Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Содержание

Введение
1. Стили руководства
1.1. Понятие и сущность стиля руководства
1.2.Классификация стилей руководства
2. Современные интерпретации стилей руководства
2.1 Авторитарный стиль
2.2. Кооперативный стиль
2.3.Тренерский стиль
3. Качественный подход
4.Бихевиористский подход
4.1.Модель Дугласа Мак-Грегора
4.2.Традиционный подход. Исследования Левина.
4.3.Классификация Танненбаума – Шмидта
4.4.Двухмерный подход Блейка и Моутон
4.5.Подходы с позиции трех измерений
5.Ситуационный и интеракционый подходы
5.1.Контингентная модель Фидлера
5.2.Подход Хоузе - Эванса – Митчела
5.3. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
6.Формирование эффективного стиля руководства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

 
       Федеральное агентство по образованию 

 
 
 
       Кафедра общего и стратегического  менеджмента 

       Курсовая  работа по дисциплине

       «Основы менеджмента»

       на  тему: «Стили руководства»

 
 
 
Руководитель:   

       Кузнецов  В.И.

                                  Выполнил: студентка

       группы  ДММ-201 
 
 
 
 
 
 

                                      Москва 2010   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение                                                                                                              

1. Стили руководства

    1.1. Понятие  и сущность стиля руководства                                                  

    1.2.Классификация  стилей руководства  

2. Современные интерпретации стилей руководства

    2.1 Авторитарный стиль

    2.2. Кооперативный   стиль

    2.3.Тренерский  стиль                                                                                                             

3. Качественный  подход                                                                     

4.Бихевиористский подход

    4.1.Модель Дугласа Мак-Грегора

    4.2.Традиционный  подход. Исследования Левина.

    4.3.Классификация Танненбаума – Шмидта

    4.4.Двухмерный подход Блейка и Моутон

    4.5.Подходы с позиции трех измерений                                           

5.Ситуационный  и интеракционый подходы

    5.1.Контингентная модель Фидлера

    5.2.Подход Хоузе  - Эванса – Митчела

    5.3. Модель  принятия решений руководителем  Врума-Йеттона

6.Формирование  эффективного стиля руководства

Заключение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

        Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

      Вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

    Командирский  стиль руководства был ведущим  стилем в управлении социалистическими предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план.  Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

    Командир  должен был уметь пользоваться властью  и не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии поведения. Он  решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать.  Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия.

      Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность в непогрешимости  выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым.

    Сейчас  создаются новые, исключительно  благоприятные  возможности для  становления высокорезультативного  стиля руководства, что до недавнего  времени сдерживалось, в частности,   слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

    Целью курсовой работы является изучение основных подходов к рассмотрению вопросов о стиле руководства в разное время разными исследователями

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

    1. Понятие и сущность стиля руководства

       Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».

    В толковом словаре по управлению дается следующее определение: «Стиль управления – совокупность наиболее характерных  и устойчивых методов решения  задач и проблем, используемых руководителями организаций  и предприятий  в  своей практической деятельности» .                                                  

    По  Мескону, стиль руководства –  это привычная манера поведения  руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние  и побудить к достижению стилей организации .

    Кнорринг  дает следующее определение: «Стиль руководства – привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используемая им в своей практической деятельности» .                                                                                                   

    Стиль руководства является принадлежностью  всякого аппарата управления. Поэтому  различают индивидуальный и общий  стиль руководства. Понятие стиля  уместно применить, прежде всего, в  приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

    К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

  1. Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
  2. Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
  3. Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
  4. Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
  5. Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
  6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.       

    Как видно, субъективные факторы зависят  от личности руководителя, а объективные  факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль  руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

    В общем, объективные слагаемые стиля  могут быть сведены к следующим:

  1. Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
  2. Закономерности управления.
  3. Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
  4. Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
  5. Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
  6. Уровень практики управления.
  7. Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

    Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в  ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.

Итак, мы определили, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Классификация стилей руководства
 

     Классификация стилей управления обычно представляется в теориях стилей руководства, при этом сами теории различно группируются современными авторами.

     Одной из наиболее полных и точных классификаций теории стилей управления является - американская. Она выделяет следующие подходы к изучению как руководства в целом, так и его стилей в частности:

  1. качественный подход (Trait Approach);
  2. поведенческий подход (Behavioral Approach)
  3. ситуативный подход (Situational Contingency Approach).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Современные интерпретации стилей руководства

     В современной литературе получили дальнейшее развитие представления как о демократическом (теперь его обычно называют кооперативным стилем), так и об авторитарном стиле руководства.  

2.1 Авторитарный стиль

     Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.

     Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:

   - высокой ответственности;

   - строго самоконтроля;

   - широкого предвидения;

   - развитой способности принятия решений;

   - хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.

     При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

     Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:

   - признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;

Информация о работе Стили руководства