Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:52, курс лекций
2 лекции по стратегическому менеджменту.
Условные обозначения:
Высокий уровень развития технологии, мировое лидерство | |
Значительные технологические достижения, приоритетные достижения в отдельных областях | |
Общее отставание, определенные достижения в отдельных областях | |
Значительное отставание по важным аспектам | |
* | Ввиду многопрофильности технологического направления определить мирового лидера не представляется возможным. |
Весьма показательным
является сравнение критически важных
технологий России с прогнозом технологического
развития Японии на период до 2010 года в
области электроники и новых материалов
(таблица 1.10). Высокая степень совпадения
свидетельствует о намерении России ликвидировать
отставание от наиболее развитых в технологическом
отношении стран. Данные по Японии были
получены из доклада научно-исследовательского
комитета по прогнозированию технологического
развития до 2010 года (Токио, Япония) [189].
Таблица 1.10.
Сравнение уровня критических технологий России и Японии
до 2010
г. [189]
Прогноз технологического развития Японии до 2010 г. | Критически важные технологии России |
Электроника и информатика | Информационные технологии и электроника |
Микроэлектроника: | Микроэлектроника: |
|
|
Оптическая электроника: | Оптическая электроника: |
|
|
Оборудование информационных систем: | Оборудование информационных систем: |
|
|
Программное обеспечение: | Программное обеспечение: |
|
|
Новые материалы | Новые материалы и химические продукты |
Керамика: | Керамические материалы и нанокерамика: |
|
|
Полупрводники: | Материалы для микро- и наноэлектроники: |
|
|
Металлы: | Материалы и сплавы со специальными свойствами: |
|
|
Композитные материалы: | Композиты: |
|
|
Очень
интересен анализ технологического
уровня на примере электронной
Влияние высокотехнологичности на развитие рынков.
Именно, фотоуслуги за короткий период времени (примерно с 2003 года) прошли в своем развитии путь от традиционных услуг к высокотехнологичным. Фотоаппарат вместо привычной технологии аналогового отображения на пленке получил техническую возможность отображения в цифровом виде. Это изменение не являются модернизацией фотоаппарата, произошло качественное высокотехнологичное изменение, которое позволило фотопродукцию, полученную в цифровом виде, сопрягать с достижениями человечества в области информатизации. Иными словами, потребитель фотоуслуг получил возможность в режиме «on-line» самостоятельно:
- сделать снимок;
- разместить его в персональном компьютере;
-
просмотреть его и при
- передать его в любую точку земного шара.
Такие технологии не могли не изменить рынок фотоуслуг, что, явилось важным объектом для изучения, так как положительная динамика продаж цифровой фототехники в России с 2003 года сопровождается снижением объемов предоставляемых фотоуслуг. Можно ли при этом утверждать, что мы наблюдаем явление десервисизации? Вопросы функционирования фотоуслуг остаются практически не изученными. Вместе с тем фотоуслуги продолжают играть важную роль в системе удовлетворения индивидуальных потребностей населения.
Традиционные технологии фотоуслуг имели определенное число клиентов и какое-то число увлеченных этим занятием людей. Появившиеся возможности использования высоких технологий в фотографировании входят в жизнь каждого человека и при этом либо он сам, либо структуры, с которыми он имеет отношения, не только осуществляют фотоуслуги, но они становятся как бы частью его деятельности, либо продвинутым увлечением. И во многих случаях развитие фототехники исключило потребность в посредниках, производящих фотоуслуги. Объективная потребность в изучении развития фотоуслуг обуславливает необходимость в углубленной проработке теоретических и научно-методических вопросов функционирования данных услуг в условиях научно-технического прогресса.
Существующее определение «фотоуслуги» в рассматриваемом примере требует введения понятия основной услуги и сервиса для фотоуслуг. Установленный факт роста продаж цифровой фототехники и одновременного уменьшения объема, оказываемых фотоуслуг, необходимо исследовать с целью выяснения следующих моментов:
- исследователь столкнулся
с явлением обратным
- какие факторы создали предпосылки для отмеченного явления?
