Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 12:17, курсовая работа
Предметом исследования в работе являются технико-экономические показатели деятельности ООО «Нива» и сложившаяся организационная структура управления на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты стилей руководства;
2) провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;
3) оценить действующую организационную структуру управления ООО «Нива»;
4) разработать рекомендации по повышению эффективности руководства на предприятии.
2 Практическая часть
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Нива»
Общество с ограниченной ответственностью «Нива», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование Общества – ООО «Нива».
ООО «Нива» было организовано в 2002 году,
как дочернее предприятие ЗАО
«Абазинское», зарегистрировано Постановлением
администрации Таштыпского
Юридический адрес: 655740, Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Таштып, ул. К. Маркса, д. 58.
Учредителем является физическое лицо – Калинин Виктор Григорьевич. Генеральный директор – Сазанаков Юрий Иванович.
Общество является коммерческой организацией. Уставной капитал общества составляет 19 893 000 рублей.
Общество является юридическим лицом, имеет право самостоятельного хозяйствующего субъекта, самостоятельный баланс. Общество имеет круглую печать со своим полным наименованием, помимо этого имеет банковские счета, зарегистрированный в установленном законодательством порядке товарный знак, штампы и бланки со своим наименованием.
Права и обязанности общество приобрело с момента его регистрации 3 января 2002 года. Срок действия общества неограничен.
В своей деятельности общество руководствуется Законодательством РФ, Уставом, Учредительным договором.
Имущество формируется за счет вкладов его участников, доходов от результатов деятельности общества.
Основные направления
ООО «Нива» имеет производственные цеха следующих направлений:
- цех растениеводства для производства продукции растениеводства товарного направления (пшеница, овес, ячмень, сено, сенаж, силос, солома, семена многолетних трав) и кормов для собственного животноводства (сено, силос, сенаж). Часть зерна перерабатывается на муку, комбинированные корма для собственного использования и реализации на рынке;
- цех животноводства для производства молока и мяса говядины, конины товарного направления. Часть продукции перерабатывается и реализуется через собственные магазины;
- цех ремонта и технического обслуживания машинно-тракторного парка;
- цех автотранспортного обеспечения;
- служба строительства и ремонта животноводческих помещений;
- служба энергетического обеспечения;
- служба учета и отчетности, планирования и анализа;
- служба реализации и маркетинга;
- служба охраны собственности.
В соответствии с цеховой организационной структурой на предприятии функционирует и соответствующая система управления по цехам и службам. Общее руководство осуществляет Генеральный директор.
Служба маркетинга и реализации создана в 2010г. Она организует процесс реализации всех товаров по оптовой и розничной торговле, воздействует (через Генерального директора) на процесс производства продукции растениеводства и животноводства, продукции переработки с целью получения товаров высокого качества.
Основными технико-экономическими показателями предприятия являются: рентабельность предприятия, себестоимость продукции, численность работников, прибыль, объём реализованной продукции, показатели наличия состояния и эффективности использования основных видов ресурсов.
В таблице 1 собраны основные показатели деятельности ООО «Нива» за период 2009-2011 г.г. В качестве источника информации использовались формы годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2010-2011 гг.: формы №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности
ООО «Нива» за 2009-2011 гг.
№ п/п
|
Наименование показателей
|
Ед. изм.
|
Год |
Отклонение 2011 г. от 2009г. |
Отклонение 2011г. от 2010 г. | |||||
2009 |
2010 |
2011 |
Абс. откл. |
% |
Абс. откл. |
% | ||||
1 |
Производственная система | |||||||||
1.1 |
Выручка от реализации продукции |
тыс.р. |
24746 |
12445 |
67936 |
43190 |
274,53 |
55491 |
545,89 | |
1.2 |
Стоимость основных производствен ных фондов |
тыс.р. |
5883 |
8418 |
10808 |
4925 |
183,72 |
2390 |
128,39 | |
1.3 |
Средняя численность работников, всего |
чел. |
138 |
141 |
225 |
87 |
163,04 |
84 |
159,57 | |
1.4 |
Фондоотдача |
тыс.р./ тыс.р. |
4,21 |
1,48 |
6,29 |
2 |
149,43 |
4,80733 |
425,18 | |
1.5 |
Фондовооруж енность |
тыс.р./ тыс.р. |
42,63 |
59,70 |
48,04 |
5 |
112,68 |
11,6666 |
80,46 | |
1.6 |
Фондорентабе льность |
% |
0,60 |
0,31 |
1,49 |
1 |
250,08 |
1,18224 |
484,25 | |
1.7 |
Себестоимость реализованно й продукции |
тыс.р. |
21241 |
9855 |
51833 |
30592 |
244,02 |
41978 |
525,96 |
Продолжение таблицы 1
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед.изм. |
Год |
Отклонение 2011 г. от 2009г. |
Отклонение 2011г. от 2010 г. | ||||
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
Абс. откл. |
% |
Абс. откл. |
% |
1.8 |
Затраты на 1 руб.товарной продукции |
