Стратегический анализ внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Цель проекта: провести стратегический анализ внешней среды организации.
Задачи проекта:
изучить теоретическую базу для проведения изучения внешней и внутренней сред компании;
определить ключевые компоненты внешней среды;
представить методики для их изучения;
изучить внешнюю среду определённой организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
1. Теоретические и методические основы анализа внешней
среды организации………………………………………………………………… 7
1.1 Анализ внешней среды………………………………………………… 7
1.2 Анализ конкурентной среды…………………………………………… 15
1.3 Взаимоотношения между общей и конкурентной средой…………… 23
2. Анализ факторов влияющих на организацию………………………………… 26
2.1 Анализ макросреды организации………………………………………33
2.2 Микроуровень внешней среды организации…………………………. 41
2.3 Анализ влияния факторов внешней среды…………………………… 44
3. Рекомендации по созданию и оптимизации функционирования организации……………………………………………………………………………………65
4. Компьютерное обеспечение проекта……………………………………………68
5. Экономическая оценка проекта…………………………………………………70
6. Правовое обеспечение проекта………………………………………………….87
Заключение……………………………

Работа содержит 1 файл

777.doc

— 584.00 Кб (Скачать)

    Функция мотивации в ООО «Крафт» развита  слабо. Так как заработная плата простая повременная, то нет стимула, для того чтобы реализовать большее количество товара.

    Предложение: оставить заработную плату по окладу, но ввести процент от выручки. Это  будет стимулировать работу персонала.

    Функция контроля в ООО «Крафт» состоит в том, что руководитель получает информацию от старших продавцов о деятельности каждого отдела. Анализирует результаты фактически достигнутые с запланированными. В нашем случае соответствует ли ассортимент и количество товара с указанными в заявке, и спросу.

    Все рассмотренные четыре функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль имеют две общие характеристики – все они требуют принятия решений и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение пакетным для других членов организации. 

    1. Анализ  макросреды организации
 

      К компонентам внешней среды, оказывающим  влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся  те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны). Факторы макросреды фирмы оказывают влияние на нее косвенно В таблице 3 приведены сферы и факторы макросреды фирмы, влияющие на эффективность и стабильность ее работы. 
 
 

Таблица 3. Сферы  и факторы макросреды фирмы

Сфера макросреды

Факторы макросреды

1. Политические 1.1. Стабильность  демократических преобразований факторы в стране

1.2. Вероятность  возврата к прошлой политической  системе

1.3. Криминальная  обстановка в стране

2. Экономические  факторы 2.1. Тенденции  изменения внешнеэкономических  связей

2.2. Дефицит бюджета  страны (%).

2.3. Среднегодовые темпы инфляции

2.4. Удельный  вес частной собственности в  совокупной собственности страны

2.5. Наличие “стратегии  перехода страны на рыночные  отношения и их развития”,  опубликованной в открытой печати

2.6. Показатели  налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

2.7. Структура  распределения доходов населения

2.8. Уровень развития  финансовой системы страны

3. Социально-демографические  факторы 3.1. Место страны  в мире по продолжительности  жизни

3.2. Место страны  в мире по жизненному уровню населения

3.3. Продолжительность  жизни (мужчин, женщин)

3.4. Смертность  детей в возрасте до одного  года, % от родившихся и в сравнении  с лучшим мировым показателем

3.5. Рождаемость  и смертность населения страны

3.6. Структура  населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

3.7. Миграция  населения

3.8. Структура  населения по доходу и др.

4. Правовые  факторы 4.1. Наличие федеральных  правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

4.2. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих взаимоотношения компонентов экономической системы страны

4.3. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

4.4. Наличие федеральной  программы создания правого государства

4.5. Качество  прокурорского надзора за соблюдением  федеральных правовых актов

4.6. Преемственность правового обеспечения по вертикали и горизонтали

5. Экологические  факторы 5.1. Параметры  экосистемы страны

5.2. Количество  городов и удельный вес численности  их населения, которые не отвечают  требованиям по экологичности

5.3. Затраты в  бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

6. Природно-климатические  факторы 6.1. Характеристика  климатических факторов страны

6.2. Дефицитность  отдельных видов ресурсов по  регионам страны

7. Научно-технические  факторы 7.1. Характеристика  системы информации страны

7.2. Уровень компьютеризации  страны

8. Культурные  факторы 8.1. Средний уровень  образования населения страны

8.2. Обеспеченность  населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

8.3. Отношение  людей к окружающему миру

8.4. Долговременные  тенденции развития в области  культурных ценностей

 

Инфраструктура региона

 

      Инфраструктура  региона, где территориально расположена  фирма, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.

