Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Введение
1. Стили руководства
1.1. Понятие и сущность стиля руководства
1.2.Классификация стилей руководства
2. Современные интерпретации стилей руководства
2.1 Авторитарный стиль
2.2. Кооперативный стиль
2.3.Тренерский стиль
3. Качественный подход
4.Бихевиористский подход
4.1.Модель Дугласа Мак-Грегора
4.2.Традиционный подход. Исследования Левина.
4.3.Классификация Танненбаума – Шмидта
4.4.Двухмерный подход Блейка и Моутон
4.5.Подходы с позиции трех измерений
5.Ситуационный и интеракционый подходы
5.1.Контингентная модель Фидлера
5.2.Подход Хоузе - Эванса – Митчела
5.3. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
6.Формирование эффективного стиля руководства
Заключение
Список литературы
1. согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода;
2. индивидуальный
подход к сотруднику, хорошее
знание его личных и деловых
качеств, настроения и
3. систематическое
наблюдение поведения
4. обеспечение
устойчивой конструктивной
5. регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения;
6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.
По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:
- сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;
- выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов;
- определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
- сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;
- воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.
Конечно, использование тренерского стиля
требует от руководителя наличия времени
и соответствующей подготовки.
Качественный подход
В первых попытках осознания природы успеха
лидера внимание исследователей было
обращено на их личностные особенности,
или характерные черты. Характерные черты
– это ярко выраженные индивидуальные
особенности человека, такие как умственные
способности, морально-этические ценности
и внешность. В начальных исследованиях
на эту тему рассматривались руководители,
достигшие самых высоких постов, т.е. они
ориентировались на изучение «великого
человека». Идея была относительно проста:
выяснить, благодаря каким индивидуальным
качествам некоторым менеджерам удалось
достичь заоблачных высот, и попытаться
наладить «отбор» потенциальных лидеров
среди тех, кто уже продемонстрировал
сходные черты или может развить их. В
целом исследование выявило относительно
слабые взаимосвязи между характерными
чертами и успехом в руководстве организациями.
Кроме характерных черт ученые анализировали
роль физических, социальных и рабочих
качеств лидеров (табл. 1.). Впрочем, сами
по себе они мало что значат. Пригодность
какого-либо качества или их набора зависит
от ситуации, от особенностей организации.
Таблица 1.
Индивидуальные
качества руководителей
Физические характеристики | Особенности характера | Социальные характеристики |
Активность
Энергетика |
Живость
Оригинальность,креативность Личная честность, этичное поведение |
Способность привлекать
к сотрудничеству других людей
Умение работать в коллективе Популярность, высокая репутация Общительность, навыки межличностного общения Участие в общественной жизни Тактичность, дипломатичность |
Социальные предпосылки | Характеристики, связанные с участием в процессе труда | |
Мобильность | Стремление
к достижению цели, к превосходству
Готовность к принятию ответственности Ответственность при достижении цели Ориентация на задачи |
|
Умственные способности | ||
Рассудительность,
решительность
Знания Беглость и непринужденность речи |
Бихевиористский подход
Ученые отказывались от исследований черт личности как бесперспективных и обратились к наблюдениям за поступками руководителей, а не за их личными чертами. Поведенческий подход дал классификацию стилей управления в континууме от автократичного до либерального стиля.
4.1 Модель Дугласа Мак-Грегора
Описание бихевиористского подхода невозможно без упоминания о Дугласе МакГрегоре. Его теории "X" и "Y" можно считать и теориями мотивации и теориями лидерства и теориями стилей руководства.
Теория "X"
1. Средний
человек имеет врожденное
2. Поэтому
большинство людей необходимо
принуждать к труду,
3. Работник склонен к тому, чтобы им руководили, он избегает ответственности, у него мало честолюбия, он желает быть защищенным во всем.
Теория "Y"
1. У человека нет врожденной антипатии к труду. Труд естественен, так же как и отдых.
2. Если
человек идентифицирует себя
с целями, то он воспитывает
в себе самодисциплину и
3. Обязанность по отношению к поставке целей состоит в функции вознаграждения.
4. При
соответствующих
5. Среди
трудящихся широко
6. Духовный потенциал едва активизируется в индустриальной жизни1.
Теория "X" и теория "Y" позволяют представить два противоположных типа человека. Мак-Грегор считал, что каждый руководитель основывает свой стиль руководства на принятии одной из этих теорий. При этом "X" характерна для автократов, а "Y" -для демократов.
Сама по себе модель МакГрегора не является
чистой теорией стилей управления, но
именно она позволила полнее и точнее
понять существовавшие на тот момент классификации
и анализировать их.
4.2. Традиционный подход. Исследования Левина
Под традиционным подходом понимаются в основном исследования Левина (Lewin), Липпита (Lippitt) и Уайта (White) в 1939 году, во время которых они изучили воздействие автократичного, демократического стилей управления и стиля невмешательства (Laissez -faire - Fuhrungsstils) на подростков.
Основными
критериями для разделения стилей руководства
являлись: степень активности руководителей
и сотрудников и степень
Авторитарный, демократический и попустительский стили можно охарактеризовать с двух позиций:
формальная сторона,
содержательная сторона.
Выделение формальной и содержательной стороны обусловлено возможностью использования руководителями одного стиля, формальной стороны другого стиля. Очень часто встречаются автократы, которые внешне ведут себя очень демократично. Кроме того, тот или иной стиль может себя проявить в той или иной обусловленной целым рядом условий, ситуации. К примеру, в экстремальном случае руководитель может перейти к самым жестоким авторитарным методам.
Характеристика
стилей с точки зрения этих сторон
представлена в табл.2.
Таблица 2.
Характеристика
стилей управления
Формальная сторона | Содержательная сторона |
Авторитарный (директивный) стиль | |
Деловые,
краткие распоряжения
Запреты без снисхождения и угрозы Чёткий язык, неприветливый тон Похвала и порицание субъективны Эмоции в расчёт не принимаются Показ приёмов - не система Позиция руководителя – вне группы |
Дела в группе
планируются руководителем Определяются лишь непосредственные цели, дальние не известны Голос руководителя - решающий |
Демократический (коллегиальный) стиль | |
Инструкции
в форме предложений
Сухая речь, товарищеский тон Похвала и порицание – с советами Распоряжения и запреты – с дискуссиями Позиция руководителя – внутри группы |
Мероприятия планируются
не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Либеральный (попустительский) стиль | |
Тон
конвенциальный
Отсутствие похвалы и порицаний Никакого сотрудничества Позиция руководителя - внутри группы |
Дела идут сами
собой
Руководитель не даёт указаний Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от лидеров подгрупп |
4.3. Классификация Танненбаума – Шмидта
Большое распространение и популярность в литературе об управлении имеет классификация поведения руководителя на основе обоих стилей руководства - авторитарного и кооперативного. Именно такую классификацию предложили Танненбаум и Шмидт. В соответствии с ней руководители могут быть автократичными (ориентированными на власть), демократичными (ориентированными на подчиненных), и сочетающими в себе черты и того и другого.
В зависимости от ситуации лидер может регулировать свой стиль руководства. Например, если руководителя «поджимают» сроки или обучение подчиненных методикам принятия решения потребует слишком много времени, лидер, что наиболее вероятно, предпочтет автократический стиль. Если сотрудники подготовлены к участию в принятии решений, может быть использован коллегиальный стиль руководства. Другим ситуационным фактором является разница в квалификации подчиненных и лидера. Чем больше такого рода различия, тем более автократичным будет подход менеджера, т.к. сотрудники не обладают необходимыми для принятия решений знаниями.
В их теории сплошной среды различают
семь видов стилей поведения руководства,
которые связаны и расположены в зависимости
от величины авторитета начальника и свободы
решения сотрудника (рис.1.).
Рис.1. Теория континуума - сплошной среды Танненбаума – Шмидта
Но типология
Танненбаума-Шмидта была подвергнута
критике как недостаточная, так
как она учитывала только один аспект
поведения руководителя, а именно участие
в принятии решения. То, что это воззрение
не прочно, показали конкретные исследования.
4.4.Двухмерный подход Блейка и Моутон
Полученные в Университете штата Огайо и Мичиганском университете результаты исследований легли в основу разработанной Робертом Блейком и Джейн Моутон (Техасский университет) двухмерной теории лидерства ( так называемая «координатная сетка руководства» или «решетка менджмента»).
Двухмерная модель и пять из семи основных
стилей руководства приведены на рис.2.
Рис.2. Сетка
руководства по Блейку и Мутон