Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Современное состояние рыночной экономики характеризуется усиливающейся нестабильностью внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

Содержание

1. Введение
2. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации
Понятие и особенности кризиса в экономике
Природа кризиса на предприятии
Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании
Выбор стратегии в кризисных ситуациях
Стратегия международной диверсификации
Антикризисное управление предприятием
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации..doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение
  1. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации

    Понятие и особенности кризиса в экономике

    Природа кризиса на предприятии

    Факторы и критерии, влияющие на стратегию компании

    Выбор стратегии в кризисных ситуациях

    Стратегия международной диверсификации

    Антикризисное управление предприятием

  1. Заключение
  2. Список использованной литературы

1. Введение

 

     Современное состояние рыночной экономики характеризуется  усиливающейся нестабильностью  внешней среды. События становятся все более непривычными и неузнаваемыми; повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорости ответных реакций организации; возрастает частота появления неожиданных событий, их непредсказуемость.

     В таких условиях становится невозможным  осуществлять управление путем реакции  на уже возникшие проблемы на основе предшествующего опыта или его экстраполяции. Для своевременной и эффективной ответной реакции необходимы предвидение, исследования и творчество. Все это требует использования специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

     Очевидно, что самостоятельным хозяйствующим  субъектам без четких программных  действий существовать невозможно; одних только мер менеджмента по адаптации компании к быстро меняющейся внешней среде, недостаточно. Для того, чтобы выжить и усилить свои позиции в рыночной среде, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием, при этом не только на функциональном уровне, но и на уровне программирования поэтапных действий, нацеленных на результат, предполагающий развитие.

     Стержнем современного стратегического управления становится стратегия организации, точнее система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных маркетинговых, предпринимательских и функциональных стратегий. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование всего потенциала организации в определенных направлениях, гарантирующих достижение успеха.

 

2. Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации

Понятие и особенности кризиса в экономике

 

     В экономике централизованного планирования не существовало проблемы циклов и  кризисов. Экономические кризисы считались особенностью капиталистического хозяйства, а заминки и колебания в социалистической экономике рассматривались как несущественные или на них не обращалось внимание. Связано это с тем, что реальный социализм был задуман как антитеза рыночному капитализму.

     Действительно, в социалистической экономике была ликвидирована большая часть  рынка (рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок ценных бумаг, валютный рынок). Остался только один фрагмент рыночной экономики - рынок потребительских товаров, на котором заключались неравные сделки между потребителем и государством. Поэтому рыночное неравновесие было вмонтировано в саму систему хозяйства. Достичь рыночного равновесия было невозможно, так как существовала только одна, и не самая важная, часть рынка; цены формировались не на основе спроса и предложения; планируемая цена не несла информацию о состоянии рынка (о фактических производственных затратах).

     В этих условиях отсутствовала информация о стоимости капитала, основных фондов, рабочей силы. В результате центр мог принимать ошибочные стратегические решения. Но даже если в порядке реформирования экономики цена не устанавливалась сверху, а передавалась в компетенцию предприятий, все равно равновесие на достигалось, так как в силу отсутствия рынка капитала и рабочей силы цена не включала информацию об элементах расчета рыночной стоимости (данных о государственных капиталовложениях, стоимости рабочей силы). В этой ситуации решения о ценах базировались на данных о ценах потребительских товаров, которые в силу существования монополии производителя были деформированы. Предприятия принимали решения, руководствуясь своими краткосрочными интересами, без учета интересов общества в целом. В результате возрастали трудности, появлялись новые нежелательные проблемы, поскольку реформы охватывали маленький островок экономики, а основная, нерыночная часть ее развивалась в интересах государства, не совпадающих с интересами потребителей.

     Таким образом, развитие экономики централизованного  планирования, внешне весьма динамичной, состояло из череды волн нарушения  равновесия. Централизованные механизмы восстановления равновесия были эффективны до определенного момента, до определенного барьера. И государством, и предприятиями создавались условия для перенапряжения планов по капиталовложениям, что вызывало постоянную опасность избыточных инвестиций.

     Современная российская экономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей степени последствия развала административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который находится только в стадии формирования.

     Для становления циклической формы  движения в отечественной экономике  необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

     Таким образом, экономический цикл - идущие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение определенного времени. Кризис - это фаза экономического цикла, характеризующаяся понижательной динамикой.

     Кризис  рыночной системы хозяйства характеризуется  резким спадом производства, который  начинается постепенно с сужения, сокращения деловой активности (реже заключаются торговые сделки, уменьшается объем деловых операций, осуществляемых как в кредит, так и за наличный расчет). Кризис отличается нарушением равновесия между спросом и предложением на какой-либо товар или в какой-либо определенной отрасли хозяйства, тем что он возникает как всеобщее перепроизводство, сопровождаемое стремительным падением цен, банкротством банков и остановкой производственных предприятий, ростом ссудного процента, безработицы.

