Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:19, реферат
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции; формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..………3
Особенности системы стратегического
управления в фирмах Японии………….………...………………………………5
Пример применения стратегии
в японской компании………….……………………………………………..…...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………12
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Особенности системы стратегического
управления в фирмах Японии………….………...………………………………5
Пример применения стратегии
в японской компании………….……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ………………………...………12
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия фирмы - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:
- выделение ресурсов корпорации под стратегические цели независимо от фактической структуры управления производственно-хозяйственной деятельностью;
- создание центров руководства каждой стратегической целью;
- оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей компании; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.
Исходя
из необходимости решения
На
основе проведенного анализа в процессе
разработки стратегии происходит формирование
стратегического мышления путем обсуждения
и согласования с управленческим линейным
аппаратом концепции развития фирмы в
целом; рекомендация новых стратегий развития,
создание новых видов изделий, совершенствование
уже выпускаемой продукции; формулирование
проектов целей и подготовка директив
для долгосрочного планирования, а также
разработка стратегических планов и контроль
за их выполнением.
ОСОБЕННОСТИ
СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ФИРМАХ
ЯПОНИИ
Стратегическое управление в фирмах Японии. Система стратегического управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и применяется значительно шире. Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые затем составляют основу долгосрочного планирования. Схема целей, разрабатываемых японскими компаниями, может быть представлена в следующем виде:
I. Базовые цели: объем продаж; темп роста (объема продаж или прибыли);прибыль (размер прибыли, норма прибыли на весь капитал (или все активы), отношение прибыли к акционерному капиталу, отношение прибыли к объему продаж, доход на одну акцию); доля на рынке; структура капитала; дивиденды; цена акций; компенсация работникам (заработная плата); уровень качества продукции; базовая политика роста; базовая политика устойчивости; базовая политика извлечения прибыли; базовая политика в отношении социальной ответственности.
II. Оперативные вопросы (цели в области производительности): задание по добавленной стоимости; задание по производительности труда; инвестиции на одного работающего; коэффициент оборачиваемости капитала; политика в области снижения издержек.
Важную роль в стратегическом управлении в японских компаниях играют взаимоотношения материнской компании с ее филиалами и дочерними компаниями. В особенности это касается определения целей развития, которые дифференцируются в зависимости от характера деятельности подконтрольных компаний. Так, в филиалах и дочерних компаниях, ориентированных на внутренний рынок, цели устанавливаются с точки зрения материнской компании по следующим показателям: объем продаж, прибыль, устойчивость, укрепление престижа торговой марки. Для филиалов и дочерних компаний, ориентированных на эффективность производства, цели устанавливаются с точки зрения филиалов по таким показателям, как объем продаж, прибыль, устойчивость, вклад в развитие принимающей страны. Для филиалов, ориентированных на ресурсы, цели устанавливаются с точки зрения ТНК в целом по объему продаж, прибыли, устойчивости, доли на мировом рынке.
Новое
в планировании и стратегии в
японских компаниях характеризует
переход от количественных показателей
плана к стратегическому
В японских компаниях широко применяются следующие виды стратегий: "продукт-рынок"; маркетинга; конкуренции; инновации; зарубежного производства; экспорта; лицензионного обмена.
Крупная диверсификационная компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости от характера продукции. Например, японская фирма "Хитати" для производства электробытовых приборов использует зарубежные филиалы: тяжелое электрооборудование экспортирует или продает лицензии на его производство; технологически сложное оборудование целых предприятий продает на основе заказов на проектирование и строительство.
Помимо характера продукции, выбор стратегии определяется также объемом необходимых инвестиций, величиной расходов на товародвижение. Так, в японских компаниях при выборе стратегии придерживаются следующих принципов:
- изделия, небольшие, компактные, требующие для своего производства высокого уровня технологии, - требуют ориентации на экспорт;
- изделия, небольшие по размерам, не требующие самой передовой технологии для производства (кино-фотоаппаратура, а также часы среднего качества), требуют ориентации как на экспорт, так и на зарубежное производство. В этих случаях осуществлять производственный контроль несложно, поэтому такие производства размещаются в развивающихся странах;
- изделия, средние по размерам и требующие передовой технологии, подходят для организации зарубежного производства (электробытовые приборы и резиновые шины). Высокий технологический уровень их производства является залогом их высокой конкурентоспособности. Поскольку такие товары требуют особых условий транспортировки, расходы на их товародвижение велики. В то же время, учитывая их широкомасштабное производство и ориентацию на внешние рынки, управлять такими зарубежными филиалами из материнской компании несложно;
- тяжелое энергетическое оборудование (электрогенераторы) нецелесообразно передавать для выпуска на зарубежные филиалы, поскольку оно производится на заказ и управление таким производством на расстоянии затруднено;
- сырьевые товары более целесообразно получать со своих подконтрольных зарубежных предприятий или разрабатывать, организуя для этого совместные предприятия;
- пищевые продукты и текстильные изделия из-за невысокого технологического уровня производства ориентируются в основном на внутренний рынок, однако продукты, обладающие хорошо известным товарным знаком, могут экспортироваться, и в отдельных странах может оказаться целесообразным создавать производственные филиалы.
Многие
японские компании предпочитают стратегию
расширения экспорта стратегии зарубежных
инвестиций. Это они связывают прежде
всего с рискованностью капиталовложений
за рубежом. Модель факторов успеха деятельности
японских компаний может быть представлена
следующим образом:
- высокий технологический уровень материнской компании, ее стратегия на развитие зарубежных операций;
- устойчивое финансовое положение материнской компании;
- компетентность высшего руководства в вопросах учреждения зарубежных филиалов.
Стратегия
инновации предусматривает
Выбор стратегии японскими компаниями
I. Выбор: ориентация на экспорт, причины которого: транспортные издержки низки; риск зарубежных инвестиций слишком велик; затруднен производственный контроль над зарубежными филиалами.
II.
Выбор: значительное
III.
Выбор: незначительное
У
успешно функционирующих японских
компаний 21% продаж приходится на новые
товары, которые разработаны за предыдущие
5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли. Можно
установить прямую связь между степенью
обновления продукции и эффективностью
функционирования компаний.
ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ СТРАТЕГИИ
В
ЯПОНСКОЙ КОМПАНИИ
В качестве примера применения стратегии конкурентной борьбы можно привести судостроительную компанию Японии "Минуй инжиниринг энд шипбилдинг компани" Это одна из пяти наиболее конкурентоспособных компаний Японии (другие четыре - "Мицубиси", "Исикакасима-Харима", "Хитати", "Сумитомо"). Ее стратегия предполагает:
1)
создание крупных, экономичных
и стандартизированных судов.
Факторами ее
2) использование новых методов производства: планирование производства с помощью ЭВМ во всех сферах конструирования и производства, включая сырье и детали, потребность в которых рассчитывается с помощью ЭВМ, благодаря чему запасы стального проката делаются лишь на неделю (у западноевропейских компаний - на 3 месяца).
Используется система модульного производства, при которой блоки-модули собираются в крупных сборочных цехах, причем модули переворачиваются в оптимальные для сварки положения и сварщики работают в удобных условиях. Затем готовые модули транспортируются с помощью судоходных установок на стапель, где их закрепляют в нужном месте. Эта система привела к повышению точности и качества сварки, а соответственно и к росту эффективности производства. Отметим, что традиционное строительство судов основывается на последовательной сварке деталей - стальных листов - на стапеле с использованием лесов, поэтому сварочные работы небезопасны и неэффективны;