Сравнительный анализ функциональной и адаптивной структур управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что в современном менеджменте рассматривается множество самых разных организаций, представляющих собой совокупность людей, объединенных для достижения какой-либо цели или решения какой-либо задачи на основе принципов распределения обязанностей и разделения труда. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент и маркетинг.docx

— 51.93 Кб (Скачать)

Материально-техническая  база оптовой торговли создавалась  на протяжении нескольких десятилетий. За последние годы произошло резкое сокращение объема оптовых операций. В условиях рынка предприятия  опта оказались в кризисном положении, многое было разрушено. Оптовая торговля вынуждена была заняться новыми видами деятельности (розничной торговлей, производством, сдачей складских помещений  в аренду и т.п.), поменять специализацию, внедрять новые формы организации  оптовой торговли (объединения, ассоциации и т.д.).

Поэтому рациональная организация  и совершенствование оптовой  торговли являются одной из важнейших  задач. Оптовое звено определяет направление товарных потоков, преобразует  производственный ассортимент в  торговый и выступает проводником  огромной массы товаров на потребительский  рынок.

Все это позволяет и  производителям, и розничным торговцам  обращаться к услугам оптовой  торговли. Необходимость оптовой  торговли связана с некоторыми факторами:

неравномерное размещение на территории РФ предприятий промышленности, выпускающих отдельные группы и  наименования товаров народного  потребления. Это вызывает необходимость  широкого товарного обмена между  предприятиями, расположенными в разных регионах страны;

природные и экономико-географические условия производства, концентрация производства в отдельных районах  страны;

многие товары народного  потребления выпускаются многочисленными  предприятиями промышленности, поэтому  необходимо вовлечь в товарооборот все эти распыленные ресурсы  и оказать помощь промышленным предприятиям в сбыте продукции;

специализация промышленных предприятии на выпуске товаров  народного потребления узкого производственного  ассортимента. Для розничных предприятий  ограничивается не только ассортимент, но и объем поставляемых товаров  при закупке.

Необходимость функционирования оптовой торговли вызвана тем, что  непосредственная продажа товаров  предприятиями-изготовителями населению  практически трудно осуществима, так  как они выпускают товары, которые  реализуются в различных городах  и населенных пунктах. Поэтому торговля товарами широкого потребления осуществляется в две стадии:

на первой, начальной стадии товары реализуются предприятиями-изготовителями торговым предприятиям (оптовая торговля) или торговыми предприятиями  друг другу;

на второй, конечной стадии розничные торговые предприятия  продают товары населению (розничная  торговля).

В оптовой торговле товар  может быть продан два и более  раза — сначала на региональном, потом — на местном уровне.

Оптовая торговля — это  форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные  связи по поставкам продукции  формируются сторонами самостоятельно.

Оптовая торговля определяет структуру и направление товарных потоков. Она выступает на рынке  в качестве посредника между промышленностью  и розничным торговым звеном.

Целями развития оптовой  торговли являются:

создание развитой структуры  каналов товародвижения;

поддержание необходимой  интенсивности товаропотоков;

формирование резервных  источников финансового обеспечения  процесса товародвижения.

Оптовая торговля играет роль активного проводника товаров отечественного производства и перемещения и  накопления достаточно большой массы  импортных товаров в пространстве и во времени на внутренний потребительский  рынок. Она заставляет отечественных  производителей повышать качество своих  товаров дня завоевания прочного места в конкурентной борьбе.

Характерными задачами оптовой  торговли являются:

поиск поставщиков товаров  для розничных предприятий и  других покупателей;

закупка крупных партий товаров  у предприятий-изготовителей;

увеличение числа ступеней промежуточных пользователей продукции;

формирование торгового  ассортимента и приспособление его  к запросам промежуточных и конечных потребителей;

проведение политики своевременного обновления и улучшения качества товаров;

обеспечение предприятиям-изготовителям  сбыта их товаров;

маркетинговые исследования для производителей товаров и  розничных торговых предприятий;

информационное обслуживание;

принятие риска при  обращении товаров.

Таким образом, у производителей и розничных торговых предприятий  есть все основания пользоваться услугами оптовой торговли.

Оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными  ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях  сферы товарного

обращения и устранению товарного  дефицита, принимает участие в  формировании отраслевых и региональных товарных рынков.

Через оптовую торговлю усиливается  воздействие потребителя на производителя, появляются реальные возможности регулирования  спроса и предложения. Рыночный спрос  образует, с одной стороны, поток  информации от потребителя через  торговлю к производителю, с другой — товарный ноток от производителя  через торговлю к потребителю.

В этом процессе должна быть достигнута согласованность обоих  потоков, и решающая роль принадлежит  оптовой торговле. Она призвана выполнять  функцию регулятора рыночного спроса и адаптироваться к требованиям  потребителя, что обеспечивает наполнение рынка товарами.

На макроуровне оптовая  торговля выполняет следующие функции:

интегрирующую (по обеспечению  взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта);

оценочную (по определению  уровня общественно необходимых  затрат труда через ценообразование);

организующую и регулирующую (по обеспечению рационального построения и гармонического функционирования экономических систем с помощью  импульсов, стимулирующих структурные  изменения).

