Стили и методы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:18, реферат

Описание работы

Стиль управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль управления, характеризующий данного лидера.

Содержание

ПОНЯТИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ………………………………….3
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (ДИРЕКТИВНЫЙ)…..3
АВТОРИТАРНЫЙ: ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ И БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ……………………………………………...4
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ)……………………………………………….…7
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ: КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ И ПАРТИСИПАТИВНЫЙ…………………………………………….…7
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ)……………………………………………..10
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………....11
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ……………….…..11
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ………….….12
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………….….14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

     Как у авторитарного, у демократического стиля руководства выделяют две  формы: «консультативную» и «партисипативную».

     В рамках «консультативной» руководитель интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

     «Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.

     Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда  исполнители хорошо, порой лучше  руководителя, разбираются в тонкостях  работы и могут внести в неё  много новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может  идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается  убедить, доказать целесообразность решения  проблемы, выгоды, которую могут  получить сотрудники.

     При этом первостепенное значение приобретает  внутреннее удовлетворение, получаемое подчиненными от возможности реализовать  свои творческие способности. Подчиненные  могут самостоятельно принимать  решения и искать в рамках предоставленных  полномочий пути их реализации, не обращая  особого внимания на мелочи.

     Как правило, обстановка, создаваемая руководителем-демократом, носит также воспитательный характер и позволяет достигать цели с  малыми издержками. Происходит положительный  резонанс власти: авторитет должности  подкрепляется авторитетом личным. Управление происходит без грубого  нажима, опираясь на способности сотрудников, уважая их достоинство, опыт и умение. Это формирует благоприятный  морально-психологический климат в  коллективе.

     Исследования  показали, что в условиях авторитарного  стиля можно выполнять примерно в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического. Но её качество, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Из этого можно сделать вывод, что авторитарный стиль предпочтительнее при более простых видах деятельности, ориентированных на количественные результаты, а демократический –  при сложных, где на первом месте  выступает качество.

     Последующие разработки привели к обоснованию  двух новых стилей, во многом близких  к авторитарному и демократическому.

     Стиль, при котором руководитель ориентируется  на решение поставленной перед ним  задачи (распределяет задания среди  подчиненных, планирует, составляет графики  работ, разрабатывает подходы к  их выполнению, обеспечивает всем необходимым  и т.п.) получил название ориентированного на задачу (инструментальный). Стиль, когда руководитель создает благоприятный морально-психологический климат, организует совместную работу, делает упор на взаимопомощи, позволяет исполнителям максимально участвовать в принятии решений, поощряет профессиональный рост и т.п. получил название ориентированного на подчиненных (человеческие отношения).

     Ориентированный на подчиненных стиль руководства близкий к демократическому, способствует повышению производительности, поскольку дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность. Его применение снижает прогулы, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководству.

     Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства, во многом аналогично авторитарному. Они состоят в быстроте принятия решений и действий, строгом контроле за работой подчиненных. Однако он ставит исполнителей в положение зависимости, порождает их пассивность, что, в конечном счете, ведет к снижению эффективности работы.

     Руководитель  здесь в основном информирует  подчиненных об их обязанностях, задачах, определяет, как их нужно решать, распределяет обязанности, утверждает планы, устанавливает нормы, контролирует.

     Обычно  руководители используют либо демократический  стиль, ориентированный на человеческие отношения, либо авторитарный - ориентированный на работу. 

     ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ (БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ) 

     Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

     Либеральный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со стороны подчиненных руководителю лиц на основе собственного мнения с учетом мнения подчиненных.

 

    МЕТОДЫ  УПРАВЛЕНИЯ 

     Методы  управления – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией. В теории управления вопрос о методах управления –  один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют  важное значение для разработки научных  основ построения аппарата управления, определения его структуры и  степени централизации и децентрализации, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого  работника и др.  

     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

     Они базируются на зависимости материальной особенности человека от результатов  его деятельности.