      К отраслям инфраструктуры относятся  следующие:

      – рыночная инфраструктура;

      – мониторинг окружающей природной среды:

      – здравоохранение;

      – наука и образование;

      – культура,

      – торговля;

      – общественное питание,

      – транспорт и связь;

      – пригородное сельское хозяйство;

      – строительство;

      – жилищно-коммунальное хозяйство;

      – бытовое обслуживание;

      – промышленность.

      Уровень развития, стабильность и эффективность  функционирования предприятий и учреждений всех перечисленных отраслей инфраструктуры региона, где расположена фирма, оказывает влияние на устойчивость ее работы, прежде всего, через социально-психологические факторы, то есть через степень удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей населения, через морально-психологический климат в коллективе, здоровье населения.

      Очень трудно количественно измерить степень  взаимного влияния факторов инфраструктуры региона, где расположена фирма, так как это влияние носит сложный характер. Логическая цепочка здесь следующая. Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем выше будет морально-психологический климат в коллективе (нет задержек на транспорте, в магазинах), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона). Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов в местный бюджет. Последний фактор открывает возможность развития региона. 

 

Связи фирмы 

      Рассмотренные факторы макросреды и инфраструктуры региона оказывают влияние на устойчивость и эффективность функционирования фирмы косвенно, ими фирма сама не имеет возможность управлять. Конечно, чем больше удельный вес фирмы в объеме производства региона или страны, тем больше фирма будет оказывать влияние на эту форму внешней среды и, наоборот, внешняя среда будет оказывать большее влияние на фирму.

      Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги. Связи фирмы показаны на рис 1, [9].

Рис.1 Связи  фирмы с внешней средой 
 

На рис. 1 показаны прямые или косвенные связи между фирмами внутри региона (1), влияние факторов инфраструктуры региона на устойчивость и эффективность фирмы (2), факторов макросреды на эффективность и качество работы региона (3), факторов макросреды на устойчивость и эффективность работы фирмы (4) и факторов взаимодействия фирм разных регионов по различным вопросам (6). Односторонняя прямая связь между контуром факторов макросреды и инфраструктуры региона (3) означает законодательное и налоговое воздействие федеральных органов управления страны на регион, косвенная двухсторонняя связь между этими контурами означает взаимное влияние по другим факторам (см.таблицу 3).

 

2.2. Микроуровень  внешней среды  организации

 

      К факторам прямого воздействия внешней  среды на устойчивость и эффективность функционирования фирмы или к факторам микросреды относятся следующие:

      – вход системы (поставщики сырья, материалов, информации и других ресурсов);

      – потребители товара;

      – конкуренты;

      – контактные аудитории;

      – маркетинговые посредники;

      – законодательства по налоговой системе  и внешнеэкономической деятельности

      В таблице 4 перечислены факторы микросреды фирмы и показатели, влияющие на эти факторы. 

Таблица 4 Факторы  и показатели микросреды фирмы

Факторы микросреды Показатели (операции), факторы микросреды
1. Поставщики (вход системы) 1.1. Интегральный  показатель качества поступающего  сырья (по видам) и материалов

1.2. Интегральный  показатель качества (полезного  эффекта) комплектующих изделий,  оснастки, запасных частей и т.д.)

1.3. Интегральный  показатель качества информации, поступающей на фирму

1.4. Интегральный  показатель качества нормативно-методической  и технико-экономической документации, поступающей на фирму

1.5. Интегральный  показатель качества подготовки  специалистов, поступающих на фирму

1.6. Прогноз  изменения условий поставок

2. Потребители  (выход системы) 2.1. Тенденции  изменения круга потребностей  основных потребителей товаров фирмы

2.2. Прогноз изменения  параметров рынка по объему  и ассортименту товаров

2.3. Прогноз изменения доходов потребителей

2.4. Прогноз  изменения состава и значений  признаков сегментации рынка  внутри страны и в мире

3. Конкуренты 3.1. Анализ качества, цен и конкурентоспособности  товаров конкурентов

3.2. Анализ организационно-технического  уровня производства основных конкурентов

3.3. Прогнозирование  конкурентоспособности и удельной  цены товаров основных конкурентов

3.4. Прогнозирование  рыночной стратегии основных  конкурентов

4. Контактные  аудитории 4.1. Анализ отношения  к фирме и ее товару финансовых кругов региона (страны), средств массовой информации, государственных и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных организаций и др.

