Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:08, реферат
Сегодня можно констатировать факт перехода основных рынков страны от этапа “Заполнение пустых ниш”, в котором выигрывал тот, кто быстрее других расставлял товар на полках, к этапу плотной конкуренции “Плечом к плечу”, где для успешного развития бизнеса мало просто грамотно расставить товар, необходимо еще уметь успешно его продвигать, “толкаясь” с конкурентами.
Стратегический
анализ — практическая
методология
“Сравнивать надо не свои успехи в прошлом и настоящем, а свои успехи с успехами конкурентов”.
(Дональд
Кресс)
Сегодня можно констатировать факт перехода основных рынков страны от этапа “Заполнение пустых ниш”, в котором выигрывал тот, кто быстрее других расставлял товар на полках, к этапу плотной конкуренции “Плечом к плечу”, где для успешного развития бизнеса мало просто грамотно расставить товар, необходимо еще уметь успешно его продвигать, “толкаясь” с конкурентами.
В
жесткой борьбе за успешное выживание
в долгосрочной перспективе уже
недостаточно использовать только широко
применяемые инструменты
В
данной работе мы выделяем четыре крупных
центра ответственности за коммерческий
успех предприятия — “
Фундаментом в отстраиваемых нами системах менеджмента является модель стратегического управления, которая позволяет, прогнозируя будущее и отслеживая изменения во внешней и внутренней среде, ставить и достигать высокие цели.
Данную модель в последнее время пытаются применять многие. Но, к сожалению, часто приходится сталкиваться не с применением модели, а с декларированием ее применения. Даже в самых “продвинутых” компаниях в вопросах менеджмента, зачастую после наскоро выработанного видения, миссии и долгосрочного курса развития сразу же переходят к постановке целей, разработке стратегий их достижения (причем, забывая их проецировать на функциональные и оперативные уровни) и конкретным мероприятиям, формально “накидав” перед этим простенькую модель SWOT-анализа с нарушением всех правил его проведения.
Такое игнорирование наиболее важных и трудоемких этапов стратегического управления — диагностика (аудит) внешней и внутренней среды и стратегический анализ — приводит к тому, что все стратегии развития, а значит и рыночные мероприятия, основываются лишь на интуиции и импровизации конкретных менеджеров (причем весьма ограниченного количества), что на порядок увеличивает риски компании. Изначально неверно заданный вектор движения бизнеса в итоге (в условиях жесткой конкуренции) неминуемо приводит к неудаче в долгосрочном периоде.
К сожалению, в специализированной литературе и периодических изданиях данным вопросам уделяется очень мало внимания (не говоря уже об учебных программах вузов и тренинговых компаний). Поэтому, в данном реферате основное внимание мы уделим практическим аспектам проведения стратегического анализа внутренними силами менеджеров компании, методологии его проведения (шаг за шагом, действие за действием), подробно остановившись на пяти обязательных правилах проведения SWOT-анализа.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды — важнейший этап разработки успешной долгосрочной программы развития компании.
Для успешного развития бизнеса важно не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегий, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения.
Главным этапом при постановке долгосрочных целей и выработке эффективной стратегии является стратегический анализ, что должно дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает компания. На основе этого анализа и должен происходить рациональный выбор стратегий из возможного множества вариантов.
Стратегический
анализ внешней и внутренней среды
предприятия уделяет особое внимание
двум группам факторов: во-первых, условиям
в отрасли и конкуренции; во-вторых,
конкурентоспособности, положению
на рынке, сильным и слабым сторонам
компании.
Стратегический анализ внешней среды компании
Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами компании, в особенности решения по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка. Причем на эти стратегические решения могут сказываться как факторы “ближнего”, так и “дальнего окружения компании”.
Поэтому,
внешний анализ, помимо оценки рыночной
конъюнктуры, должен охватывать такие
сферы, как экономика, политика, технология,
международное положение и
Анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз “дальнего окружения”, факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на компанию — вероятность их реализации.
Исследование деятельности компании в контексте внешней среды предполагает также анализ общей ситуации и конкурентных условий отрасли (“ближнее окружение”). Цель такого анализа — оценка семи ключевых факторов внешней среды:
1.
Основные экономические
Размер
и темпы роста рынка, масштабы
конкуренции, количество компаний-участников,
их относительные размеры, условия
входа в отрасль и выхода из
нее, степень вертикальной интеграции,
темпы технологических
2.
Формы и интенсивность
В
отрасли присутствуют обычно пять факторов
конкуренции: соперничество между
участниками отрасли, возможность
вхождения в отрасль новых
конкурентов, конкуренция со стороны
производителей товаров-заменителей,
влияние поставщиков, влияние компаний-потребителей.
Задача анализа конкуренции в
отрасли — оценить каждый фактор,
определить уровень конкурентного
давления и выработать стратегию
конкуренции, чтобы, во-первых, по мере
возможности обезопасить
3. Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде.
Условия
в отрасли и конкуренция
4. Сильные и слабые конкуренты.
Разработка
карты стратегических групп —
ценный (если не необходимый) инструмент
для оценки и сравнения рыночных
позиций конкурирующих
5.
Возможные действия
Этот
этап аналитического анализа включает
в себя анализ стратегий конкурентов,
выявление сильных и слабых соперников,
оценку их конкурентных возможностей,
прогноз их ближайших действий. Хорошо
налаженный сбор информации о сопернике
позволяет предугадать его
6. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе.
Ключевые факторы успеха — это стратегия, конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие коммерческий успех или провал компании, и ее конкурентоспособность. Ключевые факторы успеха играют огромную роль, поэтому все компании должны их выявлять и анализировать. Четкое представление о факторах, играющих решающую роль в достижении долгосрочного конкурентного преимущества, способствует разработке успешной стратегии.
7. Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности факторы привлекательности и непривлекательности, специфические проблемы отрасли, благоприятные и неблагоприятные перспективы получения прибыли).
Если
отрасль признана привлекательной,
есть смысл избрать агрессивную
стратегию, направленную на упрочение
конкурентной позиции, расширение продаж,
развитие производственной базы и обновление
оборудования. В противном случае,
следует искать другие возможности
— слабые компании будут поглощены
конкурентами, в то время как сильные
ограничат инвестирование и изберут
стратегии снижения затрат и (или) инновационные
для повышения
Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании
В процессе анализа положение компании исследуется по пяти параметрам:
Для получения ответа на эти вопросы применяют четыре вида анализа:
Упрощенный вариант стратегического анализа внутренней среды компании.
В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших предприятий, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких компаниях ограниченных, более “дешевых” вариантов выработки стратегий.
Поэтому,
как основной инструмент регулярного
стратегического управления, предлагается
выбрать матрицу “
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT-анализ
в долгосрочной программе
Рис.
1. Положение SWOT-анализа в выработке
долгосрочной программы развития организации.
Этапы долгосрочной программы развития предприятия:
Информация о работе Стратегический анализ — практическая методология