Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование стратегического управления организации в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Сущность функции и задачи стратегического управления 4
1.2 Анализ внешней среды 8
1.3 Классификация стратегий в теории стратегического управления 13
1.4 Понятие и сущность стратегического менеджмента 14
1.5 Методологические основы стратегического менеджмента 17
2 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 18
2.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 19
2.2 Сущность и структура стратегического управления 19
2.3 Формулирования целей и задач функционирования предприятия 21
2.4 К целям предъявляются следующие требования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Отракуша Наташа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Что бы установить наиболее адекватные методические основы менеджмента  для каждого конкретного предприятия  необходимо тщательно анализировать  теорию и информацию о практической работе компании. Это поможет наиболее эффективно применить выбранные методологии к стратегическому менеджменту, и принесет максимальную прибыль и удовольствие от процесса деятельности коммерческой компании, и наибольшую результативность от активности некоммерческих организаций.

 

  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

Принцип - основное, исходное положение теории, правило деятельности субъекта управления в какой-либо сфере, или правило поведения личности. От обоснованности структуры и содержания совокупности принципов зависит успех в решении любой проблемы.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию  и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель  как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими  степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем  выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблем и ответственность за их решение.

Менеджеру низшего звена  по сравнению с менеджером высшего  звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще  выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору ІІІ категории, рабочему) - еще проще.

Руководителю в своей  работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой, качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

 

  • Анализ сильных и слабых сторон предприятия

Оценка сильных и  слабых сторон. Сильные стороны - это  опыт и ресурсы, которыми владеет  предприятие, а также стратегически  важные сферы деятельности, позволяющие  побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны - это  недостатки и ограничения, препятствующие успеху. Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия, часть из которых рассмотрена  при анализе отрасли. Так, к числу  сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия являются серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

Определение сильных  и слабых сторон следует проводить  по всем направлениям деятельности предприятия:

  • Организация и общие управления;
  • Производство;
  • Маркетинг;
  • Финансы и учет;
  • Управление кадрами и др.

 

  • Сущность и структура стратегического управления

 

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача - обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс, стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, координация и регулирование хозяйственных процессов, организационные изменения.

Стратегическое планирование имеет свою технологию. Процесс стратегического  планирования включает следующие этапы:

  • Определение миссии предприятия (фирмы);
  • Формулирование целей и задач функционирования предприятия;
  • Анализ и оценку внешней среды;
  • Анализ и оценку внутренней структуры предприятия;
  • Разработку и анализ стратегических альтернатив;
  • Выбор стратегий.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического  управления. Процесс стратегического  управления кроме стратегического планирования включает также реализацию стратегии, оценку и контроль реализации стратегии. Рассмотрим основные компоненты стратегического планирования.

 

 

Определение миссии предприятия

  • Этот процесс состоит в установлении смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ и барьеров
  •  
    • Формулирование целей и задач функционирования предприятия

Цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Несмотря на ситуационность в выборе целей, можно указать на ряд направлений, в рамках которых фирмы могут устанавливать свои цели.

К ним относятся:

  • Доходы фирмы (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);
  • Эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);
  • Положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);
  • Ресурсы фирмы, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного- капитала, активы фирмы, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);
  • Производственная мощность предприятия;
  • Продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.п.);
  • Организационные изменения в фирме (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);
  • Качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и рекламаций и т.д.);
  • Социальная ответственность фирмы (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);
  • Потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);
  • Развитие фирмы (темпы роста хозяйственной деятельности).
  •  
  • К целям предъявляются следующие требования:

 

а) Функциональность. Цели должны быть функциональны, чтобы руководители различных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев.

б) Избирательность. Цели должны обеспечивать необходимую концентрацию ресурсов и усилий. В условиях ограниченности ресурсов должны выделяться основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы. Следовательно цели должны быть избирательными, а не всеобъемлющими.

в) Множественность. Необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия.

