Автор: t****************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:13, контрольная работа
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником его жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
1.2
Факторы конкурентоспособности:
Стратегический
потенциал и устойчивы
Главные факторы стратегии. Стратегический потенциал фирмы. Корневые
компетенции и устойчивое конкурентное преимущество. Эффект масштаба как фактор конкурентоспособности. Эффект размаха как фактор конкурентоспособности. Кривая обучения и создания конкурентных преимуществ. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ.
С выходом фирмы на оптимальную технологию решается и проблема масштаба производства, когда фирма может увеличивать выпуск продукции за счет пропорционального наращивания факторов производства. Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Выбор необходимого масштаба, или размера деятельности фирмы, связан с долгосрочным периодом ее функционирования.
Деятельность
фирмы в долгосрочном периоде. Основная
закономерность, действующая для
фирмы в долгосрочном периоде, —
это рост отдачи от масштаба производства.
Источник роста отдачи от масштаба
производства,—
Рост
отдачи от масштаба производства возможен
только в долгосрочном периоде, когда
все факторы производства выступают
переменными. Рост отдачи выражается в
увеличении показателя средней суммарной
отдачи всех факторов производства. Показатель
же предельной отдачи для долгосрочного
периода не рассчитывается, поскольку
по своей природе он предполагает
неизменность факторов производства.
Рост отдачи от масштаба производства
в долгосрочном периоде не является
беспредельным: в какой-то момент чрезмерная
специализация ресурсов ведет к
потере эффективности и к снижению
отдачи от масштаба производства (например,
в результате разрастания бюрократического
аппарата для поддержания связей
между специализированными
Таким
образом, результатами масштаба производства
могут быть: неизменный эффект масштаба
(роста отдачи), означающий, что удвоение
использования всех факторов ведет
к удвоению выпуска продукции; положительный
эффект масштаба, означающий, что при
удвоенном использовании всех факторов
выпуск продукции более чем
Поскольку рассмотренная закономерность выражается в снижении издержек производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономии от масштаба производства. Экономическая теория выделяет два типа такой экономии: внутреннюю и внешнюю.
Эффект обучения — снижение средних затрат с ростом объема выпуска за счет приобретения опыта и повышения мастерства.
Первые кривые обучения были построены на примере производства самолетов. В 1920—30-е голы развернулась гонка производства военных самолетов. Впервые кривую обучения построил американский инженер Т. П. Райт. Он заметил, что средние затраты сборки самолетов снижаются с каждым новым самолетом. В результате эмпирических исследований доказано, что при многократном выполнении повторяющихся задач затраты снижаются, поскольку сотрудники приобретают навыки выполнения этих задач. При каждом удвоении нарастающих объемов выпуска продукции затраты на единицу продукции потенциально снижались на 20-30%. Удвоение нарастающего объема выпуска и тем самым потенциальное снижение затрат наступают тем быстрее, чем круче кривая роста для продукта.
Рис. 1. Кривая опыта
Кривая опыта связана, таким образом, со вновь созданной стоимостью. Эффект рационализации производства тем больше, чем выше вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость представляет собой разность между стоимостью произведенной продукции и материальными затратами (товарами и услугами, потребленными в процессе производства).
стоимость продукции — материальные затраты= вновь созданная стоимость
совокупный производственный результат + прочие доходы = стоимость продукции
сырье основные и вспомогательные материалы + амортизация + прочие затраты= материальные затраты
На различных предприятиях вновь созданная стоимость получается по-разному. В торговых фирмах она существенно меньше, чем на промышленных предприятиях или в сфере услуг.
Таблица 1. Величина вновь созданной стоимости
Вид предприятия | Доля вновь созданной стоимости, % |
Торговое | 20-30 |
Промышленное | 40-50 |
Предприятие сферы услуг | 70-80 |
Торговое предприятие, продавая продукции на 100 ед., закупает ее на 70-80 ед. Промышленное предприятие, для того чтобы обеспечить оборот, равный 100 ед., потребляет предметов и средств производства на 50-60 ед. На предприятии, оказывающем услуги, например, в консультационной фирме для получения оборота в 100 ед. требуется сторонних затрат лишь на 20-30 ед. Таким образом, кривая опыта свидетельствует о том, что при каждом удвоении кумулятивного объема выпуска затраты на единицу продукции, относящиеся к вновь созданной стоимости и очищенные от влияния цен, потенциально снижались на 20-30%. На предприятиях сферы услуг вновь созданная стоимость существенно выше, чем на промышленных и торговых эффекта кривой опыта оказывают влияние различные факторы. предприятиях. На величину Часто это комбинация множества факторов, ведущих к снижению затрат предприятия. На практике часто трудно разложить совокупный эффект от кривой опыта на составляющие. Несомненно только то, что результатом может стать снижение затрат предприятия.