Функции оптового звена:

распределения - закупка  товара специализированного производственного  ассортимента у различных производителей и комплектация ассортимента с учетом дифференцированного спроса (формирование торгового ассортимента путем подсортировки товара);

накопления и хранения - накопление временного интервала  между различными сезонами;

организации товародвижения - преодоление пространства, когда  производитель-поставщик и розничное  предприятие находятся на достаточном  расстоянии и отгрузка осуществляется большими партиями (при этом оптовое  предприятие в централизованном порядке доставляет товар в розничные  предприятия небольшими партиями);

контроля - обеспечение качества поставляемого в розничное предприятие  товара;

регулирования рынка - выравнивание цен благодаря закупкам крупных  партий товара и получение значительных скидок на закупаемые товары;

кредитная - финансирование розничных предприятий, когда поставка товара осуществляется без оплаты и  между поставкой и оплатой  существует интервал времени;

маркетинговая — исследование и освоение рынка через рекламу, маркетинг, систему ценообразования  благодаря привлекательной упаковке товара и т.д.;

обеспечения хранения и транспортировки - обеспечивает ритмичность и гарантированность  поставки товаров в розничную  сеть небольшими партиями.

Эти функции оптовой торговли на микроуровне трансформируются в  разнообразные функции оптовых  торговых предприятий.

Функции оптовой торговли по отношению к поставщикам:

концентрация коммерческой деятельности;

поддержка процесса перехода прав собственности на товар;

инвестиционное обеспечение  процесса товародвижения;

минимизация коммерческого  риска;

маркетинговое исследование рынка.

Функции оптовой торговли по отношению к оптовым покупателям:

оценка потребностей и  спроса;

преобразование промышленного  ассортимента в торговый;

преодоление пространственного  разрыва и экономическая интеграция территории;

накопление и хранение товарных запасов;

фасовка, упаковка;

доработка, доведение товаров  до требуемого качества;

доставка товаров;

кредитование;

информационное и консалтинговое обслуживание.

Выполнение этих функций  составляет основу коммерческой работы оптовой торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Проведенное исследование позволил сделать следующие выводы.

Функциональная структура  управления - для нее характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко  определенную, конкретную задачу и  обязанности. Следовательно, в условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован  на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат  специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип  полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в  пределах его компетенции обязательно  для подразделений. Решения по общим  вопросам принимаются коллегиально.

Достоинства функциональной структуры управления можно свести к следующему:

• высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

• специализация подразделений  на выполнении определенного вида управленческой деятельности, ликвидация дублирования в выполнении задач управления отдельными службами;

• освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством;

• создается основа для  использования в работе, консультаций опытных специалистов, уменьшается  потребность в специалистах широкого профиля.

В качестве недостатков этого  вида организационной структуры  управления назовем:

• нарушение принципом  полноправного распорядительства  принципа единоначалия;

• длительную процедуру  принятия решений;

• трудности поддержания  постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

• снижение ответственности  исполнителей за работу, поскольку  каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

 

• несогласованность и  дублирование указаний и распоряжений, получаемых исполнителями «сверху»;

• каждый функциональный руководитель и функциональное подразделение  ставят свои вопросы на первое место, недостаточно согласовывая их с необходимостью достижения поставленных перед компанией  целей;

• отсутствие взаимопонимания  и единства действий между функциональными  службами.

Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия  на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются  на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться  на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков.

В заключении хочется отметить, что по мнению автора, матричная  структура управления позволяет  достичь определенной гибкости, которая  никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все  сотрудники закреплены за определенными  функциональными отделами. В матричных  структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная  организация дает большую возможность  координации работ, характерную  для дивизиональных структур. Это  достигается за счет создания должности  руководителя проекта, который координирует все связи между участниками  проекта, работающими в различных  функциональных отделах.

Среди недостатков матричной  организации обычно подчеркивается сложность, а иногда и непонятность ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает  принцип единоначалия, что часто  приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений. При использовании  матричной структуры наблюдается  более сильная, чем в традиционных структурах, зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.

 

 

 

Список литературы

1. Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. –  СПб. Издательство Михайлова В.А., 2004. – 463 с. 

2. Андреев В.Ф., Гришина  Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента:  Учебное пособие/ Под ред. С.Г.  Лопатиной. – М.: Юрайт, 1999. – 265 с. 

3. Аникин Б.А. Высший  менеджмент для руководителей:  Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 136 с. 

4. Абчук В.А. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. –  СПб. Издательство Михайлова В.А., 2004. – 463 с. 

5. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский,  А.И. Наумов. – 4-е изд, перераб.  и доп. – М.: Экономистъ, 2005. –  670 с. 

6. Жолобов Ю.В. Формула  управления. Практические рекомендации. – М.: «Либерия – Бибиформ», 2005. – 168 с. 

7. Кнорринг В.Н. Искусство  управления: Учебник. – М.: Издательство  БЕК, 1997 г. – 282 с. 

8. Мильнер Б.З. Теория  организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.


Информация о работе Сравнительный анализ функциональной и адаптивной структур управления