Специфика организационно - управленческой структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

В связи с прогрессирующим разделением и кооперацией труда, умножением числа инноваций и их усложнением на основе познания законов природы, развитием общества и повышением его требований к широкому внедрению во все сферы жизни эффективных технологий создания и использования инноваций все более острой становится необходимость обеспечения эффективной организаторской деятельности в инновационных процессах. В свою очередь это невозможно без четкого представления задач организации инноваций и без учета особенностей конкретных сфер создания и использования инноваций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 216.00 Кб (Скачать)
 

     2. Особенности целеполагания и процесса принятия решений в системе менеджмента инновационных предприятий

     Совокупность  целей малых и средних инновационных  предприятий часто имеет ряд  особенностей:

  1. финансово-экономические цели: рентабельность, рост продаж, прибыль, платежеспособность, устойчивость к поглощениям;
  2. маркетинговые цели: регулярное обновление ассортиментного ряда, увеличение доли рынка, конкурентоспособность, выход на новые рынки, совершенствование свойств товара; устойчивость к изменениям внешней среды;
  3. производственно-технологические цели: обновление технологий, обновление оборудования;
  4. социально-этические цели: самореализация автора (авторов) инновационной идеи, улучшение экологии, улучшение внутреннего климата, раскрытие личного потенциала сотрудников.

Особенностями процесса принятия решений в малых  и средних инновационных предприятиях являются:

  • высокая степень неопределенности информации;
  • сложность этапа получения и отбора информации;
  • затрудненность использования точных методов принятия решений;
  • доминирование эвристических, приближенных методов принятия решений.
 

     Взаимосвязь управленческих задач и методов  принятия решений

ЗАДАЧИ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Выбор инвестиционного проекта Финансовый  и экономический анализ
Управление запасами Аналитические методы
Определение очередности выполнения работ Теория расписаний (линейное программирование, динамическое программирование, эвристическое программирование, имитационное моделирование)
Расстановка оборудования Имитационное моделирование
Замена  оборудования Динамическое  моделирование
Ранжирование  объектов АВС - анализ, метод  расстановки приоритетов
Формирование  производственной программы Линейное программирование
Планирование  проектов Сетевое планирование, графики Гантта
 

Особенности деловых коммуникаций и процесса делегирования

     Специфика деловых коммуникаций в малых  и средних инновационных предприятиях заключается в следующем:

  1. информационные потоки мало формализованы (не формализованы);
  2. отправляемые сообщения часто не структурированы (отсутствуют стандарты писем, отчетов, приказов и т.п.);
  3. предпочтение устных сообщений письменным.

     В процессе делегирования многие руководители малых и средних инновационных  предприятий совершают следующую  ошибку: они стараются выполнять  и специальные, и управленческие задачи самостоятельно, практически не делегирую задачи и полномочия. С одной стороны, это объяснимо, т.к. руководитель (он же основатель предприятия и автор инновационной идеи) часто полагает, что знает ситуацию лучше своих сотрудников. С другой стороны, это приводит к чрезмерному увеличению нагрузки руководителя, особенно по мере роста предприятия. 
 
 
 

  1. Специфика организационно - управленческой структуры
 

     Наряду  со стандартными вариантами организационно-управленческих структур в малых и средних инновационных предприятиях часто встречаются так называемые «размытые» структуры (особенно это характерно для малых предприятий).

     Типы  и характеристика структур инновационных  предприятий

Тип размытой структуры Условия формирования Характеристика
Размытая  структура, основанная на единоначалии Руководитель  предприятия - автор инновационной  идеи Концентрация  всех основных функций управления в  руках руководителя, который пытается управлять практически всем от закупок  и производства до продаж продукта. Поэтому организационная структура плоская, в вершине иерархии - руководитель, ему подчиняются все остальные сотрудники.
Размытая  структура, основанная на командной  работе Руководитель  предприятия - один из команды авторов  и разработчиков инновационной идеи Первое лицо выполняет формальные функции руководителя (право подписи документов, представительская  функция), при этом роль руководителя - это не привилегия, а необходимость. Между членами команды отсутствует  четкое разделение по функциям и объектам управления. Решения принимаются коллегиально.
 

Специфика управления персоналом инновационных предприятий

     Базовая модель управления персоналом инновационного предприятия выглядит следующим образом:

  1. прием на работу;
  2. постановка целей;
  3. выполнение работы;
  4. оценка;
  5. поощрение или наказание (оценка, которая закрепляет желаемое поведение);
  6. развитие (предоставление возможности для развития помогает скорректировать недостатки с помощью обучения).

     Особенности реализации стандартных процедур по управлению персоналом в условиях инновационного предприятия:

     Планирование трудовых ресурсов (оценка наличных ресурсов и будущих потребностей, определение источников покрытия будущих потребностей): на инновационном предприятии строится по упрощенной схеме или вообще не применяется как специальная процедура.

     Наем персонала (создание резерва потенциальных кандидатов на все рабочие места): наем персонала инновационного предприятия производится по личным рекомендациям работающих сотрудников (личные или научные связи).

