Автор: Василий Бурыкин, 23 Августа 2010 в 11:25, курсовая работа
В условиях перехода России к рыночным отношениям каждое предприятие сталкивается с необходимостью анализа и оценки своей деятельности. Конкурентные преимущества предприятия определяются производством высококачественной продукции, которая будет иметь коммерческий успех в условиях конкуренции.
Введение……………………………………………………………… 2 стр.
1. Формирование стратегии организации………………………….. 3 стр.
2. Анализ конкурентного преимущества…………………………… 7 стр.
2. 1. Теория М. Портера……………………………………………... 7 стр.
2. 2. Конкурентоспособность по Ж-Ж. Ламбену…………………... 13 стр.
2. 3. Сущность SWOT-анализа……………………………………… 14 стр.
2. 4. Методы анализа LOTS, PEST, PIMS………………………….. 16 стр.
2. 5. Многофакторный системный анализ………………………….. 21 стр.
3. Формирование конкурентных преимуществ……………………. 23 стр.
4. Факторы конкурентных преимуществ «Хлебокомбината № 1»
г. Челябинска……………………………………………………… 26 стр.
Заключение…………………………………………………………… 37 стр.
Список литературы…………………………………………………... 37 стр.
План
Введение………………………………………………………… |
2 стр. |
1.
Формирование стратегии |
3 стр. |
2.
Анализ конкурентного |
7 стр. |
2.
1. Теория М. Портера………………………………… |
7 стр. |
2. 2. Конкурентоспособность по Ж-Ж. Ламбену…………………... | 13 стр. |
2.
3. Сущность SWOT-анализа……………………… |
14 стр. |
2. 4. Методы анализа LOTS, PEST, PIMS………………………….. | 16 стр. |
2.
5. Многофакторный системный |
21 стр. |
3.
Формирование конкурентных |
23 стр. |
4. Факторы конкурентных преимуществ «Хлебокомбината № 1» | |
г. Челябинска…………………………………………… |
26 стр. |
Заключение…………………………………………………… |
37 стр. |
Список
литературы…………………………………………………. |
37 стр. |
Введение
В условиях перехода России к рыночным отношениям каждое предприятие сталкивается с необходимостью анализа и оценки своей деятельности. Конкурентные преимущества предприятия определяются производством высококачественной продукции, которая будет иметь коммерческий успех в условиях конкуренции.
В курсовой работе рассмотрены вопросы стратегического анализа и формирования конкурентных преимуществ предприятия, приведены некоторые методы анализа – SWOT, LOTS, PIMS, PEST, определена значимость стратегического анализа для:
Практическая часть работы посвящена анализу конкурентных преимуществ «Хлебокомбината №1» г. Челябинск. Это предприятие представляет собой довольно благополучную производственную компанию, отличающуюся от других предприятий города тем, что уже в течении 10 лет успешно работает в условиях становления российского рыночного хозяйства и представляет реальных пример использования своих конкурентных преимуществ для расширения своего производства.
1. Формирование стратегии организации
Организация, как и живое существо, стремится запить позицию в среде, которая, с одной стороны, позволяет проявиться потенциалу организации и использовать возможности среды, а с другой стороны - скрыть свои слабые стороны и в максимальной степени нейтрализовать факторы риска.
При этом компания стремится в максимальном степени адаптироваться к среде и модифицировать среду в соответствии со своими нуждами.
Основой социального подхода является перспектива получения будущих результатов, которая воодушевляет коллектив. Только коллектив, который разделяет общие видение, цели и стремления, способен решить стоящие перед организацией задачи. Стратегия в этом смысле аналогична личности для индивидуума
Стратегия - некоторая абстракция, которую никогда нельзя заменить:
• интересами сотрудников;
• правилами и регламентами;
•
системой взаимодействия.
Организация рассматривается как коллектив, к которому применяются методы социального конструирования Поэтому стратегия в данном подходе является выражением сконструированных и разделяемых;
• ценностей;
• веры;
• норм;
• практик;
В рамках подхода позиционирования выделяются и формируются:
• содержание организации;
• преследуемые цели.
