Стратегия синергизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:44, реферат

Описание работы

Стратегия синергизма — это стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне предприятия в целом и которое в конечном счете проявляется на разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в приобретении продукцией уникальных свойств.

Работа содержит 1 файл

Стратегия синергизма.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 Таким образом,  с несущественными различиями исследователи сходятся в понимании основных источников синергических эффектов, сопровождающих процессы стратегического взаимодействия предприятий.

 Однако неоднозначными  выявляются способы измерения  синергийного эффекта и сфере  их применения. В многом измерять синергию? Сторонники "финансового подхода настаивают на использовании показателя отдачи на капитал: насколько больше / меньше может понадобиться инвестированного капитала (активов) без взаимодействия, чтобы сформировать такой же по величине денежный поток, создаваемый капиталом при условии стратегического взаимодействия. Другими словами, на сколько процентов эффект синергии увеличивает / уменьшает стоимость капитала инвесторов в капитале предприятия [15].

 Однако подобный  «прямой» способ оценке синергийного эффекта не всегда оказывается методически и практически действенным. Особенно остро эта проблема проявляется в при попытках оценки управленческой синергии. Например, в процессе управления набором видов деятельности предприятия следует учитывать противоречия между стратегическими ориентирами качестве отдельного участника, так и стратегического партнерства в целом. Если преимущество предоставляется краткосрочным показателям роста и рентабельности, при таких обстоятельствах, как правило, не соблюдаются долгосрочные показатели. Поэтому, если предприятию приходится фокусироваться на множестве целей, целесообразно четко определять их приоритетности для поиска компромисса по очередности их достижение. В свою очередь такие приоритеты будут зависеть от: 1) преимуществ руководства компании - фокусировка на текущей прибыли (модель американского менеджмента) или долгосрочных доходах от роста рыночной стоимости их акционерного капитала (модель японского менеджмента) 2) допустимого с точки зрения руководства уровня риска, обусловленного нестабильностью среды функционирования и перспективностью различных видов деятельности по критериям роста и рентабельности. <Br> По результатам исследования применяемых в практике подходов к оценке синергийного эффекта партнерских соглашений между предприятиями считаем возможным выделить три группы: 1) отслеживания динамики рыночной (конкурентной) позиции предприятий-партнеров и / или партнерства в целом, 2) оценка на основе методов финансового анализа предприятий - партнеров [18], 3) оценка с позиции концепции сопоставления выгод и затрат стратегического взаимодействия, которая составляет методологическое основание принятия и оценки проектных решений. Каждая из определенных групп подходов имеет свою приемлемую сферу применения, но и свои ограничение и недостатки (табл.1). Однако рассматривать указанные группы подходов к оценке синергических эффектов как методично автономные, по нашему мнению, нецелесообразно. <Br> Таблица 1 Характеристика подходов к оценке синергийного эффекта стратегического взаимодействия предприятий Подход к оценке Основной источник возникновения синергии Сфера применения подхода Ограничения для применения Исследование динамики рыночной (конкурентной) позиции предприятий - партнеров и / или партнерства в целом Преимущественно коммерческая и управленческая сферы стратегического взаимодействия Обоснование целесообразности образования долгосрочных стратегических партнерств Неоднозначность результатов оценки в краткосрочному периоде Оценка по методам финансового анализа предприятий - партнеров Преимущественно операционная сфера стратегического взаимодействия Обоснование эффективности операций слияниям & поглощений Неоднозначность (а иногда - невозможности) результатов оценки для партнерства в целом Оценка с позиции концепции сопоставления выгод и затрат стратегического взаимодействия Преимущественно инвестиционная сфера стратегического взаимодействия Приоритет в обосновании эффективности стратегического взаимодействия предприятий интересов «инвестора» Сложность обнаружения всех релевантных выгод и затрат совместного взаимодействия Подводя итоги выше указанном, подчеркнем, что концепция синергизма создает значительное влияние на современную управленческую мысль. Тот факт, что эмпирические данные о действенности концепции синергии в экономической сфере проявляются далеко неоднозначными (в частности, при определении эффективности операций слияний & поглощениям) широко признается. Но, это обстоятельство не повлекло полного отказа от данной концепции, потенциал которой в экономической и управленческой сферах бытия остается неисчерпанный, о чем свидетельствуют многочисленные публикации теоретических и эмпирических исследований проблеме выявления и оценки синергийного эффекта, в том числе в контексте обоснованности стратегического взаимодействия как модели развития предприятий.  

 Использованная  литература 1. Друкер Питер Ф. Задачи  менеджмента в XXI веке: Уч. пос. / Пер.  с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. .- 272 с. 2. Кэмпбелл Э., Лачс С. Стратегический синергизм, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 416 с. 3. Уильямсон О. И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. / Пер. с англ. / / Теория фирмы. / Под ред. Гальперина В. М. - СПБ.: Экономическая школа, 1995. - С.33-53. 4. Buckly P., Casson M. The Economic Theory of the multinational enterprise. - London: Macmillan, 1985. 5. Prahalad CK and Hamel G. 'The Core Competence of the Corporation', Harvard Business Revieu, May-June 1990, p. 79-91. 6. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. - СПб.: Питер, 2001. 

ОЦЕНКА УРОВНЯ синергизма НА ПРЕДПРИЯТИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ логико - лингвистической модели ТЕОРИИ НЕЧЕТКИХ МНОЖЕСТВ В статье приведены  общая характеристика существующих методов оценки синергизма на предприятии, предложен подход к оценке синергизма из использованием логико - лингвистических моделей теории нечетких множеств.

 Современное развитие  теории управления характеризуется  растущим влиянием других наук  и применением их достижений. Одной из актуальных концепций стратегического управления является концепция синергизма, которая предусматривает управление ресурсами и видами деятельности организации с целью достижения глобальной экономии на масштабах деятельности. Именно синергизм играет немаловажную роль в стратегическом управлении организациями, функционирующими в условиях неустойчивости и неопределенности, благодаря созданию дополнительных возможностей стратегическому развитию, балансировке рисков в наборе видов деятельности.

 Синергизм является предпосылкой для создания многоотраслевых и многопрофильных структур, так называемых синергических альянсов, которые соответственно будут иметь больше возможностей для развития своих стратегических бизнес единиц чем фирмы - конгломераты. Как показывает практика в напряженной ситуациях или в моменты спада конъюнктуры синергические предприятия являются более устойчивыми и показывают лучшие результаты хозяйственной деятельности чем конгломерати.1 В условиях активного развития рыночных отношений в нашем государстве, методические аспекты оценки синергического эффекта на предприятиях является крайне актуальными. Необходимость углубленной научной разработки данной проблемы с учетом специфики становления и развития рыночных отношений в Украине, обусловила выбор темы данного исследования. Синергизм стал предметом пристального внимания менеджеров ведущих бизнес-компаний мира. Это внимание обусловлено 1 Ансофф И. Стратегическое управление. - М: Экономика, 1989. - 64 с. 2 тем, что посредством использования данного явления открываются новые возможности и благоприятные условия для развития фирмы, а само повышения уровня стратегической гибкости, конкурентоспособности и расширение диверсификации компании. В сферу понятия синергизм входят различные ситуации и обстоятельства. Обычно именно синергизм, создавая предпосылки для подобных действий, является решающим фактором при принятии решений о целесообразности слияний и поглощений. Корпоративные решения относительно дивестиций (продажи, отторжения активов), изменения состава корпоративного портфеля или реструктуризации могут быть основаны на признании наличия синергических эффектов, или наоборот, их отсутствие.

