Стратегическое управление организацией в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:58, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование стратегического управления организации в условиях рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Сущность функции и задачи стратегического управления 4
1.2 Анализ внешней среды 8
1.3 Классификация стратегий в теории стратегического управления 13
1.4 Понятие и сущность стратегического менеджмента 14
1.5 Методологические основы стратегического менеджмента 17
2 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 18
2.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 19
2.2 Сущность и структура стратегического управления 19
2.3 Формулирования целей и задач функционирования предприятия 21
2.4 К целям предъявляются следующие требования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

Отракуша Наташа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4

1.1 Сущность функции и задачи стратегического управления 4

1.2 Анализ внешней среды 8

1.3 Классификация стратегий в теории стратегического управления 13

1.4 Понятие и  сущность стратегического менеджмента 14

1.5 Методологические  основы стратегического менеджмента 17

2 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 18

2.1 Анализ сильных и слабых сторон предприятия 19

2.2 Сущность и структура стратегического управления 19

2.3 Формулирования  целей и задач функционирования предприятия 21

2.4 К целям  предъявляются следующие требования 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема № 1 для любой  организации, действующей в условиях рынка - это проблема выживаемости и  обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного  планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход  экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, формулировать свою стратегию, определять свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента.

Целью курсовой работы является исследование стратегического управления организации в условиях рынка.

 

  • ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

    1. Сущность, функции и задачи стратегического управления организацией.

Сущность стратегического  менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  3. Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического  менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

Термин «стратегическое  управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы  отражать отличие управления, осуществляемого  на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса.

 

В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению от оперативного управления, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

Стратегическое управление можно определить как такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

Во-первых, организации  планируют свою деятельность, исходя из того, что окружение либо не будет  вообще меняться, либо в нем не будет  происходить качественных изменений. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых предписывается что и когда делать и поиск в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо же приобретать «на долгие годы» - все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

 

В случае стратегического управления в каждый данный момент фиксируется, что организация должна делать в  настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее, а не вырабатывается план или описание того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется желаемое будущем состояние организации, но и это является важнейшей задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь желаемых целей в будущем.

Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт  будет принят рынком – какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают (или следуют) один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

  1. Макроокружения;
  2. Непосредственного окружения;
  3. Внутренней среды.

 

Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. А зная это, можно вернее выбрать стратегию поведения.

Выполнение стратегии  является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного  осуществления приводит фирму к  достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию.

 Это бывает либо  потому, что неверно был проведен  анализ и сделаны неверные  выводы, либо потому, что произошли  непредвиденные изменения во  внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратеги. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.

Основными задачами любого контроля являются следующие:

1) Определение того, что и по каким показателям проверять:

2) Осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;

3) Выявление причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;

 

4) Осуществление корректировки, если она необходима и возможна. В случае контроля выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы.

 

Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого  или оперативного контроля, так как  его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

    1. Анализ внешней среды.

Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как  совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение создает  общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев  макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы.

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и  других нормативных актов, устанавливающих  правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в  первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.

 

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и верования; разделяемые людьми ценности; и т.п. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.

Для того чтобы организация  могла результативно изучать состояние компонент макроокружения, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:

  • Анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
  • Участие в профессиональных конференциях;
  • Анализ опыта деятельности организации;
  • Изучение мнения сотрудников организации;
  • Проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.

 

Профиль покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:

  • Географическое месторасположение покупателя;
  • Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
  • Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;
  • Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
  • Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа покупателя. К числу таких факторов относятся следующие:
  • Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;
  • Объем закупок, осуществляемых покупателем;
  • Уровень информированности покупателя;
  • Наличие замещающих продуктов;
  • Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке.

Информация о работе Стратегическое управление организацией в условиях рынка