучить природу стресса ; - охарактеризовать стресс и стрессовое напряжение; - причины стресса и как управлять стрессовыми ситуациями (собой, другими); - исследовать способы управления стрессовыми ситуациями в организации.
Введение
1. Природа стресса
2. Причины стресса
3. Способы управления стрессовыми ситуациями
3.1 Как управлять собой
3.2 Как управлять другими
Заключительная часть
Список использованной литературы
-
«Находить каждый день время для отключения
и отдыха. Как утверждали Томас Холмс и
Ричард Раэ: закройте дверь на пять минут
каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь
ноги, полностью расслабьтесь и выбросите
работу из головы. Обратитесь к приятным
мыслям или образам, чтобы освежить мозг…
Уходите время от времени из конторы, чтобы
сменить обстановку или ход мыслей. Не
обедайте там и не задерживайтесь подолгу
после того, как вам следовало бы уже идти
домой или заняться другой работой.
3.2
Как управлять другими
Чтобы управлять другими, достигая высокой производительности труда и низкого уровня стресса, предлагается следующее.
- Четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий. Использовать двухстороннюю коммуникацию и информацию своих подчиненных.
- Использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации.
- Обеспечивать надлежащие вознаграждения за эффективную работу.
- Выступать в роли наставника по отношении к подчиненным, развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.
- Оценивать способности, потребности и склонности работников и пытаться выбрать объем и тип работы для них, соответствующий этим факторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты при выполнении этих заданий, повысить им рабочую нагрузку, если они того желают. В подходящих случаях делегировать полномочия и ответственность.
- Разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо чтобы они выполнили это задание, объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе, чтобы дать им необходимое время и ресурсы для выполнения дополнительного задания.
К
другим факторам, связанным с понижением
вероятности стресса, относятся соблюдение
надлежащего режима питания, поддержание
себя в форме с помощью физических упражнений
и достижение общего равновесия в жизни.
В таблице приведены различия между стрессовыми
и нестрессовым стилями жизни:
Сопоставление стрессового и нестрессового стилей жизни
Стрессовый стиль жизни | Нестрессовый стиль жизни |
Испытывает хронический, неослабевающий стресс | Допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности |
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций | Имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться |
Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) | Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными |
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе | Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение |
Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времени | Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки» |
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий | Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться |
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме | Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет |
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) | Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых) |
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой | Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение |
Воспринимает
отношения между полами как неприятные,
неблагодарные или общественно-« |
Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит» |
Воспринимает жизнь как серьезную, трудную ситуацию; страдает отсутствием чувства юмора | Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора |
Соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей | Проводит жизнь относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания |
Воспринимает тяжелые и стрессовые ситуации пассивно; страдает молча | Настойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения в сроки; избегает ненужных напряженных ситуаций; эффективно распределяет время |
Пример 1:
Босс может стать для подчиненного лучшей защитой от стресса.
Многих боссов обвиняли в том, что они были причиной расстройства здоровья у подчиненных, и восхваляли многих благожелательных супругов и утешителей при стрессе. Однако результаты многих исследований оспаривают правильность обоих стереотипов: босс может стать существенной защитой против стресса, в то время как, по утверждению некоторых исследований, поддержка семьи может только ухудшить дело.
Результаты дают надежду на изменение восприятия связей между работой, семьей и стрессом. «Стереотипным является взгляд, согласно которому крепкая домашняя основа представляет собой убежище, противостоящее бессердечному миру, - говорит Аарон Век, специалист-психиатр в области стресса. - Но даже самая благожелательная семья не может дать нам средства справиться со стрессом, связанным с работой, а наш босс может это сделать».
Значение новых исследований в том, что они выходят за пределы очевидных фактов - будто начальник обладает властью над чувствами подчиненного, - чтобы более конкретно проанализировать последствия взаимоотношений между начальником и подчиненным.
Результаты исследований могут иметь большие последствия и изменять стиль управления, поскольку указывают на то, что не так важна личность начальника - доброжелательный и сдержанный он человек, - как его отношение к подчиненным, когда они решают свои проблемы. С точки зрения одной из исследователей, Сьюзан Уэлетт Кобасы, в настоящее время профессора психологии Школы последипломного образования Университета Нью-Йорка: «Наиболее эффективный начальник - это - тот, кто спрашивает себя: «Как я могу заставить моих подчиненных чувствовать себя такими же эффективными, как и я?» Он не собирается выполнять за них работу, но дает им понять, что доверяет им самим хорошо выполнить эту работу».
Другие исследователи стрессов согласны с этим. Психолог Кеннет Пеллетье утверждает: «Босс - существенная фигура в том, как чувствуют себя его подчиненные и пострадает ли их здоровье. Одним из ключевых будет решение начальника - давать ли подчиненным почувствовать, что они самостоятельно выполняют свою работу».
Майкл Ломбардо, ученый-бихивиорист из Центра творческого лидерства в Гринсборо, штат Северная Каролина, описывает типичные подходы для начальника, который добивается наибольшей эффективности, помогая сотрудникам преодолеть стресс:
«Он обеспечивает своих сотрудников средствами для решения проблем, но не делает это за них». «Более полезно показать голодному человеку, как пользоваться рыболовной удочкой, чем дать ему рыбу».