4.2. Разработка  мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией

5. Маркетинговые посредники 5.1. Анализ структуры  и стратегии торговых посредников и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров

5.2. Налаживание  контактов с агентствами по  оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др)

5.3. Установление  связей с кредитно-финансовыми  учреждениями

6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности 6.1. Формирование  банка данных по налоговой  системе и внешнеэкономической деятельности

6.2. Анализ влияния  ставок налогов, таможенных пошлин, квот, лицензий и других показателей на эффективность работы фирмы

6.3. Подготовка  предложений по совершенствованию  законодательства по налоговой  системе и внешнеэкономической деятельности.

 

    Определив факторы внешней среды влияющих на организацию как на микро так и на макроуровне целесообразным будет проанализировать их влияние на организацию. 
  Анализ влияния факторов внешней среды
 

          В практической части  данной работы необходимо провести критический анализ влияния факторов существующей внешней среды на деятельность конкретной организации. Дать оценку позитивного и негативного влияния.

          В связи с отсутствием  реальных и полных данных о работе и взаимодействии с внешней средой какой либо организации, ничего не остается как провести теоретический анализ основанный на собственном понимании такого влияния.

          В качестве примера  рассмотрим исследуемую организацию ООО «Крафт».

          Предприятие “Крафт”  специализируется на реализации товаров  народного потребления. Предприятию необходимо поддерживать информационные, сырьевые, транспортные связи с внешней средой. Поэтому влияние основных факторов внешней среды имеет место.

    Макросреда  и микросреда, составляющие два уровня элементов, представляют внешнюю среду организации. Макросреда образуется из девяти элементов – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решение менеджеров и их действия, и, в конечном счёте, на внутреннюю структуру и процессы в организации.      

    Политико-правовые воздействия – это ограничения в процессе принятия решения, являющиеся результатом правовых и управленческих рамок, внутри которых фирма должна или желала бы действовать. Эти рамки налагают на ООО «Крафт» обязанности по защите прав потребителей и окружающей среды посредством торговых соглашений, налоговых программ, установление минимального уровня заработной платы. Надо заметить, что заместитель генерального директора ООО «Крафт» Богатова Г. Н. Имеет юридическое образование. Её настольной литературой являются Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон о защите прав потребителей, «Менеджмент в организации» и др.

    Социокультурные воздействия подвержены динамике. Социокультурные условия влияют на решение менеджера. Так они определяют то, как потребители примут товар, и какой товар они хотели бы принять.

    Демографическая среда. Демографические исследования являются мощным источником информации для составления прогнозных проектов и при оценке различных факторов, которые могут повлиять на организацию. ООО «Крафт» демографических исследований не проводит, т.к. посёлок Редкино не столь велик и такие исследования не целесообразны.

    Изучение  непосредственного окружения ООО  «Крафт» направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, на которые организация может оказывать существенное влияние.

    Покупатели. Составляется «профиль» тех, кто покупает товары ООО «Крафт» по следующим характеристикам:

  • географическое местоположение;
  • демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности);
  • социально-психологические характеристики (вкусы, привычки, стиль поведения, положение в обществе).

    Численность населения пос. Редкино составляет 14 600 человек. Проведем анализ численности  населения пос. Редкино в 2000 году и в 2004 году. 

    Таблица 5 Численность населения пос. Редкино в 2000 году

       2000 г.          Мужчины      Женщины       Дети
    Численность           7 300             4 672          2 628
    Процентное

    Содержание

           50%              32%            18%

    Таблица 6 Численность населения пос. Редкино в 2004 году

     2004 г.     Мужчины     Женщины      Дети
Численность          7 400             4 526          2 674
Процентное

содержание

           51%              31%            18%
 

    Анализ  численности населения за 2000  г. и 2004 г., проживающих в пос. Редкино, но работающих в г. Москве (табл.7):

    Таблица 7 Численность населения за 2000 г  и 2004 г проживающих в пос. Редкино, но работающих в г. Москве

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды организации