Стратегическое планирование предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
анализ портфеля предприятия,

Содержание

Введение 3
Особенности нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли 5
Организационно-экономическая характеристика ОАО «НК Роснефть» 9
Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ и PEST-анализ 14
Портфельный анализ. Матрица БКГ 21
Выбор стратегии 24
Заключение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 71.15 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине:

 МЕНЕДЖМЕНТ

На тему

«СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»  
 
 
 

                                                                            Выполнил: студент гр. З-10АУ                  
                 

                Преподаватель: 
                 
                 

             
 

Содержание

Введение                                                                                                                3

Особенности нефтедобывающей  и нефтеперерабатывающей отрасли           5

Организационно-экономическая  характеристика  ОАО «НК Роснефть»           9

Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ и PEST-анализ             14

Портфельный анализ. Матрица БКГ                                                           21

Выбор стратегии                                                                                                    24

Заключение                                                                                                    26

Список литературы                                                                                          28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  С развитием  рыночных отношений предприятиям приходилось  проводить более сложную политику, искать различные методы ее реализации, постоянно подстраиваться под изменяющиеся условия рынка, искать новые идеи развития. Для обеспечения этого, производственная политика должна была основываться на долгосрочной программе, затрагивающей все сферы предприятия.

  Однако  в нестабильных, постоянно меняющихся условиях рыночной экономики организация  должна быстро адаптироваться к изменчивой внешней среде. Именно стратегическое планирование позволяет гибко реагировать  как на текущие, так и прогнозируемые изменения среды, чтобы исключить  или снизить возникшие  негативные факторы либо извлечь выгоду из сложившейся  ситуации.

  Мировой кризис 2008-2009 гг. подтвердил, что любая  организация должна иметь план действий, альтернатив, предусматривающих разные развития экономической обстановки в стране, мире или отдельной отрасли, чтобы всегда суметь занять наиболее выгодное положение.

  Все это  определяет актуальность данной темы.

  Целью настоящей  работы является рассмотрение теоретических  аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив  для предприятия.

  Данная  цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

    • изучение теоретических основ стратегического планирования,
    • анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
    • анализ портфеля предприятия,
    • определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке,

  Объектом  исследование является стратегическое планирование. Предметом исследования является стратегическое планирование в экономической деятельности ОАО «НК «Роснефть».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Особенности нефтедобывающей  и нефтеперерабатывающей  отрасли

  На современном  этапе развития экономики, когда  проблемы рационального использования  природных и производственных ресурсов, улучшения качества вырабатываемой продукции и повышения эффективности  общественного производства приобрели  особую остроту, роль нефтепродуктов особенно велика. В современных условиях развития техники, технологии и производства пока не представляется возможным отказаться от таких стратегически важных нефтепродуктов как бензин, дизельное топливо, масла  и пр.

  В результате произошедших преобразований существенные изменения произошли в отраслевой структуре нефтекомплекса. Необходимость перестройки управления нефтегазовым комплексом, появление соответствующих нормативных актов, регламентирующих порядок реформирования отрасли, обусловили преобразования в ее структуре, в ходе которых произошел разрыв по горизонтали и интегрирование по вертикали, при этом был получен ряд корпоративных образований, включающих в себя всю технологическую цепочку от разведки и добычи до реализации. Таким образом, создание вертикально-интегрированных компаний, объединяющих в своем составе добычу сырья, его переработку и сбыт, еще больше удаляет нас от классического понятия «отрасль». Поэтому в данном случае можно говорить о производствах, относящихся к той или иной отрасли промышленности. В условиях рыночной экономики предпочтение отдается корпоративному типу отраслей.

  По количеству (составу) участников предприятия отрасли  подразделяются на крупные, средние  и мелкие, однако на несколько ведущих  компаний приходится большая часть  суммарного оборота отрасли и  именно их деятельность определяет сегодня  развитие событий на рынке нефтепродуктов.

  Концентрация  производства в руках 8-10 ведущих  фирм колеблется от 51 до 62%. Сегодня  в России добычей, переработкой и  реализацией нефти и нефтепродуктов занято около двадцати компаний, крупнейшими из которых являются «ЛУКОЙЛ», «Газпром Нефть», «Сургутнефтегаз», «Роснефть».

  Таблица 1.1 - Объемы добычи нефти и газа крупнейших нефтедобывающих компаний РФ за 2008 год

  Компания   Объем добычи газа   Объем добычи нефти
  Роснефть   12500 млн.  куб. м   110,1 млн.  т
  ЛУКОЙЛ   17020 млн.  куб. м   95240,0 тыс.  т
  Газпром Нефть   3200 млн.  куб. м   30,8 млн.  т
  ТНК BP   11 млрд. куб.  м   70,5 млн.  т
  Сургутнефтегаз   14100 млн.  куб. м   64500 тыс.  т
 

  Сегодня на предприятиях нефтяной отрасли вырабатывается широкий ассортимент продукции, часть которой относится к  предметам производственного назначения (объем потребления нефтепродуктов в промышленности составляет более 60%), другая часть относится к предметам  народного потребления (объем индивидуального  потребления составляет примерно 40%). Технико-экономические особенности  нефтеперерабатывающей отрасли  дают основания для отнесения  рынка нефтепродуктов к рынкам товаров  производственного назначения (ТПН).

