Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:45, реферат

Описание работы

Стиль управления вытекает из методов управления. Под методом управления понимается совокупность способов, приемов осуществления управленческой деятельности. Метод – это своего рода объективная категория, т.е. выбирается какой-то способ или несколько способов организации управленческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Стиль руководства.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

Стиль руководства

 

      Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно обозначало стержень для писания на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что  стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера. Стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

      Более полное определение  стиля руководства: относительно  устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности  менеджера.

      Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

      Под стилем управления понимается совокупность методов, приемов, способов работы, которые использует данный аппарат управления в своей деятельности.

      Стиль менеджмента – это набор личных качеств руководителя с подчиненными, приемы и методы, которые использует руководитель в своей деятельности, реальное знание руководителем своих подчиненных.

      Стиль управления вытекает из методов управления. Под методом управления понимается совокупность способов, приемов осуществления управленческой деятельности. Метод – это своего рода объективная категория, т.е. выбирается какой-то способ или несколько способов организации управленческой деятельности. Стиль и метод управления соотносится между собой как субъективная (стиль,  манера) и объективная категории. Стиль управления в этой связи определяется такими важнейшими индивидуальными качествами как: этика взаимоотношений в коллективе, предприимчивость, тяга к новому, оптимизм и т.д.

      Стиль менеджмента проявляется в процессе общения руководителя с его подчиненными. При этом работа руководителя обладает одной важной особенностью. Он находится  под воздействием как бы трех сил: с одной стороны, под воздействием вышестоящих руководителей; вторая сторона – это его воздействие с подчиненными; третья – это отношение с равными по рангу. Эти три воздействия определяют стиль управления, который может быть эффективным или недостаточно эффективным. 

 Черты руководителя

     На  начальных этапах изучения фактора руководства многие исследователи пытались проследить специфические черты характера или личные качества, свойственные хорошим руководителям, но так и не смогли установить какую – либо связь между специфическим набором личных качеств и способностями к руководящей работе. Практика показала, что успех любого индивида как руководителя зависит, прежде всего, от ситуации, в которой он действует. Тем не менее, исследователям все же удалось сделать несколько интересных заключений о лидерстве в целом.

    Традиционное представление связывает руководство с такими действиями, как

    1)побуждение  служащих работать на предусмотренном уровне;

    2)создание  такой структуры, в которой  были бы четко очерчены роли и задачи работников;

    3)установление  прямой связи между вознаграждением (удовлетворением собственных интересов) работника и достижением цели. Это традиционный подход характеризует так называемое регулирующее руководство.

     Регулирующее  руководство –  традиционные управленческие функции, состоящие в побуждении сотрудников к работе на предусмотренном уровне, структурировании ролей и задач работников и установлении связи между вознаграждением и достижением цели.

     Но  эффективное руководство не ограничивается традиционным подходом. Наиболее эффективные  лидеры побуждают служащих работать лучше, чем предусмотрено, вдохновляют работников брать на себя дела, не приносящие им непосредственной выгоды (выходящие за рамки их интересов), и внушают им уверенность в том, что они способны претворять величественные замыслы в жизнь. Такой подход называют преобразующим руководством, и в нем обязательно присутствуют такие черты, как харизма, индивидуальный подход и интеллектуальная стимуляция. Чтобы эффективно руководить менеджер должен обладать одновременно и навыками регулирования, и способностью к преобразованию

Классификация стилей руководства

      В практике управления встречаются различные  руководители, которым свойственны  различные методы, способы и приемы управления. В соответствии с этим в социальной психологии различают  три основных типа руководителей: автократический, демократический и либеральный. Рассмотрим характеристику данных стилей управления.

      Автократический стиль. Автократия предполагает понятие единоначалия, т.е. когда власть осуществляет и держит в руках один человек. Ему свойственны и методы: единоличное принятие решения, администрирование, постоянное вмешательство в дела подчиненных. Руководитель – автократ находится в центре внимания и деятельности руководимой им группы.

      Ему должна принадлежать вся власть без  остатка, и он сам решает все вопросы – мелкие и крупные, его указания подчиненным коротки, строги, порой с угрожающим подтекстом. На его взгляд, подчиненные чересчур пассивны, ленивы, постоянно нуждаются в указаниях. Если и иногда он вынужден выслушать мнение подчиненных, то считает, что те посягают на его авторитет. Автократ обращается с подчиненными сухо, подчеркнуто официально обставляет свой кабинет, вводит дополнительные формальности для посетителей. Руководитель – автократ редко улыбается, постоянно озабочен тем, чтобы его лицо отражало большую занятость.

Наиболее  главной его чертой является та, что ему по душе пусть слабый, менее знающий, но зато послушный  работник. Отрицательные качества руководителя – автократа дают знать о себе в том случае, когда ему явно не хватает организаторских способностей, общей культуры управления, профессиональной подготовленности. Потеряв необходимый контроль над собой, такой руководитель может превратиться в самодура и деспота, унижающего человеческое достоинство работников.

      Как можно видеть, в данной нами характеристике мы перечислили много негативных качеств. Одновременно с этим в силе автократа можно найти и положительные черты. Например, люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны и толковы, решительно преодолевают трудности. Они быстро и смело принимают решения, настойчиво добиваются их выполнения. Они уверены в себе, не сомневаются в своих способностях руководить коллективом и т.д. Надо сказать, что при таком стиле достигается быстрота воздействия, которая бывает необходима, например, при сложных условиях производства, когда требуется принимать незамедлительные решения.