На величину эффекта кривой опыта оказывают влияние следующие факторы:
Эффект кривой опыта не действует автоматически. Руководство предприятия должно постоянно работать над тем, чтобы с ростом выпуска непрерывно; проводить во всех подразделениях текущие улучшения, приводящие в совокупности к снижению затрат. Таким образом, эффект кривой опыта реализуется в снижении затрат на единицу продукции на 20-30% лишь при условии, что квалификация персонала все время растет и на предприятии непрерывно внедряются новые концепции, технологии и методы производства. В основном речь идет о том, что руководство должно стимулировать непрерывный количественный и качественный процесс обучения на предприятии. При увеличении объемов выпуска можно приступать и к реализации мероприятий по рационализации производства. Эффект кривой опыта касается переменных и постоянных затрат. Увеличивающиеся производственные мощности требуют проведения мероприятий по рационализации. В особенности на стадии роста жизненного цикла продукта предприятию нужны большие производственные мощности, что, в свою очередь, повлечет изменения в сферах производства, складского хозяйства и сбыта. На большей части предприятий имеются значительные резервы снижения переменных и постоянных затрат. Эти резервы можно реализовать в рамках грамотной системы управления затратами, что способствует росту конкурентоспособности предприятия.
1.3
Диверсификация как
фактор образования
конкурентных преимуществ
В
настоящее время понятие «
В последнее время диверсификация приобретает прежде всего практическое значение в связи с демонополизацией экономики, созданием предпосылок конкуренции. Диверсификация выступает причиной многих явлений и является одновременно их следствием, представляет собой важную составную часть воспроизводственного процесса и преобладающую форму концентрации капитала.
Диверсификация
товара занимает особое место в товарной
политике фирмы. Эта стратегия применяется,
когда фирма начинает производить дополнительные
товары, которые планируется предложить
на новые рынки сбыта. Диверсификация
выступает как эффективное средство для
обеспечения роста устойчивости деятельности
фирмы. С помощью диверсификации фирма
может получить хорошие результаты по
возрождению оборота и прибыли благодаря
новым товарным предложениям для новых
рынков, что в конечном счете способствует,
кроме всего прочего, эффективной политике
по снижению предпринимательского риска.
При проведении диверсификации возможно
изменение как товара, так и рынков или
их комбинации. Для определения стратегических
альтернатив при поиске способов освоения
целевых рынков используется матрица
’’товар – рынок’’, предложенная И.Ансоффом
в 1966г. (табл.1). Как видно, возможны четыре
базовые стратегии освоения источников
роста преимуществ фирмы: проникновение
на рынок; развитие товара; развитие рынка
и диверсификация.
Таблица 1 Альтернативные стратегии освоения источников роста преимуществ фирмы
Товары | Рынки | |
Существующие | Новые | |
Существующие | Проникновение
на рынок:
Интенсификация сбыта поиск новых покупателей вытеснение конкурентов развитие (расширение) сферы потребления товара |
Развитие рынка:
новые рынки новые регионы сбыта международные рынки создание новых областей использования товара |
Новые | Развитие товара:
разработка новых товаров собственными силами развитие контрактов лицензии обмен продуктами |
Диверсификация:
Горизонтальная Вертикальная Концентрическая |
Диверсификация позволяет устранять отклонения между текущими и стратегическими показателями объема продаж и дохода. Устранение достигается введением нового товара на существующие рынки, что обеспечивает закрытие одного из видов стратегического “люка” и устойчивое положение предприятия в конкурентной среде.
Диверсификация товара осуществляется компаниями, которые располагают
достаточно развитой сетью бизнес- коммуникаций и обладают необходимыми потенциалом и деловыми способностями по освоению новых производств и новых товаров.
Различают три типа диверсификации: горизонтальная, вертикальная и концентрическая. Горизонтальная диверсификация означает производство таких новых товаров, которые настолько близки по производственно- техническим, снабженческим и сбытовым условиям производства существующих товаров, что возможно использование существующих сырья и материала, персонала, каналов и связей на рынке. Например, Сбербанк России расширяет ассортимент своих услуг путем введения услуги по страхованию; ОАО “Комбинат им. Степана Разина” предлагает производство воды, лимонада и других прохладительных напитков.