     Ведущее место здесь занимает основная оплата труда и различные доплаты  и премии. Эффективность материального  стимулирования зависит от умения руководителя использовать такие приемы как, гласность, своевременность, наглядность, определенность, и допустимость, например: любое  поощрение должно быть своевременным. Одно из форм стимулирования труда  работников является поощрения их свободным  временем.

     Экономические методы управления – это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических законов в хозяйственной деятельности, ориентирующие предприятия и их работников в нужном для общества направлении по средствам экономических рычагов и стимулов.

     Система экономических методов управления многообразна, включает такие экономические  рычаги, как планирование (стратегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнозирования, стимулирования, ценообразование, финансово-кредитная  система, налоги, страхование, лизинг и  т.д.

     Экономические рычаги и порядок их применения в  управлении должны быть относительно стабильными, однако это не исключает  внесение при необходимости корректив в соответствии с изменяющейся обстановкой.

     Воздействия каждого из экономических рычагов (бюджетная политика, кредиты, цены, налоги, страхование, внешнеэкономическая деятельность) на предприятие как управляемую систему в зависимости от уровня управления будут разным. Такие рычаги, как кредитование, бюджетное финансирование, налоги, страховые платежи, и ряж других влияют косвенно, так как устанавливаются внешним по отношению к предприятию органами.

     Прямое  воздействие на работника оказывают  оплата труда, премирование, и другие, устанавливаемые на самом предприятии. 

     АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

     Это способы воздействия основанные на использовании обязательных для  исполнения предписание и рекомендаций.

     Они имеют следующие особенности:

    • Относятся к средствам волевого воздействия
    • Имеют самостоятельное значение, но могут служить средством осуществления других методов
    • Характеризуются обязанностью выполнения и подкрепляются дисциплинарными требованиями
    • Являются наиболее сильным средством поддержания дисциплины и порядка в работе

     К ним относятся:

    • Административные указания
    • Нормы
    • Взыскания
    • Поощрения

    Административные  методы направлены на прямое принуждение  людей к определенному поведению. По содержанию они делятся на :

    • Средства организационного воздействия
    • Средства оперативно-распорядительного воздействия

    В свою очередь средства организационного воздействия делят на три вида:

    1. Организационное регламентирование
    2. Организационное нормирование
    3. Организационно-методическое инструктирование

     Организационное регламентирование- это наиболее жесткий и менее гибкий вид воздействия

     Наиболее  важными регламентирующими документами  являются уставы, положения и правила.

     Организационное нормирование – предусматривает разработку нормативов, определяющих границы технических, технологических организационно-экономических решений в процессе производственной деятельности. Это нормы выработки, норма расходов топлива, оборотных средств, штатные нормативы и так далее.

     Организационно-методическое инструктирование –  предусматривает разработку различных инструкций, определяющих порядок выполнения тех или иных работ, или действий руководителей и специалистов.

     Средства  оперативно-распределительного воздействия – это мероприятия:

    • Указаний
    • Распоряжений
    • Приказов
    • Постановлений
    • Директив
    • Рекомендаций обеспечивающих выполнение текущих оперативных задач

    Основные  правила оперативного распорядительства  следующие:

    • Распоряжения не должны сдерживать инициативу подчиненных
    • По содержанию они должны быть исчерпывающими, и в тоже время краткими
    • Их необходимо адресовать конкретному лицу
    • Постановленная задача должна быть конкретной, точной и не двусмысленной
    • Задание необходимо доводить до исполнителя заблаговременно
    • По своей форме распоряжение не должно унижать достоинства подчиненных
    • Необходимо проверять, как распоряжение понято подчиненными
    • Для обеспечения успешного выполнения распоряжений необходимо определять ответственных за их выполнения.
 

     СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 

     Социально-психологические  методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия  их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников  в процессе их производственного  взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

Информация о работе Стили и методы управления