г) Достижимость, реальность. Нереальная цель приводит к демотивации сотрудников, к потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности предприятия. Поэтому цели должны быть достаточно напряженными, чтобы не расхолаживать сотрудников. В то же время они должны быть достижимыми, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей.

д) Гибкость. Это означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде фирмы в процессе их реализации.

е) Измеримость. Это означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации.

ж) Конкретность. Данная характеристика целей помогает однозначно определить, в каком направлении должна функционировать фирма, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать.

з) Совместимость. Все цели в системе должны быть совместимы. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии предприятия, а краткосрочные - долгосрочным.

и) Приемлемость. Это качество означает совместимость целей фирмы с собственными интересами ее владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

Существуют два подхода к процессу структуризации целей в планировании: централизованный и децентрализованный. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии фирмы определяется высшим руководством. При децентрализованном методе в процессе структуризации наряду с высшим руководством участвуют все нижестоящие уровни.

 

В рыночной экономике  существуют три направления формирования стратегии:

Достижение лидерства в области минимизации издержек производства;

Специализация в производстве определенного вида продукции (услуг);

Фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.

 

Чтобы сделать эффективный  стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На этом этапе из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Организация - процесс  создания, развития, совершенствования (эволюции) систем материального мира, способа их стабильного функционирования в течение относительно длительного  периода времени. Процесс создания организации любой материальной системы, осуществляемой в результате хаотического, не регулируемого движения и взаимодействия различных элементов, объектов, факторов, материальной среды будем называть процессом самоорганизации. Необходимым и достаточным условием возникновения и функционирования организации, в конкретной точке материальной среды, является изменение условий (параметров, характеристик) среды, внешней по отношению к рассматриваемой точке (системе). Любой материальной системе соответствует предшествующая ей своя организация, своя индивидуальная цель организации, приводящая при реализации последней, к созданию индивидуальных качественных и количественных свойств конкретной системы.

Организация (создание и  эволюция системы) осуществляется до тех пор, пока не будет создана ее организационная структура со свойствами, параметрами, характеристиками, обеспечивающими ей стабильное функционирование в данных условиях внешней среды. Организация как процесс имеет место только на определенных этапах жизни системы - в периоды ее создания, адаптации, развития или совершенствования (эволюции).Период существования любой материальной системы характеризуется двумя ее постоянно чередующимися жизненными циклами, стадиями - стадией организации и стадией стабильного функционирования. Этап организации является основным, главным этапом жизни системы, определяющим ее качественные и количественные характеристики. Периоды организации, являясь главными этапами в жизни системы, не могут с полным основанием соответствовать такому понятию, как "система", ввиду отсутствия у нее в эти периоды стабильных характеристик и свойств.

Организация любой материальной системы всегда имеет цель, определяемую условиями внешней - для системы - материальной среды. Наличие цели является специфической особенностью, отличительной чертой организации материальных систем. Цель организации материальной системы может быть одновременно глобальной и индивидуальной, осознанной или не осознанной.

Организация и цель в  материальных системах понятия неразделимые - нет цели, нет и организации; отсутствует организация - нет и цели. Цели организации (глобальная и индивидуальная) материальных систем подчиняются закону их обязательного соответствия условиям окружающей среды. Природа организации однородных материальных систем, ее взаимозависимые, взаимосвязанные цели дают возможность осуществлять их классификацию в качестве систем первого, второго, третьего и следующего, все возрастающего порядка. Любая материальная система, цель ее организации испытывают на себе влияние множества материальных систем и сред их окружающих. Природу, состав, характер, радиус и степень этого влияния мы пока в полной мере определить не в состоянии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алиев В.Г. Теория организации: Учебник для вузов / Изд.3-е, стереотипное. М.: Экономика, 2005.

2. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006

3. Атаманчук Г.В. Теория организации. Учебник. М.: РАГС, 2007.

4. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организаций - М.: Теис, 2004.

5.Управление организацией: Энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001




Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка