Автор: m******************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:37, реферат
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим - при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
Введение
1 Понятие стиля деятельности руководителя
2 Основные виды стилей руководства
3 Смешанные стили управления
4 Влияние тактики руководства на результативность работы
5 «Правила для руководителей» Ф. Дж. Роджерса
6 Отношение менеджера к стилю руководства
7 Успех в качестве нового менеджера
8 Лидерство изнутри
Список литературы
Содержание
Введение
1 Понятие стиля деятельности руководителя
2 Основные виды стилей руководства
3 Смешанные стили управления
4 Влияние тактики
руководства на
5 «Правила для руководителей» Ф. Дж. Роджерса
6 Отношение менеджера к стилю руководства
7 Успех в качестве нового менеджера
8 Лидерство изнутри
Список литературы
Введение
Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим - при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".
В этих оценках, хотя и шутливых, доля правды весьма существенна. Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.
Но независимо
от своего стиля, настоящий руководитель,
что бы он ни делал и ни говорил,
обладает способностью подвигнуть других
на самые высокие достижения; он
же дает им свободу и возможность
для дальнейшего роста.
1 Понятие стиля деятельности руководителя
Каждый руководитель
в управленческой деятельности выполняет
служебные обязанности в
Существует сложное
соотношение между понятиями "стиль
деятельности" и "тактика поведения".
Возникает как бы противоречие между
этими понятиями: "стиль деятельности"
- устойчивая система приемов и
способов деятельности, психологических
средств уравновешивания
В литературе утвердилось словосочетание "индивидуальный стиль деятельности", поскольку под ним понимается индивидуальная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности. Фактически данный стиль присущ многим лицам, обладающим одинаковыми типологическими особенностями. Индивидуальность скорее реализуется в стилях деятельности, отражающих своеобразную, а порой и неповторимую манеру выполнения тех или иных действий. Поэтому мы считаем целесообразным различать понятия: "типический стиль деятельности", присущий определенному типу людей, и "индивидуальный стиль деятельности", присущий данному индивиду.
Администраторы
имеют определенные и устоявшиеся
стили управления – к примеру,
в исследовании стилей управления в
области образования они
2 Основные виды стилей руководства
Основные характеристики административных стилей руководства:
1. Демократический
Отражает систему
взаимоотношений, для которой характерно
постоянное взаимопонимание между
администратором и членами
2. Кооперативный
Часть полномочий
по управлению передана коллективу. Комитет
- это тот орган, который наиболее
часто используется для функционирования
кооперативного стиля руководства.
Обычно вопросы управления являются
постоянными обязанностями
Этот стиль
имеет варианты: - коммуникационный
стиль (менеджер затрудняется в принятии
решения и информирует
3. Ограниченное участие
Незначительная часть управленческих функций делегируется персоналу. Специальным рабочим группам предлагается решить вопросы планирования и дать рекомендации. Однако, конечное решение никогда не поручается комитету, принимающему участие в рассмотрении какой-либо проблемы.
4. Бюрократический
При этом стиле управления почти нет места сотрудничеству или даже ограниченному участию кого-либо. Обычно основным источником управленческих решений являются официальные документы, справочники, правила или другие руководства к действию. Место в занимаемой структуре - это главное, и власть непосредственно связана с занимаемым местом. Здесь превалируют традиция и стабильность, изменения редки: конечно, они никогда не устанавливаются снизу.
5. Невмешательский
Это хаотичный подход администратора, который, как страус, прячет голову в песке в затруднительных ситуациях. Он позволяет каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Он не способствует выработке коллективных решений и не может принять на себя ответственность в трудной ситуации. Подчиненные ничего не знают о способах контроля. Каждый сам решает свои проблемы или терпит неудачу.
6. Благожелательный деспот
Этот администратор обычно улыбается, слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает, как считает нужным. Он обычно говорит: "Я слушаю Вас", "Мы, может быть, примем Ваше предложение". Не потребуется много времени для того, чтобы обнаружить, что это лишь отговорки.
7. Авторитарный
Все решения принимает сам руководитель, ни с кем не советуясь. Он всегда указывает всем сверху и не выносит никаких отступлений от собственных планов. Он знает "что лучше" для сотрудников и предприятия.
Авторитарный
стиль управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все
решает сам, сотрудники исполняют под
угрозой санкций); - автократический
(менеджер имеет в своем распоряжении
обширный аппарат власти); - бюрократический
(авторитет менеджера покоится на
формальных иерархических положениях
системы); - патриархальный (менеджер имеет
авторитет «главы семьи», сотрудники
неограниченно ему доверяют); - благосклонный
(менеджер использует свои неповторимые
личные качества и пользуется высоким
авторитетом, сотрудники поэтому следят
за его решениями).
3 Смешанные стили управления
При анализе полученных экспериментальных данных было отмечено, что существуют руководители, которые имеют два равнозначных ведущих стиля. Для данной выборки (стили руководства в области образования) таким смешанным стилем является тип управления, объединяющий демократический и авторитарный стили. На основании данных можно сделать вывод, что чаще всего руководители выбирают в качестве ведущего смешанный стиль (демократически-авторитарный), второй по числу выбравших его - кооперативный стиль, затем демократический и т. д. замыкают ряд авторитарный и бюрократический типы, их выбирают наиболее редко.
Используя показатели,
характеризующие проявление отдельного
стиля для каждого испытуемого,
можно построить графики
Стиль руководства "сотрудничество" - стиль руководителя, который, в основном, использует демократический и кооперативный стили. Авторитарный, бюрократический, благожелательно-деспотичный и невмешательский для них не характерны.
Стиль руководства
"бюрократ-автократ" - это стиль
руководителя, который использует авторитарный,
бюрократический и
Стиль руководства
"демократ-автократ" - стиль руководителя,
чаще всего использующего
4 Влияние тактики руководства на результативность работы
Какова же связь стиля управления руководителя с результативностью работы учреждения, которым он руководит? Критериями результативности школ были взяты следующие: со стороны учащихся - "приличный" средний балл, число выпускников, поступивших в ВУЗы, участие в школьных олимпиадах и конкурсах; со стороны учителей - уровень квалификации (по данным аттестационной комиссии), текучесть кадров, уровень материально-технического снабжения школы; и, наконец, со стороны родителей уровень престижности учреждения (по данным конкурса для поступающих в 1-е, 5-е и 10-е классы школы).
Можно сделать такой вывод: результативность деятельности наиболее высокая в тех школах, где руководители используют авторитарный, смешанный (демократический-авторитарный) и демократический стили, а наиболее низкая - где руководители используют невмешательский, бюрократический и благожелательно-деспотичный стили.
Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам: - по разработке продукции, - организации, - управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность
стилей управления нельзя оценивать
вне конкретных ситуаций. При этом следует
учитывать: - личные качества (представления
о ценностях, самосознание, основная позиция,
отношение к риску, роль личных мотивов,
авторитет, производственный и творческий
потенциал, уровень образования); - зависимость
от предстоящих задач (содержат ли они
творческие или новаторские элементы,
степень сформулированности, наличие
опыта их решения, решаются ли они планово
или как внезапно возникающие, должны
ли выполняться индивидуально или в группе,
давление сроков); - организационные условия
(степень жесткости оргструктуры, централизованное
и децентрализованное решение задач, количество
инстанций принятия решения, четкость
путей информации и связи, степень контроля);
- условия окружающей среды (степень стабильности,
условия материального обеспечения, социальная
безопасность, господствующие общественные
ценности и структуры).