Сравнительный подход при оценке стоимости действующего предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Целью проводимой оценки стоимости бизнеса является расчет и обоснование рыночной стоимости предприятия. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

Содержание

Введение 3
I|. Общая характеристика сравнительного подхода 5
II. Методы оценки в рамках сравнительного подхода 6
III. Этапы реализации методов оценки 8
Вывод 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Сравнительный подход в оценке бизнеса.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Европейско-Азиатский  институт управления и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «ОЦЕНКА БИЗНЕСА» 

тема: Сравнительный подход при оценке стоимости действующего предприятия 
 
 
 
 

Исполнитель: студентка гр. М-07-3з

Мачихина  Л. Ф.

Проверил: 
 
 
 

Екатеринбург

2011 г.

Оглавление 

Введение

     Стоимость бизнеса начинает играть все большую роль в жизни отечественных компаний и предприятий, это объясняется рядом факторов:

     1) интенсивный процесс приватизации  собственности, активное проведение  операций по купле-продаже предприятий, требующие адекватной оценки стоимости продаваемых предприятий;

     2) некорректность отражения в текущей финансовой документации вследствие активных инфляционных процессов стоимости фондов большинства действующих предприятий и необходимость правильного отображения стоимости активов;

     3)активный  процесс выхода многих отечественных компаний на международный финансовый рынок, который невозможен без отлаженного в компании процесса бизнес-планирования, отвечающего принятым в мире нормам.

     Таким образом, процедуры оценки стоимости  бизнеса прочно входят в повседневную деловую практику. Можно указать характерные случаи, когда возникает потребность в оценке стоимости действующего предприятия:

     1) продажа предприятия или части  его имущества;

     2) реорганизация предприятия;

     3) купля/продажа акций предприятия  или доли в уставном капитале;

     4) передача предприятия в аренду (для назначения арендной платы);

     5) получение кредита под залог  имущества предприятия;

     6) страхование имущества предприятия;

     7) переоценка основных фондов.

     Целью проводимой оценки стоимости бизнеса  является расчет и обоснование рыночной стоимости предприятия. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

     Оценка  бизнеса - сложный и трудоемкий процесс, основанный на использовании трех подходов: затратного, доходного и сравнительного. Каждый подход предполагает применение особых приемов и методов, основывается либо на прошлых достижениях, либо на настоящем положении фирмы, либо на ожидаемых доходах в будущем[4,с.89].

     На  этапе становления в России рынка  продаж готового бизнеса сравнительный метод оценки компаний, как правило, не применялся, поскольку сложно было найти информацию о продажах предприятий-аналогов. Однако накопленный за последние годы опыт позволяет аккумулировать необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий.

     В данной работе мы рассмотрим основные положения сравнительного подхода  оценки действующего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I|. Общая характеристика сравнительного подхода

     Данный  подход используется в ситуациях, когда оценка осуществляется для целей продажи предприятия.

     Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающего  возможность его применения, а  также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.

     Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира  непосредственно  рыночную информацию об объектах, сопоставимых с оцениваемыми. При наличии развитого финансового  рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и т.д. Это в конечном счете облегчает работу Оценщика, доверяющего рынку.

     Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает, прежде всего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.

     В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение  на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала.

  II. Методы оценки в рамках сравнительного подхода

     Оценка  стоимости предприятия сравнительным подходом строится на принципе замещения. Сравнительный подход в оценке предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. В сравнительном подходе выделяют три метода:

     -          метод рынка капитала;

     -          метод сделок;

     -          метод отраслевых коэффициентов[1,c.63].

     Метод рынка капитала - предполагает использование в качестве базы для сравнения реальные цены, выплаченные за акции аналогичных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного метода необходима достоверная и детальная финансовая и рыночная информация по группе сопоставимых предприятий. Данный метод оценивает стоимость предприятия на уровне неконтрольного (миноритарного) пакета акций.

     Метод сделок - является частным случаем метода рынка капитала. Он основан на ценах приобретения целых аналогичных предприятий, предполагает использование в качестве базы для сравнения цены акций, по которым приобретались контрольные пакеты акций или компании в целом. Метод определяет уровень стоимости контрольного (мажоритарного) пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием.

     Метод отраслевых коэффициентов - основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.

     Все три метода сравнительного подхода  основываются на ценах за акции компаний аналогов на фондовых рынках. Учитывая особенности оцениваемой компании, а также практически полное отсутствие данных о сделках по продаже предприятий, аналогичных оцениваемому, данный метод при выполнении оценки рассматриваемых предприятий применяется с ограничениями.

     Как уже указывалось, первые два метода схожи по алгоритму их реализации. Отличие составляет исходная информация (продажа неконтрольных пакетов акций аналогов или их контрольных пакетов (компаний целиком)).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Этапы реализации методов оценки

      1. Осуществляется сбор информации о проданных предприятиях или их пакетах акций.

      Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использовании двух типов информации:

     Рыночная (ценовая) информация Финансовая информация.

     Рыночная  информация представляет собой данные о фактических ценах купли - продажи акций, аналогичных с акциями оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка.

     Финансовая  информация обычно представлена бухгалтерской  и финансовой отчетностью, а также  дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и провести необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за последний отчетный год и предшествующий период.

     2. Осуществляется отбор аналогичных  компаний по критериям. 

     Состав  критериев сопоставимости компаний аналогов определяется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами, наработанными оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным.

     Рассмотрим  основные критерии отбора.

     Отраслевое  сходство-  список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:

     •         уровень диверсификации производства. Если предприятие выпускает один вид продукта или какой то товар существенно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибыли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг либо аналогичный товар дает не более 20% общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика сопоставимыми;

     •         характер взаимозаменяемости производимых продуктов. Так, технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкретного продукта. В случае изменения ситуации на рынке такое предприятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает аналогичный продукт на оборудовании, легко поддающемся переналадке для производства новых товаров. Следовательно, предприятия неодинаково отреагируют на изменение ситуации на рынке;

     •         зависимость от одних и тех же экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных экономических районах, существенно отличается, при достаточном сходстве других критериев, например численности работающих, состава парка строительных машин и механизмов. Аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть предприятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректировки цены аналога для определения стоимости оцениваемой компании;

      •         стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов, Опытная компания, проработавшая ни один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.

     Размер - является важнейшим критерием, оцениваемым аналитиком при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т. д. Однако принятие решения о включении компании в список сопоставимых только на основе ее размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик должен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечивающие величину прибыли:

Информация о работе Сравнительный подход при оценке стоимости действующего предприятия