Стиль руководства и культура управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:08, реферат

Описание работы

Стили руководства. Понятие, содержание и виды культуры управления. Элементы культуры управления социальными процессами. Виды культур управления. Основные элементы культуры управленческого труда. Теоретические аспекты совершенствования культуры управления. Сущность культуры управления. Организационная культура.

Работа содержит 1 файл

Курсовая-Теория организации (стиль руководства и культура управления).doc

— 137.50 Кб (Скачать)

                 Отечественные и зарубежные специалисты выделяют в культуре управления этические, эстетические, техниче­ские, экономические, организационные, педагогические, пси­хологические и правовые элементы культуры личности управ­ленческих работников.

Этическая культура

                 Термин этика использует философская наука, объ­ектом изучения которой является мораль. В этике разли­чают два рода проблем: практические (как дол­жен поступить человек — нормативная этика) и теоретические вопросы о происхождении и сущ­ности морали. Теоретическое зна­ние имеет практическое значение, оно не только вооружает человека методами и сред­ствами преобразования мира, но содержит мировоззрен­ческую сторону и обосновывает цели практи­ческой деятельности.

                 Специфика этики состоит в том, что цели практиче­ской деятельности человека формируются в виде мораль­ных принципов и норм поведения. Особенности деятельности управленческих работников находят отражение в профессиональной управ­ленческой этике, основным принципом которой является создание условий для удовлетворения различных потребностей членов коллектива.

                 Этикет — совокупность правил поведения работни­ков системы управления, касающихся его взаимоотноше­ний с людьми. Нормы этикета носят согласительный ха­рактер, т.е. предполагают некую договоренность о том, что считать правильным и нормальным в поведении людей, а что – недостойным.

                 Понятие этикет включает ряд моральных требований, отражающихся в культуре поведения управленческого ра­ботника. Это его вежливость, тактичность, скромность, точность, ответственность, высокий профес­сионализм, продуманная линия поведения на производст­ве и во внеслужебных контактах с подчиненными. Управ­ленческий этикет включает в себя, по сути, две группы правил поведения руководителя.

                 Первая — это правила, действующие в сфере отно­шений между членами одного коллектива или людьми, связанные с совместной работой (правила, определяющие характер отношений «руководитель — подчиненный»). Вторая — это правила, регламентирующие общение работников одного предприятия или организации с други­ми людьми или подразделениями.

                 Эти нормы этикета закрепляются в форме различных инструкций, положений, различного рода статусов, дого­воров, регламентов и т.д.

Эстетическая культура управления

                 Это философская дисциплина, изучающая законы красоты и ее проявле­ния в жизни и искусстве, т.е. наука, изучающая законо­мерности художественного освоения действительности человеком, законы эстетического ее восприятия.

                 Уровень и качество системы управления производством, управленческая культура, определяются системой эстетических показателей (пр. благоустройство производственных и административных помещений), которые разделяются на следующие группы:

                - показатели, характеризующие кадровый состав управ­ленческого аппарата и его способность решать те или иные вопросы, связанные с внедрением резуль­татов эстетических исследований в практику про­изводства;

                - определяющие принципы взаимодействия работ­ников аппарата управления с работниками организации, а также меру учета эс­тетических факторов в этом взаимодействии;

                - указывающие на уровень организации производст­венной среды как одно из важнейших условий по­вышения эффективности трудовой деятельности с учетом эстетических факторов;

               - определяющие качество выпускаемой продукции, ее товарный вид, а также мероприятия по обеспе­чению наилучших условий ее транспортировки, хра­нения и доставки заказчику.

Правовая культура управления

                 Если этические нормы регулируют поведение челове­ка в области нравственности и морали, то в органи­зационно-нормативных актах юридические нормы устанавливают границы управления на каждом уровне, определяют права и полномочия различных работников и  специфические тре­бования профессиональной управленческой культуры. Проявлением правовой культуры управленческого работника является его практика выполнения, соблюдения и использования в работе требований нормативно-правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные элементы культуры управленческого труда.