      Демократический стиль. Название демократический происходит от слова «демос» - народ. Значит демократия народовластие, а демократический предполагает отражение интересов народа. А если говорить о демократическом стиле – это когда взаимоотношения «руководитель – подчиненный» строятся на взаимоуважении и доверии. Это учет мнений трудящихся.

      Каковы  признаки демократического стиля?:

      1. Коллегиальность при обсуждении вопросов.

      2. Стремление разъяснить исполнителям необходимость принятых решений.

      3. Побудить и поддержать инициативу подчиненных.

      4. Руководитель – демократ, прежде чем принять решение старается обсудить его с широким кругом сотрудников, систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, не скрывая ни успехов, ни трудностей.

      5. Демократ правильно реагирует  на критику в свой адрес,  обращается с работниками, никогда  и ни в чем, не проявляя  своего превосходства.

      6. Не избегает ответственности  за собственные решения или  ошибки подчиненных, по заслугам  хвалит или ругает, свои указания формулирует четко, убедительно.

      7. Не создает видимости сверхзанятости, а работает столько, сколько  надо.

      Демократический стиль создает благоприятные условия для развития инициативы подчиненных, для проявления ими самостоятельности в рамках своих полномочий. В таких управленческих коллективах наблюдается общность взглядов и высокий авторитет руководителя.

      Либеральный стиль. Слово либерал, либеральный, означает вообще понятие добрый, щедрый, хорошо относящийся к чему-то. Особенности этого стиля состоят в том, что руководитель не демонстрирует свое руководящее положение , а как бы стесняется его, когда руководитель предоставляет событиям развиваться своим чередом, по возможности не вмешиваясь в них. К подчиненным он относится вежливо, часто прибегая к таким словам, как «очень прошу» и «будьте любезны».

Умеет выслушать мнение подчиненных, ищет в их предложениях полезные мысли, старается претворить их в жизнь. Из-за скромности или стеснительности избегает афишной публичности. Такие качества руководителя, безусловно, импонируют подчиненным. Однако эти положительные черты нередко заслоняют менее приятные. Такими чертами в руководителе-либерале являются следующие:

      1. Не слишком активен в работе.

      2. Возможности, не вмешиваясь в  них.

      3. Легко поддается чужому влиянию,  готов отказаться от только что принятого решения.

      4. Будучи робким, в сложных ситуациях,  он страдает отсутствием принципиальности и последовательности.

      5. Не желая портить отношения  с подчиненными, часто избегает  решительных мер и действий.

      Давая оценку трем стилям управления, следует  отдать предпочтение демократическому, т.к. существенной задачей на настоящее время является демократизация наших общественных и производственных отношений. Если говорить об управлении, то речь идет о демократизации системы управления.

№ п/п Параметры взаимодействия

руководителя с  подчиненными

Стили руководства
Автократический Демократический Либеральный
1. Приемы принятия решений Единолично  решает вопросы Перед принятием  решения советуется с подчиненными Ждет указания руководства или совещания
2. Способы доведения  решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
3. Распределение ответственности Берет на себя или  перекладывает на подчиненных Распределяет  ответственность Снимает с себя всякую ответственность
4. Отношение к  инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу подчиненным
5. Отношение к  подбору кадров Боится квалифицированных

работников

Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
6. Отношение к  недостаточности

собственных знаний

Все знает, все  умеет Постоянно повышает свою квалификацию Пополняет свои знания
7. Стиль общения Держит дистанцию, не общительный. Дружески настроен Боится общения
8. Характер отношения  с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль Мягок, покладист
9. Отношение к  дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины. Сторонник разумной дисциплины Требует формальной дисциплины
10. Отношение к  моральному воздействию на подчиненных Считает наказание  основным методом стимулирования Использует различные виды стимулов постоянно Действует таким  же образом
 

Для авторитарного (автократического) стиля характерны централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-то  приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.

Для автократа  характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Т. е. власть сосредоточена в руках руководителя – автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все должны быть на виду). Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером. 

 
 
 
 

      Руководитель             

      Руководитель  становится автократом тогда, когда  он по своим качествам стоит ниже людей, которыми он руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных, она, наоборот, часто наказуема автократом, что делает невозможным повышение эффективности работы организации. Под началом автократа неприятно работать, ибо увольнение «неугодных» является целью его управленческой деятельности. В споре он часто произносит сакраментальную фразу: «мы с тобой не сработаемся» в таких условиях естественно отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчиненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не находят должного применения.

Подобный  подход к принятию решений, при котором  исключается консультации с подчиненными, очень эффективен в тех случаях, когда решение должно быть принято в краткие сроки – естественно, при условии, что руководитель обладает реальной властью для проведения этого решения в жизнь, - поскольку именно руководитель обладает реальной властью для проведения этого решения в жизнь, - поскольку именно руководитель располагает для этого необходимой информацией. Но этот стиль имеет и свои недостатки. В конкретных случаях руководителю следовало бы быть более объективным в своих решениях, или дать работникам более действенные стимулы к труду, или более внимательно относится к мнению окружающих. Долгое время этот стиль считался нормой, да и поныне менеджеры отдают ему предпочтение.

Информация о работе Стили руководства