Не исследованы вопросы трансформации весьма важной государственной проблемы – микрофильмирования, где фотоуслуги изменили свой облик, получив высокотехнологичное развитие. Яркий пример такой реализации – открытие в Санкт-Петербурге Президентской библиотеки.
Следует заметить, что столь значимое достижение в науке, позволившее фотографии стать высокотехнологичной, Нобелевский комитет признал только в 2009 году присудив нобелевскую премию в области физики американцам Уилларду Бойлу и Джоржу Смиту за изобретение в 1966 году прибора с зарядовой связью, благодаря которому и появились цифровые матрицы используемые в современной фото и видеотехнике, а также британскому учёному Чарльзу Као доказавшему возможность использования оптоволоконных кабелей для передачи информации.
В
работе [1] приводится пример группировки
сервисных процессов с точки
зрения понимания их характеристик.
Автор отмечает, что сервисные
процессы можно представить в
виде четырех широких групп: на рисунке
2 «показывает классификационную схему
с четырьмя направлениями, основанную
на наличии материальных действий по отношению
к телам людей или физическому имуществу
и неосязаемым действиям, обращенным к
умам людей или их нематериальным активам».
Природа
сервисного действия |
Кто или что является прямым получателем услуги | |
Люди | Предметы | |
Осязаемые
действия |
Услуги
для человеческого
тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос |
Услуги,
направленные на товары
и другие физические
объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги |
Неосязаемые
действия |
Услуги,
направленные на ментальные
потребности
Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи |
Услуги,
направленные на физически
неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование |
Рис.
2. Понимание характера
сервисного действия
Каждая из четырех групп включает существенно различные формы процессов, имеющих жизненно важное значение для менеджеров, занятых маркетингом, операциями и управлением человеческими ресурсами. Можно определить эти группы как: действия, направленные на людей; действия, направленные на имущество; действия, направленные на интеллектуальные потребности и действия по обработке информации.
Рисунок 2 был опубликован в 1983 году в журнале «Journal of Marketing». По мнению автора предложенное понимание характера сервисного действия с учетом изменений, произошедших за последующие 20 лет в сфере услуг сервиса высокотехнологичной бытовой и офисной техники, сегодня нуждаются в изменениях, так как с развитием техники появились неосязаемые действия, направленные на ремонт техники программными мерами.
Широкое
использование высоких
Примерами
неосязаемых услуг по ремонту
техники могут являться ремонты
сотовых телефонов, у которых
перепрограммированием
«Сегодня
во многих докладах и книгах услуги
рассматриваются как главный
итог новой экономики с
Здесь
следует отметить, что определенная
часть клиентов классифицирует неосязаемые
ремонты техники как
Природа
сервисного действия |
Кто или что является прямым получателем услуги | |
Люди | Предметы | |
Осязаемые
действия |
Услуги
для человеческого
тела Здравоохранение Перевозка пассажиров Салоны красоты Клинические операции Рестораны Стрижка волос |
Услуги,
направленные на товары
и другие физические
объекты владения Перевозка грузов Ремонт и техническое обслуживание оборудования Уборка мусора Стирка и химчистка Формирование ландшафта и стрижка газона Ветеринарные услуги |
Неосязаемые
действия |
Ремонт и техническое обслуживание оборудования | |
Неосязаемые
действия |
Услуги,
направленные на ментальные
потребности
Образование Радиовещание Информационные услуги Театры Музеи |
Услуги,
направленные на физически
неощутимые ценности Банковское обслуживание Юридические услуги Бухгалтерские услуги Обеспечение безопасности Страхование |
Рис.
3. Понимание характера
сервисного действия
Таким образом, еще одна проблема сервисного менеджмента заключается в том, что концепция корпоративного развития сервисного сопровождения высокотехнологичной бытовой и офисной техники должна решать «просветительские» задачи для потребителей (пользователей) техники.