Культуру управленческого труда принято подразделять на:

1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;

2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

а) Работа с документами. Как правило, руководители перегружены работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 % директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить. Так руководители предприятий, документооборот которых составляет 20 – 30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия), подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно – распорядительных документов, не считая договоров, отчётов, графиков, проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом, 20 – 25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов.

б) Работа с кадрами и решение социально - экономических вопросов.

в) Решение коммерческих вопросов;

г) Совещания, переговоры;

д) Непроизводительные затраты времени, не уточненное время. Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время;

3. Культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;

4. Культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. Так, например, у белорусских руководителей верхнего, среднего уровней управления эти потери составляют 25 – 43 % и 30 – 45 % соответственно. Поэтому, для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов
(вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.;

5. Культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

6. Культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Так, например, в авиакомпании Continental Airlines любой сотрудник может оставить сообщение (голосовое или письменное) генеральному директору, который обязан ответить на него в течение нескольких дней;

7. Культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести подбор и расстановку кадров:

- прежде всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника (в сфере гостеприимства, например: уборка номеров за единицу времени; минимальное, максимальное или среднее количество производимых продуктов), а также место работника и должностное ограничение в структуре организации (например, всё в той же сфере гостеприимства: ограничения на принятие чека, превышающего определённую сумму без согласования с высшим руководством и т. д.);

- продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.);

- далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теоретические аспекты совершенствования культуры управления.

4.1. Сущность культуры управления. Организационная культура.

Понятие «культура» следует отнести к числу фундаментальных в современных гуманитарных науках. Это понятие охватывает различные реальности и имеет множество определений, и, как многие другие термины, этот не имеет единого толкования.

Культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и убеждений, духовных ценностей, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Специалисты в области менеджмента организации утверждают, что организации, как и нации, также имеют свою культуру. Организационная (или корпоративная) культура как одна из форм проявления культуры общества создается и действует по тем же законам, что и любая другая социальная культура, но отличается своими особенностями.

Более того, теоретики и практики современного менеджмента определяют значение организационной культуры как одного из мощных факторов прибыли и конкурентоспособности, успеха и эффективности деятельности, а подчас выживаемости организации.

Теоретическое и концептуальное осмысление этого понятия началось с конца 30-х гг. и продолжается до сих пор. Начало 80-х годов ознаменовано большим интересом, как практиков, так и теоретиков в области менеджмента к вопросу влияния культуры предприятия на эффективность деятельности организации. На этот период приходится большинство исследований в данной области, а также популяризации этой темы, поскольку деловые журналы стали активно использовать понятия «организационная культура», «культура предприятия», «корпоративная культура».

С этого времени изучение организационной культуры становится одним из направлений в организационной технологии, пришедшее на смену традиционным исследованиям социально-психологического климата организации.

Первой серьезной теоретической работой по проблеме организационной культуры считается книга известного американского специалиста в области организационной психологии Э.Х. Шейна.

В настоящее время организационно-культурный подход стал одним из наиболее популярных направлений в изучении организации и управления. Однако, несмотря на то, что организационная культура уже давно и активно исследуется зарубежными авторами, для России это понятие достаточно ново.

До сих пор понятие «организационная культура» не имеет универсального определения. Существующее множество формулировок организационной культуры, которые отражают различные ее стороны.

Более того, следует отметить, что наряду с термином «организационная культура» в качестве синонимов используются понятия: «корпоративная культура», «культура организации», «культура компании», «культура предприятия», «культура предпринимательства», «культура фирмы», «культура корпорации». Достаточно полно представлены наиболее распространенные понятия организационной культуры в учебном пособии Грошева И.В. и др.

Отношения “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны учёных, исследующих трудовые процессы.

Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

Необходимость совершенствования организации управленческого труда вызвала появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого труда, являющаяся фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией.

Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

Управленческая деятельность – это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства.

Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга: министр, менеджер фирмы или директор. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

Информация о работе Стиль руководства и культура управления