 Достижение подобного  кумулятивного эффекта может  создать трудности для мультинациональных  компаний, осуществляющих операции в разных странах мира используя универсальные маркетинговые концепции. Конечно достижения синергизма является конечной целью альянсов и совместных предприятий, в которых разные компании учатся на примере друг друга, имея различные выгоды из своего сотрудничества.

 Фактически концепция  синергизма касается разных сфер  менеджмента. 

 Синергизм имеет  в виду интеграцию или координацию  множестве функций и отраслей  корпоративного портфеля так,  что организационная структура,  координационные механизмы и  корпоративные системы - все это очень важные его фактори.2 Проблемам развития стратегического управления, частности методическим аспектам оценки положительного и отрицательного синергетического эффекта, стратегической уязвимости и гибкости, возникновение, взаимодействии, уделяется большое внимание со стороны исследователей. Весомый научный вклад в исследование данной области знаний сделали: Ансофф И., Гемел Г., Занг В.Б., Кантер Р., Кэмбелл Е., Кэтлин Саммерс Лачс, Макмиллан А., Минцберг Г., Портер М., Прахалад К., Саймон Г., Стрикленд Т., Томпсон М., Черт С., и др. Среди отечественных и российских исследователей выделяют работы: Билоруса А., Виханського А.С., Германчука А.Н., Жигун Л.А., Кругловой М.И., Кузнецовой С.А., Марковой В.Д., Мищенко А П., Поплавский Ж., Рогач В., Уткина Э.А., Шершнев З.Е., и др. Но следует отметить, что в отечественных источниках практически отсутствуют аналитические материалы по 2 Эндрю Кэмпбелл, Кэтлин Саммерс Лачс. Стратегический синергизм, 2-е изд. /. - СПб.: Питер, 2004. - 12с.

3 Использование  в практической деятельности  активных методик оценки синергического  эффекта на предприятиях 

 Одним из первых  разработчиков данной проблемы  был И. Ансофф. В своих работах  он впервые дал определение  синергизма как экономического  феномена, определил базис синергизма (возможность того, что результат совместных усилий нескольких бизнес единиц будет превышать итоговый показатель их самостоятельной деятельности) вскрыл синергические внутрифирменные связи и показал методику оценки синергизма в основе многокритериального анализу.3 Профессор Гарвардского университета Розабет Мосс Кантер, в своих работах также рассматривала синергический эффект, констатируя то, что диверсифицированные компании существуют исключительно благодаря достижения синергизма и за счет синергического эффекта фирма может добиться значительных конкурентных переваг.4 Однако вопросы определения и оценки синергического эффекта требует дальнейшего изучения. Сейчас фактически разработаны лишь отдельные методы определения влияния синергии на деятельность предприятий, а системный подход к оценке синергического эффекта в контексте общего управления деятельностью предприятия отсутствует.

 Целью данной  работы являются совершенствование  методики оценки синергизма в  предприятии с использованием логико - лингвистических моделей теории нечетких множеств.

 Оценка синергического  эффекта на предприятиях, в основном  базируется на методику предложенной  И. Ансоффом. Данный метод дает  возможность бального оценивания  взаимосвязи и взаимоподдержки  между отдельными стратегическими зонами хозяйствования (далее ССО) по определенным критериям.

 Определение синергизма  и оценка «мощности» синергических  связей полупревращения с решением  ряда задач, характеризуется качественным  характером зависимостей между  их параметрами. Все это обусловливает необходимость применения методов, которые позволяют более гибко подойти к решению данных проблем.

 3 Ansoff HI, Corporate Strategy, revised edition, Penguin Books, 1987. 4 Kanter R. Moss, When Giants Learn to Dance, Simon & Schuster, London, 1989, p.100. 4 Для того чтобы объективно оценить уровень синергизма на предприятии, в рамках каждого из направлений его реализации, необходимо сначала определить показатели по сферам деятельности предприятия, отражающих наличие синергических эффектов

Информация о работе Стратегия синергизма