Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент - это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.

Содержание

Введение 3
Характеристика предприятия 4
Цели и критерии развития организации 7
Матица STEP- анализа внешней среды организации 8
SWOT – анализ предприятия 9
Аргументация стратегических идей 10
Матрица БКГ - анализа конкурентной позиции организации 10
Конкурентные преимущества организации 12
Выбор базовой стратеги развития 13
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

курсовая стратег.менеджмент.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

 

 

Аргументация стратегических идей

 

Проблема

Идея

Аргументация

Опыт

«За»

«Против»

1

2

3

4

5

Система управления

Повышение качества продукции

Привлечение новых клиентов

Смена поставщиков, что повлечет увеличение затрат

При последней попытке сменить  поставщика произошла задержка сроков изготовления

Техническое развитие

Приобретение нового оборудования

Расширение ассортимента производимых товаров

Привлечение заемных средств (кредит)

Приобретался станок фрезерный, окупаемость 12 мес.

Производство

Использовать навыки, технологические  разработки в выпуске новой продукции

Ускорение производства, уменьшение сроков изготовления

Переподготовка персонала, затраты  на обучение

При освоении новых технологий на производстве увеличивается время изготовления продукции

Персонал

Переподготовка персонала

Ротация кадров

Затраты на обучение

Более квалифицированный персонал –  более высокая оплата труда

Экономика и финансы

Привлечение заемных средств

Расширение производства, закупка  оборудования

В случае отсутствия заказов может возникнуть просроченная задолженность

Сложное финансовое положение в прошедшем  году едва не привело к закрытию производства

Маркетинг

Разработка рекламной компании

Привлечение новых клиентов, расширение доли рынка

Затраты на рекламу могут не окупиться

Реклама определенного вида товара принесла доход


 

 

Матрица БКГ - анализа конкурентной позиции организации

 

Краеугольным  камнем анализа ситуации в отрасли  и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли  конкурентной борьбы, определение ее источников и оценка степени воздействия  конкурентных сил. Этот шаг анализа  особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию  без глубокого понимания характера  конкуренции в отрасли.

Изучение  конкурентов, то есть тех, с кем организации  приходится бороться за ресурсы, которые  она стремится получить из внешней  среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

 

Относительная доля на рынке

  Высокая  Низкая

Рост объема спроса

Высокий

«Звезды»

«Трудные дети»

 

Доля организации, в % от общего объем продаж

Низкий 

 

«Дойные коровы»

 

 

«Собаки»

 

 

Структурный анализ отрасли:

Вопросы

Ответы

Потребители

 

Каковы размеры рынка и его  сегментов?

Размеры рынка не велики, как и  его сегментов.

Каковы темпы роста, потенциал  и тенденции изменения?

Темпы роста не велики, тенденции  к изменениям в основном зависят  от покупательской способности и  от технологических разработок в  данной промышленности.

Существует ли цикличность или  сезонность спроса?

Да, существует.

Каков средний уровень рентабельности  в отрасли?

Средний уровень рентабельности составляет 75%.

Какова дифференциация номенклатуры продукции?

Дифференциация продукции невысока, т.к. предприятие работает под заказ.

Существует ли зависимость от нескольких крупных потребителей?

Нет, не существует.

Какова вероятность вертикальной интеграции?

Вероятность вполне высока, т.к. предприятие  работает по индивидуальным заказам.

Поставщики

 

Насколько устойчивым является состав поставщиков?

Состав поставщиков достаточно устойчив, с момента работы предприятия  он практически не менялся.

Каков уровень конкуренции среди  поставщиков?

Конкуренция имеется, но небольшая. В  зависимости от объема и сроков изготовления заказа предприятие работает с разными поставщиками.

Намереваются ли поставщики наращивать интеграцию на Вашем уровне бизнеса?

Нет, каждый на данном этапе работает на своем уровне.

Насколько взаимосвязаны будут поставщики в будущем?

При выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

Будут ли надежны и доступны источники  сырья и энергии?

У предприятия несколько источников сырья. Источники же энергии в  нашей стране это государственные  предприятия.

Есть ли причины ожидать значительных изменений в издержках и ценах  сырья?

Цены на сырье (лес) могут увеличиться  в связи с участившимися лесными  пожарами на территории России.

Конкуренция

 

Существуют ли равные конкуренты и  баланс в отрасли?

Да, конкуренты существуют, но баланс поддерживается за счет того, что конкурирующая  организация выпускает более  узкий ассортимент продукции.

Могут ли основные конкуренты нарушить баланс в отрасли?

Да, могут, но только в том случае, если конкурирующая организация  пересмотрит свою ценовую политику и ассортимент выпускаемой продукции.

Предсказуемо ли поведение конкурентов?

Вполне предсказуемо.

Каковы барьеры вхождения в  отрасль по новым видам продукции?

Барьерами являются приобретение принципиально  нового оборудования, большая конкуренция  в других видах продукции.

Каковы барьеры ухода из отрасли  по старым видам продукции?

Барьеров на данном этапе работы предприятия  нет.

Можно ли отвоевать рынок производства с помощью ценовой конкуренции?

Можно попытаться это сделать, главное  чтобы в погоне за снижение цены не снизилось и качество выпускаемой  продукции.


Конкурентные преимущества организации

Подсистемы организации

Краткая характеристика преимуществ

Система управления

Качество продукции достаточно высокое, это обеспечивается организацией на производстве доработки сырья, квалификацией  персонала.

