Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:34, лекция
1. Характеристика стилей руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
2. Влияние личностных качеств руководителя на стиль управления.
3. Организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические и социально-психологические методы управления.
Приказ, распоряжение, просьба руководителя, совет, предложения, личный пример, методическая помощь, создание общественного мнения в коллективе, наказание, материальное стимулирование, призыв к долгу, гнев, одобрение и т.п. — все это многочисленные методы, приемы, средства управления, из которых складывается стиль руководства.
В наиболее общем виде метод — это способ достижения цели. Поскольку слово «метод» своими истоками восходит к понятию «деятельность», то та или иная деятельность по достижению управленческих задач может рассматриваться как метод управления.
При всем многообразии методов управления все они неуниверсальны, имеют сильные и слабые стороны. Их нельзя оценивать вне конкретных условий.
Выбор оптимального сочетания
и соотношения различных
М.М. Поташник в книге «Управление современной школой» предлагает при выборе методов, средств, приемов управления учитывать группу следующих факторов:
а) стратегические и тактические задачи;
б) особенности
людей, в отношении которых
применяется метод (
в) возможность каждого метода и последствия его применения;
г) меру в использовании тех или иных методов;
д) особенности ситуации, исчерпанность других средств;
е) наличие времени для решения задачи именно выбранным комплексом средств управления;
ж) морально-психологические, материальные и прочие условия;
з) возможности, умения подчиненных;
и) традиции, привычки
данного коллектива, его приученность
к тому или иному стилю
В менеджменте выделяют следующие 4 группы методов управления:
1) организационно-
2) организационно-педагогические;
3) социально-психологические;
4) экономические.
К организационно-
педагогическая
логичность и четкость требований;
корректная настойчивость и воля в осуществлении решений;
последовательность в
Организационно-педагогические
методы направлены на обучение педагогов
через все формы методической
работы: консультации, семинары-практикумы,
открытые занятия и т.д. При помощи
этих методов руководитель создает
условия для профессионального
Социально-психологические
Экономические методы управления предполагают использование в управлении материального стимулирования, установление экономических норм и нормативов, составление смет и т.д. Руководитель должен уметь правильно распоряжаться имеющимися финансовыми средствами — задача не из легких.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде ряда различных функций, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.
1. Постановка целей. Анализ и формирование личных целей.
2. Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3. Принятие решений. Принятие решений по предстоящим делам.
4. Реализация и организация. Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
5. Контроль. Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости — корректировка целей).
Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
6. Информация и коммуникации. Вокруг
этой функции в известной мере
«вращаются» остальные функции,
Отдельные функции не следуют строго одна за другой, как это представлено в нашей модели, а многообразно переплетаются.
П.И. Третьяковым выделены качественные показатели эффективности применения различных методов управления:
— адекватность методов целям и содержанию образования;
— обоснованность выбора
методов управления в
— многообразие и
— соответствие методов
Условия развития дошкольных образовательных учреждений предполагают использование разнообразных форм управления, о которых подробно будет говориться в последующих лекциях, касаясь вопросов методической работы с кадрами.