Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:32, реферат
Первое понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой.
ВВЕДЕНИЕ 3
ВЫБОР СТРАТЕГИИ 7
ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 11
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ 20
ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ 25
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИИ И СТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ») 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Макроэкономический рост и благосостояние страны в значительной степени зависят от уровня развития базовых отраслей, среди которых в Республике исключительно важную роль играет нефтегазохимический комплекс.
Нефтегазохимический
комплекс республики состоит из взаимосвязанных
крупных, средних и малых отраслевых предприятий
от добычи и переработки природного сырья
до выпуска конечной продукции, используемой
в промышленности и в сфере потребления.
Для Республики Татарстан 2010г. В целом
был успешным. Темпы роста промышленной
продукции составили 8,8% валовой региональной
продукт (ВРП) составил более740 млрд.руб..
Инвестиции в основной капитал в 2010г. Составил
пости 200 млрд.руб. и выросли по отношению
к 2009 году на 9%. В указанный период наибольшая
инвестиционная привлекательность была
характерна для компаний ОАО «КАМАЗ»,
ОАО «ТАИФ», ОАО Нижнекамскнефтехим» и
ОАО «Казаньоргсинтез» [13]. В 2010 г. нефтяными
компаниями республики было добыто 31,9
млн тонн нефти, из них 25,7 млн тонн – ОАО
«Татнефть». По сравнению с 2009 г. объемы
добычи компании выросли на 2%. Темпы роста
объемов добычи нефти малыми нефтяными
компаниями в целом составили 105,1%. В прошедшем
году, благодаря крупным инвестициям,
осуществленным ОАО «Татнефть» и компанией
«ТАИФ», а также ряда других предприятий,
нефтехимическая отрасль в регионе развивалась
ускоренными темпами. Были введены в действие
новые объекты – налажено производство
резиносмешения на ОАО «Нижнекамскшина»,
начат выпуск таких видов продукции, как
бисфенол-А (70 тыс. тонн в год), бимодальный
полиэтилен на базе ОАО «Казаньоргсинтез».
Реализован проект по удвоению суммарной
мощности по выпуску бутилового и галобутилового
каучуков (до 120 тыс. тонн. в год), освоен
полибутадиеновый каучук на ОАО «Нижнекамскнефтехим».
В настоящее время строится новый нефтехимический
комплекс на ОАО «Татнефть»[14]. Одним из
перспективных направлений развития нефтегазохимического
комплекса Республики Татарстан
является производство высокотехнологичных
полимерных изделий и компонентов. С этой
целью необходимо создание заинтересованности
всех предприятий республики в использовании
новых современных материалов, полученных
на предприятиях химии и нефтехимии. Стратегия
нефтепереработки в республике связывается
с развитием существующих и введенных
до 2010 г. производств с их последовательным
совершенствованием и дополнением новыми
установками, а также с продолжением реализации
проекта создания нового Комплекса нефтеперерабатывающих
и нефтехимических заводов в городе Нижнекамске.
Еще одним важным направлением для экономики
Республики Татарстан является освоение
на ОАО «Нижнекамскшина» новых типов шин.
Необходимо отметить, что в Россию ежегодно
завозится оборудование для переработки
пластмасс на сумму порядка 900 млн долл.
[14]. В связи с этим машиностроительные
предприятия Республики Татарстан должны
начать освоение производства данного
оборудования. Таким образом, одним из
ключевых направлений развития нефтегазохимического
комплекса Республики Татарстан является
повышение инновационной активности его
участников. В рамках этого направления
предполагается разработка и внедрение
новых технологий в области добычи и переработки
высокосернистой, высоковязкой и трудноизвлекаемой
нефти.
В связи с этим необходимо отметить, что
любые изменения производственной структуры
не могут не отразиться на изменении организационной
структуры управления. Как показал анализ
ряда предприятий нефтегазохимического
комплекса, внутри любой из данных организаций
существует некоторый баланс сил и интересов.
Любые изменения организационной структуры
неизбежно приведут к нарушению этого
баланса, что не всегда совпадает с интересами
руководства данных организаций.
На мой взгляд, для наилучшего достижения целей стратегического развития нефтегазохимического комплекса в настоящее время назрела необходимость изменения организационных структур управления в данной отрасли.
Формирование структуры управления с учетом стратегии развития фирмы является необходимым условием ее успешной реализации, поскольку без соответствующего функционального, коммуникационного, кадрового обеспечения, лежащего в основе любой организационной структуры, система принятия решений становится неэффективной.
Фирмы,
не осознавшие взаимосвязь между стратегией
организации и организационной структурой
фирмы, занимаются построением структуры
на основе задач текущей деятельности.
Когда данные задачи изменяются, такие
фирмы осуществляют корректировку организационной
структуры управления. Однако такой подход
является крайне ограниченным, поскольку
организационная структура должна строиться
на перспективу с тем, чтобы не она не оказывала
тормозящего воздействия на процессы
организационного роста. Построение структуры
организации компании с учетом стратегических
целей означает в первую очередь построение
гибкой структуры, дающей возможность
изменять цели, задачи, методы организации
в рамках выбранного стратегического
направления развития [4].
Проводя анализ стратегических направлений
развития предприятий нефтегазохимического
комплекса, можно предложить некоторые
общие принципы формирования наиболее
адаптированных к условиям функционирования
фирмы организационных структур управления.
