Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:52, курсовая работа
Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ.
Глава 1 Создание холдинга
1.1. Создание холдинга.............................................................................14
1.2. Проблема создания и управления холдингом…….…………......23
Заключение
Список литературы
КАФЕДРА
ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
Курсовая работа
по дисциплине: «Государственное регулирование деятельности крупных корпораций»
на
тему: «Способы создания холдингов»
Автор: студентка
Заочный факультет
Сокращенная форма обучения
4
курс, группа №4 (ЗС-мо09-4)
Проверил
работу:
Москва – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Создание холдинга
1.1. Создание холдинга......................
1.2. Проблема
создания и управления холдингом…….…………......23
Заключение
Список
литературы
Введение
Характерными чертами современной ситуации в российском обществе являются нестабильность его экономической сферы и неустойчивость развития рыночных отношений, проявившиеся уже в результате проведения реформ.
Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения от транснациональных гигантов типа РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" до небольших "связок" - компании и их «дочки».
Самой
распространенной формой предпринимательских
объединений в современной
Фактически термин "холдинг" присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации.
Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя «управляющую компанию», владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции.
Особенность деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и не вмешательства в деятельность друг друга.
Холдинговые компании сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики. За последнее десятилетие холдинги как прогрессивная форма организации бизнеса, позволяющая значительно повысить его устойчивость и конкурентоспособность, получили широкое распространение в России. Несмотря на правовую «непроработанность» данного понятия и существующие законодательные ограничения, холдинги образуются не только в крупном, но и в среднем и даже в малом бизнесе.
Привлекательность
данного вида организации бизнеса
во многом определяется возможностями,
которые он предоставляет
• возможность снижения предпринимательских рисков;
• возможность перераспределения средств внутри холдинга;
• возможность установления централизованного управления в холдинге.
Настоящая
курсовая работа посвящена исследованию
холдинговых компаний, ее структуре. Деятельность
таких крупных образований во многих случаях
осложнена устаревшей технологической
и организационно-управленческой структурами.
Эффективное управление такой организацией
является труднодостижимым, поэтому проблема
структурных преобразований в данном
случае становится весьма актуальной.
Глава 1 Создание холдинга
1.1. Создание холдинга
Первые холдинговые компании (холдинговая или держательская - от английского слова fo hold – держать) появилась в США в конце XIX века как особый тип финансовой компании, которая создавалась для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью.
Термин «холдинг» является производным от английского – «держать», т. е. в российской интерпретации это «держательная» компания, которая владеет контрольными пакетами акций других компаний (держит эти пакеты). Поскольку «держательная» звучит не очень красиво, мы пользуемся заимствованным словом «холдинг».
Наиболее часто встречающейся формой организации крупного предпринимательства в России являются холдинговые компании. Под холдинговой компанией понимается предпринимательское объединение юридических лиц, одно из которых (основное общество) в силу владения контрольными пакетами акций других обществ (дочерних) имеет возможность участвовать в деятельности органов управления последних и осуществлять над ними контроль.
Холдинги
или холдинговые компании являются
разновидностью группы лиц, основанной
на отношениях экономической зависимости
и контроля, участники которой, сохраняя
юридическую самостоятельность, в
своей предпринимательской
Холдинг
– корпорация или компания, контролирующая
одну или несколько компаний с помощью
их акций, которыми она владеет. Холдинг
в хозяйственной практике имеет в большинстве
случаев решающее право голоса, действуя
посредством механизма контрольного пакета
акций. Такая форма организации компании
часто используется для проведения единой
политики и осуществления единого контроля
за соблюдением общих интересов больших
корпораций или ускорения процесса диверсификации.
Глава 2. Создание и управление
2.1. Создание холдинга
В
последнее время корпоративный
мир захлестнула волна
На основе анализа сложившийся ситуации в российской и мировой экономике можно выделить практические пути, по которым, коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании.
а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т. д.). Это так называемая "горизонтальная интеграция".
Основная
цель таких холдингов – завоевание
новых секторов рынка. б) Второй путь
образования холдинговых
Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.
в)
Холдинговые компании могут создаваться
и путем последовательного
г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% * 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.
д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам.
е)
Значительное количество холдинговых
компаний образовалось и путем "деления"
больших компаний при их реструктуризации.
Такой способ был характерен для
многих Российских предприятий в
начале 90 годов при переходе на самоокупаемость.
Трансформация приводила к
Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:
В последнее время и в нашей стране стал использоваться популярный на западе агрессивный способ получения контроля над компаниями через процедуры банкротства. «На рынке банкротств сформировалась жесткая и закрытая система перераспределения собственности», «Девяносто пять процентов сегодняшних банкротств в России осуществляются в целях передела собственности и происходят в рамках процесса, когда какая-либо коммерческая структура строит свою вертикаль…».
Косвенно об этом можно судить по активности наших законодателей, просматривая мониторинг законодательства. Например, последнее указание ЦБ РФ, регулирующее процедуру замены обязательств банков на их конвертируемые обязательства – владельцы этих обязательств могут обменять их на акции банка – должника, а потом продать его имущество.
Следует отметить еще один способ образований холдингов (как "сверху", так и "снизу") – объединение производителей и финансовых структур. Например, скупка каким-либо банком пакетов акций предприятий привела к тому, что банки стали владеть разными по объему пакетами предприятий из разных отраслей. Через какое-то время банки были вынуждены создавать управляющие компании, в которые и передали пакеты акций предприятий из одного вида бизнеса, а "лишние" предприятия вынуждены были "сбросить". Так поступил банк "Менатеп", ОНЭКСИМ-банк" и др.
Образование "снизу" происходило, когда промышленные предприятия для привлечения инвестиций и повышения привлекательности совместно с инвестором (часто с группой инвесторов, которые образуют синдикат) создавали управляющую компанию (рис. 1). Доли акций определялись исходя из оценки стоимостей предприятий и долей инвесторов.