Критериями хорошо построенной стратегии являются:
• эмоциональный подъем и энтузиазм сотрудников;
• мобилизация потенциала коллектива;
• концентрация усилий.
Политический подход предполагает изучение борьбы, предпринимаемой с целью победить или обмануть конкурента. Так, многие корпорации, особенно в фармацевтической промышленности, с целью сокрытия своих промахов патентуют не только свои открытия, но и ошибки. Оформление патентов на ошибки может сбить с толку конкурентов, большей частью в выборе направления их исследовательских работ.
Борьба
возникает также тогда, когда
различные коалиции и группы внутри
организации имеют
Политический подход к организации уделяет особое внимание согласованию интересов и обеспечению целостности принимаемых решений и действий.
Стратегия как некая закономерность проявляет себя в намерениях, целях, решениях, деятельности фирмы. Многочисленные определения стратегии учитывают ее многоаспектность и адаптивность под конкретные ситуации. Для каждой конкретной ситуации следует формировать свою стратегию, учитывающую специфические черты;
• ситуации;
• среды;
•
организации.
Формирование стратегии
Формирование стратегии фирмы начинается с проведения стратегического анализа. Он проявляет структуру целей и задач, стоящих перед организацией. При этом глобальная цель является;
• формализацией миссии;
• долгосрочной;
•
смыслом существования
Проведение
стратегического анализа
Потенциал организации изучается с целью его использования при построении конкурентных преимуществ.
Структура
целей выражает видение, ценности, стремления,
разделяемые руководством и коллективом.
В случае несогласованности этих ценностей
между собой структура целен фирмы также
будет, скорее всего, внутренне противоречивой.
Формирование структуры целей одним руководством,
без явного или неявного участия коллектива
имеет все шансы привести к противоречию
между целями сотрудников и целями фирмы,
что лишает персонал энтузиазма, желания
выкладываться на фирму.
Схема 1. Стратегический анализ
Решающую роль в стратегическом анализе играет выявление основных умений и навыков - тех умений и навыков, которые дают компании конкурентные преимущества и определяют основные направления ее деятельности .
Например, основными умениями компании являются:
• быть на переднем крае электронных технологии;
• использовать последние электронные технологии с целью:
-
формирования новых
-
удовлетворения новых
2. Анализ конкурентного преимущества
2. 1. Теория М. Портера
М. Портер1 рассматривает рынок в качестве постоянно совершенствующегося, динамичного организма. Развитие зависит от всех элементов: а) рынка товаров и услуг; б) рынка капитала; в) рынка труда. Развитие — это история не использования преимуществ, а история борьбы с неблагоприятными условиями. Национальные неблагоприятные условия, если к ним подходить правильно, порождают энергию для инноваций и изменений. Давление и вызов, а не "спокойная жизнь" привели фирмы и страны к процветанию.
М. Портер обосновывает, что:
Анализ
конкурентных преимуществ
рекомендуется проводить
в следующие этапы:
Структурный анализ отраслей М. Портер рекомендует осуществлять на основе анализа пяти сил, определяющих конкуренцию (рис. 1)
Рис. 1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет в конечном счете прибыльность отраслей. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно, многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удается долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять
сил конкуренции определяют прибыльность
отрасли, потому что они влияют на цены,
которые могут диктовать фирмы, на расходы,
которые им приходится нести и на размеры
капиталовложений, необходимые для того,
чтобы конкурировать в этой отрасли. Угроза
появления новых конкурентов снижает
общий потенциал прибыльности в отрасли,
потому что они привносят в отрасль новые
производственные мощности и стремятся
заполучить долю рынка сбыта, тем самым
снижая позиционную прибыль.
Мощные покупатели или поставщики, торгуясь,
извлекают выгоду
и снижают прибыль фирмы. Ожесточенная
конкуренция в отрасли снижает прибыльность,
ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность,
приходится платить (расходы на рекламу,
организацию сбыта, НИОКР), или же прибыль
"утекает" к покупателю за счет снижения
цен. Наличие товаров заменителей ограничивает
цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие
в этой отрасли; более высокие цены побудят
покупателей обратиться к заменителю
и снизят объем производства в отрасли.