В связи с этим рассмотрим основные характеристики
и стратегические направления развития
ряда предприятий нефтегазохимического
комплекса и предложим типы организационных
структур, наиболее подходящих для успешной
реализации данных стратегий. Стратегия
ОАО «Нижнекамскнефтехим» заключается
в полном удовлетворение требований потребителей
на внутреннем и внешнем рынках, освоении
новых и развитии существующих рынков
сбыта, повышении конкурентоспособности
продукции. В связи с этим компания должна
укрепить свои позиции на внутреннем и
экспортных рынках как производитель
широкого спектра базовых синтетических
каучуков, главным образом, для шинной
промышленности. Деятельность ОАО «Нижнекамскнефтехим»
нацелена на увеличение присутствия компании
на рынках России и СНГ в области производства
и продаж широкого спектра пластиков,
кроме того, фирма рассчитывает со временем стать
крупным поставщиком сырья для российских
производств моющих средств личной гигиены.
В данном случае с точки зрения оптимизации организационной
структуры управления возможно несколько
вариантов.
Если продукция, выпускаемая ОАО «Нижнекамскнефтехим» будет только усовершенствованной формой старого продукта, то здесь вполне подойдет уже существующая линейно-функциональная структура. Если же новый продукт будет кардинально отличаться от старого, существующая организационная структура управления должна быть преобразована в проектную или же включить в себя некоторые элементы проектной структуры [1].
Таким образом, организационная структура управления и стратегия организации тесно связаны между собой, и в зависимости от выбранной стратегии необходимо строить организационную структуру. Однако нельзя забывать, что если функциональная организационная структура отсутствует полностью, компания может потерять устойчивость, если же отсутствуют элементы органического типа, то организация теряет гибкость. Следовательно, в организационной структуре одной компании должны встречаться элементы как бюрократического, так и органического типов организационных структур управления. Сочетание данных органических и бюрократических элементов уникально для каждой организации, поскольку набор элементов организационной структуры фирмы и связи между ними должны наилучшим образом обеспечивать реализацию ее стратегии.
Стратегия оказывает заметное влияние на выбор организационной структуры. Совсем не обязательно менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако совершенно обязательно установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.
Перспективная форма способствует формированию единого, сплоченного коллектива, направляющего свои усилия на достижение конечного показателя деятельности, которая ориентирована на долговременную мотивацию работников и способствует росту активности, образованности и квалификации в течении трудовой жизни.
К недостаткам ее относится то, что не каждый работник согласится и примет это на себя. В связи с тем, что возможные изменения планов в жизни могут перечеркнуть все.
Выполнив данную работу я пришла к выводу, что действия по разрешению проблемсвязанных со структурой необходимо предпринимать как можно раньше. Хотя обычно никто не считает, что дело крайне срочное - организация, в конце концов, довольно успешно работала в течение последнего года или двух, и поэтому вполне могут перебиться и на протяжении нескольких следующих месяцев, до того момента, когда новая услуга будет предоставлена, или когда будет решен вопрос ее распределения по рынкам сбыта в Европе, или пока... и т.д. Даже те, кто думает, что проблемы важны и требуют времени и усилий по серьезному пересмотру структуры и взаимоотношений в организации, не стали бы утверждать, что это нужно делать немедленно. Это - общая характеристика проблем структуры: они являются хроническими, но не острыми. Вы всегда можете мириться с ними еще некоторое время, если нужно, в тайне надеясь, что за этот срок они ослабнут или исчезнут совсем. На самом деле хуже всего то, что момент никогда не будет казаться подходящим для того, чтобы взяться за
решение этих проблем. В соответствующее время порождаемые проблемы и напряженность станут неизбежными факторами жизни, в отношении которых было бы наивно предполагать, что с ними можно что-то сделать. Разработка и введение новых структур управления стало характерной чертой
последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
1. Гурьянова Э.А. Проектирование организационных структур управления предприятий нефтехимической отрасли – Казань: Изд-во Отечество, 2007.
2. Ефремова Л.. Совершенствование стратегического управления предприятием. // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 9.
3. Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами / А.А. Анненкова, П.А. Бабошкина, Н.И. Горбачев и др. / Под ред. С.С.Чернова. – Новосибирск:СИБПРИНТ, 2008.
4. Стратегическое управление. Регион. Город. Предприятие/ Под. ред Д.С. Львова, А.Г. Гранберга, А.П. Егоршина. – М.: Экономика, 2005.
5. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и
экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993г.
6. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995г.
7. Райсс М. "Оптимальная сложность управленческих структур"// Проблемы теории и практики управления. - 1994. - №5
8. Герчикова И.Н. Менеджмент.-М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995
9. Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, и др.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998
10. Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.:Аудит, ЮНИТИ, 1997
11. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
12. История менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. Д.В. Валовского.- М.: ИНФРА-М,1997
13. Чонаева
Г.В. Основные факторы и признаки кризисных
явлений в экономике // Экономический анализ.
– 2009. - №7. – С.49
14. http://neft.tatcenter.ru/
15. http://president.tatar.ru/
Информация о работе Стратегия и структура организации (на примере ОАО «Нижнекамскнефтехим»)