Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:45, реферат
Стиль руководства – это совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Существует много различных стилей руководства.
На сегодняшний день в менеджменте выделяют в основном три различных подхода к управлению: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Целью данного реферата является рассмотреть три основных подхода к управлению и наиболее яркие стили управления, относящиеся к данным подходам.
Введение 3
1. Подход с позиции личных качеств 4
1.1. Теория великих людей 4
2. Поведенческий подход 6
2.1. Теория Х и теория Y 6
2.2. Теория лидерства Курта Левина 7
2.3. Модель Ренсиса Лайкерта 11
2.4. Управленческая решетка Блейка-Мутона 14
3. Ситуационный подход 18
3.1. Модель Фидлера 18
3.2. Теория жизненного цикла 21
Заключение 23
Список литературы 24
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»
Кафедра организации и управления
Реферат
Тема: Стили руководства
По дисциплине: “Менеджмент”
Выполнила: студентка ЭФ гр.БА-09-2 /________/ /Карягина А.В/
(подпись) (Ф.И.О.)
Проверила: асс. каф. ОиУ / / /Наумова В.В./
(должность)
Дата: 12.10.2012
Оценка:
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение 3
1. Подход с позиции личных качеств 4
1.1. Теория великих людей 4
2. Поведенческий подход 6
2.1. Теория Х и теория Y 6
2.2. Теория лидерства Курта Левина 7
2.3. Модель Ренсиса Лайкерта 11
2.4. Управленческая решетка Блейка-Мутона 14
3. Ситуационный подход 18
3.1. Модель Фидлера 18
3.2. Теория жизненного цикла 21
Заключение 23
Список литературы 24
Любым трудовым коллективом чтобы он не распался и продолжал выполнять возложенную на него целевую функцию необходимо руководить. При этом под руководством понимается целенаправленное воздействие лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы и индивидов, т.е. взаимодействие руководителей и исполнителей, целью которого является постоянное обеспечение оптимального функционирования определенной системы в целом. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.
Руководитель - это человек, который, являясь лидером, эффективно управляет своими подчиненными.
Стиль руководства – это совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Существует много различных стилей руководства.
На сегодняшний день в менеджменте выделяют в основном три различных подхода к управлению: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Целью данного реферата является рассмотреть три основных подхода к управлению и наиболее яркие стили управления, относящиеся к данным подходам.
В период с 1930 по 1950 годы было
предпринято систематическое
В соответствии с личностной теорией лидерства или теорией великих людей, лучшие руководители обладают определенным набором личных качеств, общих для всех, таких как: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе и так далее. Этот подход базировался на убеждении, что лидерами рождаются, а не становятся. Исходя из этих качеств, ученые старались определить лидерские качества, измерять их и использовать для выявления лидера.
В 1948 году Ральф Стогдилл сделал обзор исследований в области лидерства, и отметил, что исследования личных качеств руководителей дают противоречивые результаты. В разных ситуациях руководители демонстрируют различные личные качества. В основном важны следующие пять качеств:
Он сделал вывод: «Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает определенным набором личных свойств». Стогдилл, однако, отмечает: «…структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных».
Американский исследователь Уоррен Беннис определил четыре группы лидерских качеств, в соответствии с которыми лидер должен уметь:
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Так, исследователям не удалось создать единственно правильный образ лидера и не удалось установить убедительную связь между его качествами и лидерством, и поэтому этот подход не принес ощутимой пользы практике. Однако он послужил толчком к развитию других концепций лидерства.
Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства.
Теория X и Теория Y — теории Дугласа Макгрегора о мотивации людей и поведении в управлении.
В начале 50-х годов Мак-Грегор впервые сформулировал свои идеи об управлении, которые в 1960 году были опубликованы в его главном труде «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Д. Мак-Грегор утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй — на «теории Y».
Теория X
В этой теории управление предполагает, что работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы. Из-за этого работники должны быть под пристальным наблюдением, для чего разрабатываются комплексные системы контроля. Необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне. Согласно этой теории, работники проявляют мало амбиции без привлекательной программы поощрения и избегают ответственности, если это возможно.
Менеджер по Теории X, как
правило, считает, что всё должно
заканчиваться возложением
Более того, руководители Теории
X не могут доверять ни одному сотруднику,
и это постоянно всеми
Многие руководители (в 60-е
годы), как правило, поддерживали Теорию
X в том её аспекте, что они довольно
пессимистически оценивали
Один из серьёзных недостатков этого стиля управления — то, что он имеет гораздо больше шансов вызвать отрицательный эффект масштаба в больших предприятиях. Теория Y позволяет расширять бизнес при одновременном увеличении прибыли, поскольку заводские рабочие имеют свои собственные обязанности.
Теория Y
Правление предполагает, что работники могут быть амбициозными, иметь внутренние стимулы, стремится взять на себя больше ответственности и осуществлять самоконтроль и самоуправление. Считается, что сотрудники получают удовольствие от своих обязанностей, связанных как с умственным, так и физическим трудом. Считается также, что работники испытывают желание проявлять творческое и прогрессивное мышление в производстве, если представляется возможность. Существует шанс повысить производительность, предоставляя служащим свободу работать по мере своих возможностей, не увязая в правилах.
Менеджер Теории Y считает,
что при благоприятных условиях
большинство людей хотят
Многие люди понимают Теорию
Y как позитивный набор предположений
относительно работников. Внимательное
прочтение «Человеческой
Курт Левин первым выделил в менеджменте следующие методы руководства:
Авторитарный стиль
Авторитарный, он же единоличный
и директивный менеджмент предусматривает
тот факт, что руководство, власть
и ответственность в отделе или
организации в целом, сосредоточены
в одних руках. Огромное внимание
авторитарный начальник уделяет
послушанию и порядку среди сотрудников.
В кризисных ситуациях, когда
решения должны приниматься четко
и быстро, авторитарный способ управления
жизненно необходим. Авторитарный стиль
руководства в менеджменте
Согласно уточненным
в последние десятилетия
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:
При этом предполагается, что подчиненные, которые рассматриваются как исполнители приказов, должны быть послушными. К ним подходят характеристики концепции «X» теории «XY» Макгрегора, согласно которым средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.
Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в несложившихся, конфликтных группах.
Недостатки авторитарного стиля— ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю, в целом к предприятию. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.
Либеральный стиль
Либеральный стиль руководства
в менеджменте, он же попустительский
или анархический, предполагает варианты,
когда менеджер отпускает ситуацию
на самотек и позволяет коллективу
работать так, как ему удобно. Подобным
образом может функционировать
только высококвалифицированный
Либеральный стиль управления
находит все большее
Либеральный стиль имеет ряд следующих преимуществ:
Тактика минимального вмешательства в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь якобы ничего не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.