Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 16:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
раскрыть содержательные и процессуальные теории мотивации;
рассмотреть экономические способы мотивирования работников;
дать организационно-экономическую характеристику объекта исследования.
Введение
1 Теории мотивации
1.1 Содержательная и процессуальная теории мотивации
1.2 Экономические и неэкономические способы мотивации
2 Исследование на предприятии механизмов симулирования работников
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организация стимулирования на предприятии
3 Разработка мероприятий по стимулированию труда работников
организации
Заключение
Библиографический список
Разница
в рассмотренных теориях
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума6. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением:
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника7. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.
Теория мотивации Л. Портера-Э. Лоулера8. Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения9. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека10.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
1.2 Экономические и неэкономические способы мотивации
До сих пор мы рассматривали методы мотивации, в основном, в свете психологических потребностей, воздействий на внутреннюю мотивацию. Это означает, что обзор методов мотивации сотрудников был бы не полным без рассмотрения экономических методов мотивации.
Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений. та задача отнюдь не проста, так как ситуация в каждой фирме уникальна и, следовательно, премиальная система должна быть уникальной для каждого случая. Она также зависит от специализации персонала. Так совершенно неэффективно вводить сдельную премиальную систему производственным рабочим на фирмах с динамичным производственным процессом, ориентированным, главным образом, на работу под заказ.
Не все способы экономического поощрения могут оказать мотивационное воздействие на сотрудников, однако, существует несколько основных положений о премиях ,которые не затрагивают специфику фирмы и являются универсальными. Ими должен руководствоваться менеджер при внедрении методов экономической мотивации11:
-премии не должны быть слишком общими и распространенными, поскольку в противном случае их будут воспринимать просто как часть обычной зарплаты в обычных условиях;
-премия
должна быть связана с личным
вкладом работника в
-должен
существовать какой-либо
-работники
должны чувствовать, что
-дополнительные усилия работников, стимулированные премией должны покрывать затраты на выплату этих премий.
Как
уже отмечалось, способы экономического
стимулирования должны зависеть не только
от специфики фирмы в целом, но и варьироваться
в зависимости от специализации работников.
В таблице 2 показаны возможные способы
экономического стимулирования различных
групп персонала.
Таблица 2 - Способы экономического стимулирования различных групп персонала
Персонал | Вознаграждения |
1 | 2 |
Торговая группа |
|
Производственные рабочие |
|
Секретарь |
|
Управляющий производством |
|
Приведенный список не является исчерпывающим (такой список по отмеченным выше причинам составить практически невозможно). Однако, он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.
К неэкономическим способам мотивации на предприятии можно отнести:
2 ИССЛЕДОВАНИЕ
НА ПРЕДПРИЯТИИ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ
РАБОТНИКОВ
2.1 Характеристика предприятия
Объектом исследования является торговое предприятие – ИП Симоненко А.С., а именно магазин женской одежды «Olsen». Организационно правовая форма магазина – индивидуальный предприниматель. Магазин Olsen является структурным отделением, т.к. ИП Симоненко А.С. является владельцем нескольких магазинов таких как Naf-Naf, Benetton, Sisley, Olsen.
Основной вид деятельности – розничная торговля непродовольственными товарами, специализируется на продаже одежды. Основной целью предприятия является получение прибыли, а также удовлетворение запросов потребителей. Магазин Olsen расположен в центре города Благовещенск на пересечении улиц 50 летия Октября и Красноармейская, в торгово-развлекательном центре «Мега». Площадь торгового помещения 100 м2.
Данный магазин осуществляет свою деятельность на условиях договора франчайзинга. По условиям данного договора предприниматель имеет право осуществлять продажу товаров данной марки, а также использовать имя. Торговая марка Olsen является всемирно известной маркой.
Торговая марка Olsen основана более чем 100 лет назад, в 1901 году. Создателем является гамбургский коммерсант Альфред Л. Вольфф. На сегодняшний момент холдинг Wolff & Olsen (GmbH & Co). Данное предприятие является семейным как и в день основания, оно охватывает три стратегических подразделения Fashion (модная одежда) (Olsen GmbH & Co. KG). Food (продукты питания) (Alfred L. Wolff GmbH) и Non Food (непродовольсьвенные товары) (British Continental Trading GmbH).