Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в работе являются технико-экономические показатели деятельности ООО «Нива» и сложившаяся организационная структура управления на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства;
2) провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
3) оценить действующую организационную структуру управления ООО «Нива»;
4) разработать рекомендации по повышению эффективности руководства на предприятии.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать)

 

Внешняя среда организации бывает косвенного и прямого воздействия.

Факторы косвенного воздействия –  это политические факторы, факторы  демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них.

Факторы прямого воздействия –  это такие субъекты среды, которые  непосредственно влияют на деятельность конкретной организации:

- поставщики (сырье, материалы, финансы) ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

- государственные органы (организация обязана соблюдать требования органов государственного регулирования, то есть принудительного выполнения законов в сферах компетенции этих органов);

- потребители;

- конкуренты;

- трудовые ресурсы.

Внутренние  переменные - это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.

 

2.4 Методы управления  на предприятии

 

 

В области разделения методов организации на ООО «Нива» следует выделить следующее:

- законная власть представлена  властью директора и начальников отделов ООО «Нива» и выражается в организационно-распорядительных методах управления;

- власть, основанная на вознаграждении,  выражается властными полномочиями  директора предприятия, начальников  отделов, главных специалистов  и линейных руководителей, которые  распределяют премии за результаты  труда – выражается в экономических методах управления;

- власть, основанная на принуждении,  выражается властными полномочиями  директора, начальников отделов,  линейных руководителей, их правом  приказывать выполнять те или  иные распоряжения и работы  – так же как и законная  власть выражается в организационно-распорядительных методах, но так же во многом и в психологических;

При принятии решений на ООО «Нива» четко прослеживается использование организационно-распорядительных методов управления. Так как для реализации принятого решения необходимы четкие указания для его выполнения, которые выражаются в форме организационно-распорядительных документов (приказов). Такой метод управления целесообразен, т.к. позволяет четко контролировать исполнение решения. В данном случае наблюдается взаимосвязь метода планирования и контроля, которая закладывается изначально на стадии принятия управленческого решения.

 

 

 

2.5 Роль руководителя в управлении  предприятием

 

Роль руководителя в управлении предприятием ООО «Нива» в соответствии с классификацией Минцберга описывается в таблице 2.

 

Таблица 2 - Роли руководителя ООО «Нива» по Г. Минцбергу

 

Роли

Содержание

I. Межличностные роли

 Лидер

Руководитель предприятия ООО  «Нива» ответственнен за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственнен за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (все управленческие действия с участием подчиненных)

2. Информационные роли

Приемник информации

Руководитель предприятия ООО «Нива» разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера; понимая организацию и внешние условия, успешно использует информацию в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающие в организацию (например, обработки почты и др.)

3. Роли, связанные с принятием решений

Предприниматель (инноватор)

Руководитель изыскивает возможности  внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает проекты  по совершенствованию различных  аспектов деятельности, контролирует разработку определенных проектов

 

 

 

Управленческая решетка  Р. Блейка и Дж. Моутона дает возможность  оценить характер управления на предприятии. Положение в решетке определяет степень развития методов управления предприятием.

В соответствии с решеткой Моутона-Блейка на предприятии ООО «Нива» стиль руководства директора организации соответствует типичному стилю руководства 5—5 – стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние.

 

2.6 Пример неформальной  организации на предприятии ООО  «Нива»

 

Неформальной группой в ООО «Нива» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:

  1. дольше всех троих работает в организации,
  2. знает устои и правила организации,
  3. имеет большой стаж работы,
  4. опытный работник.

Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.

Требовательная, прямолинейная, очень  работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в  суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов  труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

Но при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в  высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в  отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.

Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.

Ведущие потребности в раскрытии  своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.

Группа организовалась по нескольким причинам:

  1. Единственный женский коллектив в организации,
  2. Попытки доказать, что женское мнение – правильное мнение,
  3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору,
  4. Все работницы находятся в одном кабинете,
  5. Обеденные перерывы проводят вместе,
  6. Общие интересы.

 

Неформальные группы несут в  себе как отрицательное, так и  положительное влияние на деятельность формальной организации.

К отрицательным сторонам относятся: распространение ложных слухов, преданность  людей группе, тенденция к сопротивлению  всяким переменам и тенденция  к сохранению укоренившихся стереотипов  задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели или целей.

