Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Содержание

Введение.
1. Сущность стратегического управления.
2. Составляющие стратегического управления:
1. Определение миссии и целей организации;
1. Миссия организации;
2. Цели организации.
2. Анализ среды:
1. Макроокружение;
2. Непосредственное окружение;
3. Внутренняя среда;
4. SWOT-анализ.
3. Анализ и выбор стратегии;
4. Выполнение стратегии;
5. Оценка и контроль выполнения стратегий.
3. Проблемы стратегического управления.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине:

Менеджмент. 

на тему:

«Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними, проблемы». 
 

Выполнила:

Студентка III курса группы БУ-3-2

Хрисанова С.В. 

Проверил:

Пудич В.С.. 
 
 
 
 
 

Москва-2005 

 

Содержание. 

Введение.

  1. Сущность стратегического управления.
  2. Составляющие стратегического управления:
    1. Определение миссии и целей организации;
      1. Миссия организации;
      2. Цели организации.
    2. Анализ среды:
      1. Макроокружение;
      2. Непосредственное окружение;
      3. Внутренняя среда;
      4. SWOT-анализ.
    3. Анализ и выбор стратегии;
    4. Выполнение стратегии;
    5. Оценка и контроль выполнения стратегий.
  3. Проблемы стратегического управления.

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

Введение. 

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы  должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и  вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

     Не  существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления. Этому вопросу и посвящена данная работа.

 

     

1. Сущность стратегического управления.

     Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60 – 70-х  гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

     Стратегическое  управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать совей цели в долгосрочной перспективе.

     Хотя  стратегическое управление является важнейшим  фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

     Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя их того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в  нем не будет происходить качественных изменений. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как и в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых предписывается, что и когда делать, и поиск в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо же приобретать «на долгие годы» - все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

     В случае стратегического управления в каждый момент фиксируется, что  организация должна делать в настоящее  время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определённое будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое в будущем состояние организации, но и это является важнейшей задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.

     Во-вторых, при нестратегичности управления выработка  программы действий начинается с  анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком – какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок. 

 

2. Составляющие стратегического управления.

     Стратегическое  управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления.

     Схематически  структура стратегического управления изображена на рис. 1. 

Рис.1 Структура  стратегического управления.

     Рассмотрим  подробнее пять элементов, составляющих стратегическое управление. 

     2.1. Определение миссии  и целей организации.

     Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как  целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера. В условиях рыночной экономики с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, её специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции или услуг и т.д. Те же задачи должны постоянно решать и несущие всю полноту ответственности за результаты. 

 

     

     2.1.1. Миссия организации.

     Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существования. В литературе она нередко обозначается такими понятиями как «политика», «философия», «миссия». В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, даётся определение самых важных характеристик организации.

     Законы  рыночной экономики требуют определённых правил поведения хозяйствующих  субъектов. Среди них – обнародование  миссии организации, дающей представление о её назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.

     Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель  организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причём не только в настоящее время, но и в перспективе.

     Миссия  не должна зависеть от текущего состояния  организации, форм и методов её работы, так как в целом она выражает устремлённость в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

     Хорошо  сформулированная миссия проясняет  то, чем является организация,и какой она стремиться быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

    • Целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
    • Сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
    • Философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
    • Возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем её отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

     Наряду  с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании миссии организации важным является отражение  в содержании и форме изложения  миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражён тот имидж, которым обладает организация.

     Примеры формулировок миссии.

     Коммерческий  банк.

     Содействие  становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путём  предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов, сотрудников.

     Компания, производящая оборудование для офисов.

     Наша  цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные  и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда.

     Otis Elevator.

     Наша  миссия – обеспечить заказчиков более надёжными, чем у наших конкурентов, средствами перемещения людей и предметов вверх, вниз, в сторону и на короткие расстояния.

     American Red Cross.

     Наша  миссия – улучшать условия жизни  людей, заботиться о людях, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними.

     Eastman Kodak.

     Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении. 

2.1.2. Цели организации.

     Если  миссия задаёт общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл её существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде её целей, т.е., говоря иначе, цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

     Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам  организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Информация о работе Стратегическое управление: сущность, составляющие и связь между ними, проблемы