Надежный начальник защищает своих подчиненных от ненужных проблем. Например: если в подразделении фирмы назревают перемены в высших эшелонах власти, нет никакой необходимости, чтобы работник услышал об этом прежде, чем это произойдет.
Если работник застрял на какой-нибудь проблеме, начальник может сказать, чтобы тот отложил ее на время, или засыпать вопросами, которые заставили бы подумать об этой проблеме с других сторон.
Эти простые решения, конечно, не могут сгладить любые испорченные отношения между начальником и подчиненным. В одном исследовании, которое наглядно выделяет возможности умелого начальника, показано, что он может даже защитить сотрудников от физических и психологических расстройств, связанных со стрессом: наиболее часто среди них встречаются ожирение, ослабление половых функций и депрессия.
Исследователи Кобаса и Марк К. Пьюсетти начали с выяснения того, почему некоторые люди поддаются связанному с работой стрессу, в то время как другие, работающие под похожим давлением, действуют гораздо лучше.
Кобаса и Пьюсетти обследовали 170 человек среднего управленческого звена и выше в иллинойском филиале компании «Америкэн Телефон энд Телеграф». Это подразделение было чрезвычайно подходящим полигоном для исследования стресса, потому что разделение компании бросило весь управленческий корпус в завихрения потока перемен в политике и структуре.
Сотрудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в 2 раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не ощущали.
Самым поразительным результатом исследований оказалось то, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Это подтверждалось даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая заработная плата или высокая задолженность.
Среди тех работников, у кого отсутствует устойчивость, большему риску подвергается тот, кто чувствует, что начальник не на его стороне, и вместо него обращается за поддержкой к семье.
Кобаса предполагает, что семьи работников, которых она исследовала, оказывают им не тот вид поддержки для преодоления проблем на работе. В то время как должность требует от них дисциплины и усиленной работы, семьи могут потворствовать развитию горечи и жалости к себе.
С точки зрения Кэри Банкер, психолога, который проводит собственное углубленное исследование 200 руководителей филиала «Эй Ти энд Ти» в Нью-Йорке: «Не то чтобы семья не представляла убежища против стресса, просто это совсем не связано со стрессом на работе».
Если правда, что начальник, обладающий определенным мастерством, может стать наилучшей опорой для встревоженного подчиненного, то правда также и то, что начальник с неправильными представлениями может причинить вред разуму и телу своего подчиненного.
Пример вреда, который может причинить начальник, имеется в исследовании 357 сотрудников Министерства обороны, главным образов с баз ВВС, расположенных на Среднем Западе США. Единственным связанным с местом работы элементом, соответствующим повышенному содержанию холестерина в крови, основным фактором риска для сердечных заболеваний было наличие начальника, который вел себя слишком по-начальнически.
По
словам одного из исследователей, профессора
управления Университета Клемсона в Южной
Каролине Уильяма Хендрикса: «Такой босс
- приверженец правил, больше озабоченный
мелочами вроде своевременного прихода
на работу, чем более общей картиной производительности
подчиненных. Он строго придерживается
инструкций, не разрешая сотрудникам нарушать
правила, даже если это будет означать
их бóльшую эффективность.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На основе проведенных исследований, можно прийти к следующим выводам: что стресс и стрессовые ситуации в любой сфере деятельности неизбежны. Руководитель и работники могут только контролировать и уравновешивать уровень стресса в целях не потерять уровень производительности и межличностных отношений
В работе даны несколько определений понятия «стресс». Стрессовые ситуации возникают как дома ,так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
Стресс может проявляться в организациях, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительные стороны (свадьба, повышение по службе, неожиданный значительный доход). Отрицательные стороны (смерть, развод, понижение по службе и т.д.) Стресс в основном отражается на здоровье человека, а значит, и на производительности организации (пониженное количество и качество выпускаемой продукции), если сотрудник находится в отрицательном стрессовом напряжении, то это негативно сказывается на реализации (сбыта) продукции.
Следовательно: шаги, которые следует предпринять, чтобы сделать эффективным организационные перемены - это давление и стимулирование, вмешательство и переориентация, диагноз и признание, изобретательность и обязательное участие, эксперементирование и научный поиск, а также поддержка и принятие чужого мнения.
Часто рекомендуется участие всех работников в процессе перемен, но в некоторых ситуациях, связанных с переменами, оно может оказаться нежелательным.
Чрезмерный стресс может быть вызван слишком большим или слишком маленьким объемом работы, конфликтом или неопределенностью ролей, скукой, физическими факторами и различными событиями личного характера
На
основе проведённых исследований можно
прийти к выводу, что существуют различные
способы управления собой в стрессовой
ситуации и способы управления другими,
которые предполагают большую работу
над собой, развитие коммуникативных умений,
навыков, воспитание такого волевого качества
как : выдержка (самообладание), умение
использовать различные методики релаксации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (перевод с английского). Москва издательство «Дело» 1998г.
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник - 3-е изд. - м.: Гардарики, 1999. - 528с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. - 504с.
4. М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.: Под редакцией М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 - 343с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 3е издание перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ 2003г. - 501с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие.: Минск 2003 г.
7. Стресс жизни: Сборник./Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье Стресс без болезней) - Спб, ТОО «Лейла», 1994. - 348 с
Информация о работе Стресс и стрессовые ситуации в организации