     В условиях падения спроса наиболее всего  страдают следующие отрасли:

     отрасли промышленности, которые выпускают средства производства (производственное и с/х оборудование), так как инвестиции в средства производства резко уменьшаются;

     производства, выпускающие потребительские товары длительного пользования, потому что  население начинает откладывать  покупку этих товаров;

     строительная  промышленность, т.к. уменьшается спрос на строительство жилых и промышленных зданий.

     На  отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары и товары длительного  пользования уменьшение спроса оказывает  воздействие главным образом на объем производства и занятость, так как на этом рынке господствуют небольшое количество крупных фирм, вследствие чего они обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен. В фазе подъема эти отрасли получают наибольший стимул для развития.

     Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад. Люди должны есть и одеваться, поэтому эти покупки нельзя надолго отложить. Падение спроса больше отражается на ценах чем на уровне производства, так как эти отрасли отличаются низкой концентрацией.

     В условиях кризиса предприятия с  крупным капиталом и большими финансовыми возможностями сохраняют  возможность получения прибыли  путем сокращения издержек производства. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к повышению общего уровня производительных сил.

     Следствием  повышения общего уровня производительности труда является понижение стоимости  товаров и в итоге - ослабление падения нормы прибыли.

     При одновременном наложении фаз  различных циклов, находящихся в  одной фазе, возможен эффект резонанса, который определяется как резонансный  кризис (в случае резонанса отрицательных амплитуд) или как динамичный подъем (если амплитуды положительные). При наложении циклов, находящихся в противофазах, происходит сглаживание результирующих амплитуд, уменьшается размах большего колебания.

     При выходе резонансного кризиса за критические  границы, определяющие относительную  устойчивость и целостность экономической системы, происходит ее разрушение без сохранения или с частичным сохранением генетических признаков. Такой кризис классифицируется как катастрофа.

     В зависимости от масштабов и уровня иерархии экономических систем кризисы  подразделяются на кризисы первого порядка (местные кризисы, кризисы предприятий и их групп), второго порядка (отраслевые и региональные кризисы), третьего порядка (национальные и групп стран), глобальные, или мировые, кризисы.

     По  сфере подверженной кризису хозяйственной  деятельности кризисы подразделяются на общехозяйственные, научно-технические (технологические), промышленные, сельскохозяйственные, финансовые, инвестиционные.

     Конъюнктурные кризисы представляют собой временное  нарушение пропорциональности, сбалансированности движений товарных и финансовых потоков; они имеют, как правило, неглубокий и непродолжительный характер, зачастую связаны с незначительным колебанием цен.

     Структурные кризисы проявляются в долгосрочном дисбалансе и нарушении пропорций  между сложившимися на данный момент времени соотношениями и взаимосвязями в сфере производства и потребления. Они, как правило, носят глубокий и затяжной характер.

     Структурные кризисы связаны с постепенным  и длительным нарастанием межотраслевых  диспропорций в общественном производстве (однобокое и уродливое развитие одних отраслей в ущерб другим, ухудшение положения в отдельных видах производства) и характеризуются несоответствием сложившейся структуры общественного производства изменившимся условиям эффективного использования ресурсов. Они вызывают долговременные потрясения и требуют для своего разрешения относительно длительного периода адаптации к изменившимся условиям процесса общественного воспроизводства.

     Если  в развитии структурного кризиса  основным является один из элементов  экономической структуры (например, энергетика, сельское хозяйство, экология), то в этих случаях выделяются энергетические, сельскохозяйственные и экологические кризисы.

     Ярким примером мирового структурного кризиса  может служить энергетический кризис, развившийся в середине 70-х гг., который потребовал более 5 лет для адаптации национальных экономик промышленно развитых стран к новой структуре цен на энергоносители.

     Среди промышленных кризисов имеют место  кризисы перепроизводства, имеющие  эндогенный характер, и кризисы недопроизводства, как правило, имеющие экзогенный характер (неурожаи, войны, эпидемии и пр.).

Природа кризиса на предприятии

 

     Самый предусмотрительный и дальновидный руководитель не в силах избежать неприятных неожиданностей, связанных как с сюрпризами со стороны партнеров, поставщиков или клиентов, так и с внутриорганизационными конфликтами. Крупнейший теоретик стратегического управления Игорь Ансофф определяет ситуацию как кризисную в том случае, если:

     ситуация  возникает внезапно и вопреки ожиданиям;

     ситуация  ставит новые задачи, не соответствующие  прошлому фирмы (при неумении принять контрмеры это приводит либо к крупному финансовому ущербу, либо к ухудшению возможностей получения прибыли);

     контрмеры должны быть приняты срочно, но обычный, существующий в фирме порядок действий этого не позволяет.

Информация о работе Стратегии выживания фирмы в кризисной ситуации