Для того, чтобы организация могла  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством  вертикального разделения труда. Поэтому управление является важнейшей деятельностью для организации.

Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные  организации осуществляют такое  разделение, создавая отделы или подразделения, которые далее подразделяются на более мелкие единицы. Управление необходимо для координирования всех задач организации.

Более крупные организации имеют  такой объем управленческой работы, что им необходимо вертикальное разделение труда. Создание уровней управления используются для дифференциации и координации управленческой работы. Традиционно, выделяются три уровня управления:

1) менеджеры низового звена наблюдают  за процессом осуществления производства  работниками, которые не управляют, а имеют дело непосредственно с ресурсами;

2) руководители среднего звена  включают менеджеров, ответственных  за ход производственного процесса  в подразделениях;

3) управленцы высшего звена отвечают  за организацию в целом или  за крупный сегмент данной организации.

Делегирование представляет собой  передачу задач и полномочий получателю, который принимает на себя ответственность  за них. Ответственность и обязательство  выполнять задачи и отвечать перед  начальником за их успешное завершение не могут быть делегированы.

Делегирование редко бывает эффективным, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объем полномочий должен соответствовать  делегированной ответственности.

Если менеджер хорошо играет свою роль и правильно следует принципу делегирования полномочий, его работа всегда будет эффективной, а, значит, и высокооплачиваемой.

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой  сложную работу, которую нельзя выполнять  успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Менеджер должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента. Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство "ПРИОР", 1998. - 288 с.

2. Бовыкин В. Новый менеджмент Управление предприятиями на уровне 
высших стандартов: Теория и практика эффективного управления  - М 
Экономика, 1997. -366 с.

3. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М: "ИНФРА-М", 1997.- 343 с.

4. Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. 2001. - 282 с.

5. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М.. Юрист, 1994. - 244 с.

6. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД", 1999- 477 с.

7.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. Изд. 3-е. -М.: Гардарики, 2002. - 527 с.

8. Галькович P.C. Набоков В.И. Основы менеджмента.- М..  ИНФРА-М.: 1998 -189 с.

9. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник- 3-е изд.. перераб. и доп.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001  - 501 с.

10. Гончаров В.В.В поисках совершенства управления:  Руководство для   высшего управленческого персонала Опыт лучших промышленных фирм   США,   Японии   и  стран  Западной   Европы.   В  2-х  томах/   Науч.ред. С.В.Емельянов. - [3-е доп. изд.] - М.: МНИИПУ. 1996.

11. Друкер, Питер. Практика менеджмента: Пер с англ. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. - 397 с.

12. Друкер, Питер Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные  решения:  Пер.с англ.  -  М.:  Издательство торгового дома "ГРАНД, ФАИР-ПPECC”, 2001. - 285 с.

13. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки    основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер.с англ.- М.: Дело. 1996.-271 с.

14. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред.   Д.В.Валового.- М.: ИНФРА-М. 1997. -256 с.

15. Кабушкин Н.И.   Основы  менеджмента: Учебное пособие для   вузов. - Минск Новое знание, 2000. - 336 с.

16. Корицкий Э.Б.,. Лавриков А. А. Омаров Р.Р.   Советская управленческая мысль 20-х годов: Краткий именной справочник - М   Экономика, 1990. - 231 с.

17. Кортис, Джон.  Найди свой путь в менеджменте. - М.: Ай Кью, 1992. – 55 с.

18. Кохно П.А. и др. Менеджмент / П.А.Кохно, В.А. Микрюков, С.Е.Комаров. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 224 с.

19.Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство “ОЛБИС”, 1997.- 192с.

20. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р.Основы менеджмента. Учеб. пособие. - СПб., Издательский дом МиМ, 1998. - 189 с.

21..Лэнд Питер Э.  Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ Пер.с англ. М.Шершсвской при участии М.Орлова.- М.: ИНФРА-М, 1995. - 144 с.

22. Маневич B.E. Экономические дискуссии 20-х годов. - М.: Экономика. 1989- 140 с.

23. Менеджмент: Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 1999. - 694 с.

24. Менеджмент: Учебник для вузов / [М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.]. Под ред.   М.М.Максимцова,  А.В.Игнатьевой.  – М.: ЮНИТИ, 2001.-343 с.

Информация о работе Стили руководства