руб. |
0,86 |
0,79 |
0,76 |
0 |
88,89 |
0,02892 |
96,3 |
2 |
Персонал | ||||||||
2.1 |
Средняя численность работников, всего |
чел. |
138 |
141 |
225 |
87 |
163,04 |
84 |
159,5 |
2.2 |
Выработка |
тыс.р./ чел. |
179,32 |
88,26 |
301,94 |
123 |
168,38 |
213,675 |
342,0 |
2.3. |
Прибыль, приход, на 1 работника |
тыс.р./ чел. |
25,40 |
18,37 |
68,62 |
43 |
270,18 |
50,2534 |
373,5 |
2.4. |
Численность адм.-управленч. персонала |
чел. |
16 |
16 |
18 |
- |
- |
2 |
112,5 |
2.5. |
Численность пром.- производ. персонала |
чел. |
122 |
125 |
207 |
- |
- |
82 |
165,6 |
2.6. |
Норма управления |
- |
- |
7,81 |
11,50 |
- |
- |
3,6875 |
147,2 |
3. |
Сбыт и маркетинг | ||||||||
3.1. |
Валовая выручка |
тыс.р. |
24746 |
12445 |
67936 |
43190 |
274,53 |
55491 |
545,8 |
3.2. |
Прибыль от продаж |
тыс.р. |
3505 |
2590 |
15440 |
11935 |
440,51 |
12850 |
596,1 |
3.3. |
Рентабельность продаж |
% |
14,16 |
20,81 |
22,73 |
9 |
160,46 |
1,9157 |
109,2 |
4. |
Финансы | ||||||||
4.1. |
Активы |
тыс.р. |
23756 |
51385 |
79331 |
55575 |
333,94 |
27946 |
154,4 |
4.2. |
Прибыль до налогообложения |
тыс.р. |
3506 |
2540 |
13701 |
10195 |
390,79 |
11161 |
539,41 |
Окончание таблицы 1
№ п/п |
Наименование показателей |
Ед. изм. |
Год |
Отклонение 2011 г. от 2009г. |
Отклонение 2011г. от 2010 г. | ||||
|
|
|
2009 |
2010 |
2011 |
Абс. откл. |
% |
Абс. откл. |
% |
4.3. |
Чистая (убыток) |
тыс.р. |
2664 |
1930 |
10413 |
7749 |
390,88 |
8483 |
539,5 |
4.4. |
Рентабельность активов (имущества) |
% |
11,21 |
3,76 |
13,13 |
2 |
117,05 |
9,370 |
349,4 |
В течение анализируемого периода наблюдались колебания в росте выручки от реализации продукции, связанные то с наращиванием, то с падением объемов производства. Объем реализации продукции за 2009 -2011 гг. в целом возрос на 174,53 %, при этом темп прироста в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 445,89 %.
Колебания в росте выручки от реализации продукции также сопровождаются и колебаниями в росте себестоимости реализованной продукции. При этом себестоимость возрастала меньшими темпами по сравнению с выручкой от реализации. Так, прирост себестоимости продукции за 2009-2011 гг. составил 144,02%, а в 2011 г. по сравнению с 2010 г.-425,96%.
Следует также отметить, что себестоимость реализованной продукции в течение 2009 - 2011 гг. росла наиболее меньшими темпами, чем выручка от реализации. Это вызвало падение уровня затрат предприятия с 0,86 до 0,76.
Предприятие в 2009 г обеспечивало 66 рабочих мест. К концу 2011 года их количество возросло до 138 рабочих места. Среднегодовая выработка одного работника за 2009-2011 гг. выросла на 242,09%, что ниже темпов прироста прибыли на одного работника (273,09%).
Одним из основных элементов, обеспечивающих возможность производственной деятельность, являются производственные фонды предприятия. Следует отметить активную деятельность предприятия, направленную на наращивание производственной базы - стоимость основных производственных фондов за 2009 - 2011 гг. выросла на 83,72% и составила 10808 тыс.руб. к концу 2011 г.
Рост стоимости
Для того чтобы сравнить эффективность работы ООО «Нива» возьмем сумму прибыли за три года: в 2009 году она составила 2664 тыс. руб., в 2010 году – 1930 тыс. руб., в 2011 году – 10413 тыс. руб. Видны значительные увеличения прибыли в 2011 году, значит произошло увеличение выхода валовой продукции, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, увеличение надоев на одну корову, среднесуточного прироста молодняка. Существует высокая организация работы всех структур в хозяйстве. Следовательно, такую динамику следует поддерживать и в дальнейшем, при этом следует обратить внимание на управление предприятием, предать значение стилям и культуре руководства так, как этот фактор является наиболее важным при достижении поставленной цели.
2.2 Миссия организации и цели по основным видам деятельности
Видение – это тот идеал, к которому стремится каждая организация. ООО «Нива» является многопрофильным сельскохозяйственным предприятием, и его видение звучит так: «Обеспечить жителей Хакасии и соседних регионов качественной сельскохозяйственной продукцией».
Миссия – это основная, общая цель организации, четко выраженная причина ее существования. Для осуществления этой миссии вырабатываются конкретные цели. Значение миссии невозможно преувеличить. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Миссия ООО «Нива» - «Стать самым надежным производителем сельскохозяйственной продукции для своих покупателей».
Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. В ООО «Нива» выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых агентство определяет долгосрочные цели: маркетинг, персонал, финансы, менеджмент.
Цели, которые необходимо достичь агентству ООО «Нива» раскрываются в данной схеме:
Рисунок 2 – Дерево целей предприятия ООО «Нива»
ООО «Нива» имеет территориальную
организационно-производственну
Рисунок 3 - Организационная структура управления ООО «Нива»
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
2.3 Характеристика внешней и внутренней среды предприятия