  Выделим некоторые особенности рынка  ТПН:

  • продавец товаров производственного назначения имеет дело с гораздо меньшим  числом потребителей, основную массу  которых составляют предприятия;

  • эти  немногочисленные покупатели крупнее, чем покупатели товаров народного  потребления;

  • пространственная рассредоточенность покупателей обусловлена тем, что основные промышленные предприятия сконцентрированы в крупных географических регионах;

  • спрос  на ТПН определяется спросом на товары широкого потребления, т.е. носит производный  характер;

  • спрос  на ТПН менее эластичен, чем на товары народного потребления;

  • покупателями на рынке ТПН выступают профессионалы.

  В качестве одной из тенденций на мировом  рынке можно выделить возобновление  роста. После стремительного и глубокого  падения во второй половине 2008 года и некоторой стабилизации в первом квартале 2009 года, во втором квартале цены на нефть росли высокими темпами.

  Мировой оптовый рынок нефтепродуктов, после  некоторого дисбаланса в конце 2008 года, к середине 2009 года пришел в соответствие с динамикой мирового рынка нефти. При этом соотношения цен на сырую  нефть и нефтепродукты пришли к историческим пропорциям. Что касается зарубежных розничных рынков нефтепродуктов, Роснефть не представлена ни на одном  из таких рынков, так как вся  розничная сеть компании полностью  сосредоточена внутри России.

  С начала 2009 года на внутреннем рынке нефти  России наблюдалась сильная волатильность. За первое полугодие 2009 года внутренние цены на нефть выросли более чем в 3,5 раза до уровней $40 за баррель.

  В настоящее  время рынок сбыта нефтепродуктов все больше дифференцируется и усложняется. Внедрение новых, более качественных и эффективных видов нефтепродуктов сопровождается и возникновением новых  потребителей, причем, как правило, в ранее сформировавшихся областях потребления.

  В рамках сбытовой политики российских вертикально  интегрированных компаний в перспективе  намечается расширение ассортимента экспортной продукции, улучшение ее качества и  глубины переработки; постепенное  увеличение объема экспортных поставок продукции с учетом прогрессивных  изменений в составе производств  нефтяной отрасли; расширение географии  сбыта.

  Рынок нефтепродуктов по своей структуре является олигополией, а значит, несет все его основные черты: однородность или разнородность  продукции; крупные барьеры (размер фирмы); немногочисленность и крупные размеры фирм; несовершенная информация (субъективные фактор).

  Таким образом, российский рынок нефтепродуктов является специфической олигополистической системой отношений, осуществляющих процесс  нефтепродуктообеспечения и возникающих  между производителями, продавцами и потребителями по поводу купли-продажи  нефтепродуктов на основании спроса, предложения товара на оптовых рынках и на основании взаимодействий участников регионального рынка нефтепродуктов, растянутых во времени и основанных на ожиданиях.

 

  

    Организационно-экономическая  характеристика 
    ОАО «НК Роснефть»

  Открытое  акционерное общество «Нефтяная  компания «Роснефть»  создано в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» и на основании  Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия  «Роснефть» в открытое акционерное  общество «Нефтяная компания «Роснефть».

  Место нахождения: Российская Федерация, 115035, г. Москва, Софийская  набережная, 26/1.

  Целью деятельности ОАО «НК «Роснефть», согласно Уставу, является извлечение прибыли. [см. 5, с 3, 4]

  Предметом деятельности НК Роснефть является обеспечение  поиска, разведки, добычи, переработки  нефти, газа, газового конденсата, а  также реализации нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки  потребителям в Российской Федерации  и за ее пределами, любые сопутствующие  виды деятельности, а также виды деятельности по работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

  Роснефть  — лидер российской нефтяной отрасли  и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и  добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России.

  Уставный  капитал НК Роснефть составляет 105 981 778,17 рублей. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных и оплаченных акционерами. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций. В свободном обращении  находится около 15% акций Компании.

  География деятельности НК «Роснефть» в секторе  разведки и добычи охватывает все  основные нефтегазоносные провинции  России: Западную Сибирь, Южную и  Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

  Основное  конкурентное преимущество НК «Роснефть» — размер и качество ее ресурсной  базы. Компания располагает 22.3 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов Роснефть является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а большая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания так же располагает 26.6 млрд барр. н. э. вероятных и возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

Информация о работе Стратегическое планирование предприятия