Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 16:26, реферат
Целью данной работы является изучение стилей руководства персоналом.
Исходя из выше изложенного, были сформулированы такие задачи:
1. Рассмотрение сущности стиля руководства.
2. Характеристика классических стилей руководства персоналом.
3. Рассмотрение современных интерпретаций стилей руководства персоналом.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность стиля руководства……………………………….4
2. Классические стили руководства персоналом………………………...5
3.Современные интерпретации стилей руководства персоналом………7
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….
Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР и других странах.
Бюрократический
стиль руководства
Кооперативный стиль
В данном случае термин «кооперативный» точнее отражает суть этого стиля, чем слово «демократический», поскольку большинство современных деловых организаций в известном смысле авторитарны, предполагают однонаправленность руководства и не допускают свойственных демократии выборности руководителей и коллективного принципа принятия решений.
При
кооперативном стиле
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.
3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.
5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
6.
Доверие как основа
7.
Удовлетворение потребностей
8.
Ориентация на цели и
9.
Ориентация на развитие
Американские
исследователи Б. Басе и А. Баретт
отмечают, что эффективность
Обобщая
изложенное, можно сделать следующий
вывод. Использование кооперативного
стиля предъявляет к
- открытость;
- доверие к сотрудникам;
- отказ от личных привилегий;
-
способность и желание
-
невмешательство в выполнение
текущих заданий, контроль
- контроль по результатам;
- обоснование перед сотрудниками фактов единоличного принятия решений.
При
кооперативном стиле сотрудники
рассматриваются не иначе как
партнеры, которые могут решать текущие,
дневные задания в основном самостоятельно.
Для них характерны, как правило,
высокий уровень
-
желания брать на себя
-
готовности и способности
- самоконтроля;
- наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.
Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений.
Тренерский стиль
К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» - тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль можно определить как систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Тренерский стиль предполагает:
1.
согласие подчиненного на
2.
индивидуальный подход к
3.
систематическое наблюдение
4.
обеспечение устойчивой
5.
регулярное обсуждение деловых
и личных проблем, совместный
поиск возможностей их решения;
6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.
По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:
- сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;
-
выработать у него готовность
к решению трудных задач и
получению выдающихся
-
определить высокие, но
- сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;
-
воплотить более
Конечно,
использование тренерского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно, что ни один стиль руководства не является универсальным для любой производственной ситуации. Чаще встречаются смешанные, гибридные стили, нередки случаи, когда авторитарный по своим убеждениям начальник внешне ведет себя весьма демократично: вежлив, приветлив, готов выслушать мнение коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При возникновении экстремальных ситуаций либеральный, «добрый и мягкий» руководитель обязан проявить свою волю, и тогда его стиль управления организацией будет жестким, авторитарным. Если же коллектив состоит из высококвалифицированных сплоченных специалистов своего дела, то авторитарный стиль в этом случае будет явно неуместным.
Стиль руководства чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авторитарный руководитель может не справиться единолично с выбором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выработке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиальные методы управления. При спокойной атмосфере внутри коллектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль управления оправдывает себя.
Как
отмечалось выше, стиль управления
и квалификация персонала, как и срочность
решения управленческих задач, связаны
между собой обратной зависимостью: чем
ниже квалификация сотрудников и чем меньше
времени на решение задачи тем более четкими,
конкретными, а следовательно, и жесткими
должны быть указания руководителя. Высококвалифицированные
сотрудники предпочитают постановку задач
не в строго структурированной форме,
что оставляет свободу, более широкое
поле деятельности, и стимулирует удовлетворение
высших потребностей личности - власти,
самоутверждения, успеха. Сотрудники,
привыкшие к послушанию и не имеющие выраженной
индивидуальности, предпочитают более
жесткое, конкретное и ясное управление
при хорошем вознаграждении и сохранении
стабильной, спокойной рабочей обстановки.
Умение быть пластичным, многовариантным,
искусно владеть всеми регистрами стилей
руководства — высокое мастерство.
Хотя властному, с жестким характером
человеку трудно и даже неприятно играть
роль добренького, контактного «рубахи-парня»,
можно собачонку подстричь под льва, но
льва превратить а болонку практически
невозможно. Каждый руководитель неповторим,
имеет свой жизненный и производственный
опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать
ему какой-либо стиль управления как эталонный
было бы ошибкой, тем более что далеко
не всегда эти стили проявляются в явном,
чистом виде. И для каждого стиля руководства
наука и искусство управления предлагают
свои рекомендации, методы и приемы. Но
есть и общие для всех стилей руководства
методы организации межличностных отношений,
известные еще с древних времен. В частности,
методы риторики - науки о способах убеждения
- весьма полезны для руководителя любой
ориентации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. М., 1995.
2. Журавлев П.В. Менеджмент персонала: Учебное пособие/ П.В. Журавлев. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.