Техническое развитие

Оборудование достаточно новое, с  малым процентом износа.

Производство

По мере развития технологий внедряются новые технологические аспекты.

Персонал и социальное развитие

Квалифицированный персонал, отсутствие текучести кадров.

Экономика и финансы

Предприятие не привлекало заемные средства, снижена себестоимость продукции  за счет доработки сырья на производстве.

Маркетинг и сбыт

Предприятие работает под индивидуальный заказ, поэтому проблем со сбытом нет.


Выбор базовой стратеги развития

Стратегия дифференциации становится привлекательным конкурентным подходом по мере того, как потребительские  запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более  удовлетворяться стандартными товарами.

Сущность стратегии дифференциации состоит в том, чтобы находить пути быть единственным, кто предлагает покупателям дополнительные черты  товара, которые они хотят, и постоянно  поддерживать это преимущество.

Для того чтобы стратегия дифференциации была успешной, компания должна изучать  запросы и поведение покупателей, знать, чему покупатели отдают предпочтение, что они думают о ценности товара и за что готовы платить. После  этого компания предлагает одну, а  может быть, и несколько отличительных  характеристик товара/услуги в соответствии с запросами покупателей, причем эти предложения должны быть ощутимыми  и запоминающимися.

Конкурентное преимущество появляется, когда достаточно большое количество покупателей станет заинтересовано в предлагаемых дифференцированных атрибутах и характеристиках  товара. Чем сильнее заинтересованность покупателей в разнообразных  характеристиках предлагаемой продукции, тем сильнее конкурентное преимущество компании. Успешная дифференциация разрешает  фирме:

    • установить повышенную цену на товар/услугу;
    • увеличить объем продаж (потому что большое количество покупателей привлекается за счет отличительных характеристик товара);
    • завоевать лояльность покупателей к своей товарной марке (потому что некоторые покупатели становятся очень привязанными к дополнительным характеристикам продукции).

Дифференциация проходит успешно, если издержки по ее проведению покрываются  за счет увеличения цены на обновленный  и измененный товар. Дифференциация терпит неудачу в случае, если покупатели не видят никакой ценности в уникальности товарной марки, чтобы купить этот товар  вместо товара конкурентов, и/или если подход компании к дифференциации может  быть легко скопирован и применен конкурентами.

Ключом к успеху стратегии дифференциации является создание покупательской ценности отличным от конкурентов образом. Существуют три подхода к созданию покупательской ценности. Один из них состоит в  том, чтобы разработать такие  характеристики и особенности товара, которые способствуют снижению совокупных затрат покупателя по использованию  продукции компании.

Второй подход состоит в создании таких особенностей товара, чтобы  повышалась результативность его применения потребителем. Третий подход состоит  в придании товару черт, которые  повышают степень удовлетворения потребителей, но не за счет экономии, а каким-либо другим образом.

Основой дифференциации при завоевании конкурентного преимущества является товар, характеристики которого существенно  отличаются от характеристик товаров, производимых конкурентами.

 

 

Стратегия конкуренции в отраслях, находящихся в стадии распада

 
   
       
 

Факторы рынка

 

Рекомендуемые стратегии

 
   
   

Появление на рынке сильнейших конкурентов

Рекламные акции с конкретными  предложениями

   
   

Объемы заказов падают

Переподготовка персонала

   
   

Доходы организации падают

Сокращение себестоимости

   

 

 

Заключение

 

Для эффективной  деятельности предприятию необходимо не только наличие стратегии, но и  постоянный анализ имеющейся стратегии, анализ степени ее соответствия к  сложившимся условиям на рынке. Поскольку  без этого невозможно ни успешная деятельность, ни удержание стабильного  конкурентного преимущества, что  в современных рыночных условиях крайне важно для любого предприятия.       

Разработка стратегии предприятия  на основе комплексного изучения и  анализа показателей деятельности организации с помощью  различных  методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и  внутренней среды – важное условие  эффективного функционирования и развития любого предприятия в долгосрочной перспективе.

В рамках данной работы дана характеристика предприятия ПК Березка, проведен анализ внешней и внутренней среды компании, выявлен круг проблем предприятия на современном этапе развития и выделены приоритетные; на основе результатов SWOT-анализа и анализ конкурентов разработана стратегия организации; построена матрица БКГ и разработана производственная стратегия предприятия; на основе разработанной по результатам конкурентного и SWOT-анализа стратегии и производственной стратегии предложена общая стратегия деятельности предприятия и дана оценка ее эффективности.

 

Список литературы

 

  1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента./ Пер. с англ. М.: Экономика, 1999.-106с.
  2. Виханский О.С. «Стратегическое управление»- М.: Гардарика, 1998.
  3. Горбунов С.В. Стратегический менеджент учебное пособие Н.Н 2002
  4. Мильнер Б. З. Теория организации. –М.: ИНФРА-М, 2003.
  5. Панов А.И. Стратегический менеджмент учебное пособие Н.Н 2005.
  6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева,  М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  7. Тематические сайты сети «ИНТЕРНЕТ»:

http://ww.ximprom.ru/, http://usolie-sibirskoe.ru/, http://www.nitol.ru, http:// www.aup.ru http://www.eup.ru/ http://www.rubricon.ru

[]


Информация о работе Стратегический менеджмент