     Отбор персонала (оценка кандидатов и отбор из резерва): из процедур отбора, как правило, используются собеседование и испытание.

     Организация оплаты труда (разработка системы оплаты труда и формирование системы льгот): часто на инновационных предприятиях используется система «умеренный оклад плюс перспектива серьезных заработков в будущем», применяется схема участия в капитале и будущих прибылях.

     Адаптация новых сотрудников (введение новых сотрудников в организацию и ее подразделения, оказание содействия в осознании корпоративной культуры и корпоративных ценностей): на инновационных предприятиях официальные процедуры адаптации упрощены до личного контроля и собеседований руководителя, реальная адаптация происходит путем естественного «врастания» нового сотрудника в коллектив.

     Обучение и повышение квалификации персонала (выявление потребностей в обучении, разработка и реализация программ обучения, оценка эффективности обучения): в виду ограниченности финансовых ресурсов руководители инновационных предприятий подходят к обучению персонала прагматично, предпочитая направлять сотрудников на краткосрочные семинары по повышению квалификации.

     Оценка трудовой деятельности (разработка методик оценки и реализация процедур оценки): оценка в основном производится неформально на основе ряда критериев (уровень профессиональных знаний, готовность к работе, преданность предприятию и «идее»).

     Организация перемещений персонала (повышение и понижение по службе, перевод и увольнение, ротация): формальное перемещение персонала не играет важной роли на инновационном предприятии, т.к. функциональные обязанности чаще всего размыты; каждый сотрудник фактически получает разнообразный опыт работы на разных должностях.

     Подготовка руководящих кадров (управление карьерой руководителей): карьера на инновационном предприятии, как правило, затруднена, т.к. круг руководителей чаще всего определен изначально; возможности карьерного роста появляются с ростом предприятия, когда появившиеся функциональные менеджеры получают возможность развития в своей функциональной области.

     Организация труда (выбор режима работы, организация и оснащение рабочего места): часто применяется гибкий режим труда, предоставляются возможности для творческой работы вне рабочего места (дома, в библиотеке, архиве и т.п.).

     Ключевой  персонал инновационного предприятия - научные сотрудники, деятельность которых и обеспечивает «инновационность» предприятия. Управление этой категорией персонала имеет серьезные специфические особенности, как в организации труда, так и в мотивации. 
 
 
 

     4. Особенности мотивации персонала

     Ключевой  персонал малых и средних инновационных  предприятий - научные сотрудники, деятельность которых и обеспечивает инновационность  предприятия. Управление этой категорией сотрудников имеет значительные специфические особенности (как в организации труда, так и в мотивации). При этом необходимо учитывать следующую типологию научных сотрудников. 

     Типы  и характеристика научных сотрудников

Тип научного сотрудника Краткая характеристика
«Классический ученый» Процесс познания для такого ученого ценен сам по себе и является способом самореализации
«Прагматик» Особенность такого ученого - реалистичные взгляды на науку  и ее роль в обществе. Он стремится  сочетать научное творчество с приобретением  материальных благ. Научный труд воспринимается как достойное средство достижения других жизненных целей, а не как самоценная деятельность.
«Карьерист» Особенностью  этого ученого является честолюбие, стремление карьерного роста. Научная  деятельность для него - это инструмент достижения высокого положения в разного рода структурах.
 

     К основным формам признания достижений персонала инновационных предприятий  относят: одобрение со стороны руководства, высокую оценку со стороны коллег-специалистов, доверие-поощрение дополнительной работой, доступ к информации, возможность творческой работы и самореализации, продвижение, карьерный рост, самосовершенствование. 
 

     Заключение 

     Важно подчеркнуть, что характеристика организации  как инновационной – это не статическая, а динамическая характеристика. То есть активная инновационная деятельность – это не какое-то статическое состояние организации, к которому она стремится и однажды раз и навсегда достигает. Это – динамическое состояние, которое можно поддерживать только тогда, когда вся организация постоянно учится стимулировать инновационные процессы.

     Современный подход к управлению инновационными процессами предполагает отказ от так  называемой "линейной модели", т.е. представления, что исследования, за которыми следуют опытно - конструкторские  разработки, в последовательной и поступательной манере приводят к инновациям. Часто встречается одна из двух версий линейной модели инновационных процессов. Первая – так называемая модель "технологического давления" – представляет инновации как результат развития новых идей в фундаментальной науке, имеющих коммерческий потенциал. Вторая – модель "рыночной тяги" – описывает инновационный процесс как возникающий в результате рыночной потребности, обнаруженной новатором, и на удовлетворение которой направлены усилия. В отличие от традиционных подходов к управлению организацией, управление инновационной организацией базируется на двух основных принципах. Во-первых, менеджеры организации для повышения эффективности инновационной деятельности должны управлять процессами создания и распространения нововведений в масштабах расширенной организации, создавая сетевые организационные структуры, позволяющие развивать необходимые знания, компетенции, поддерживать постоянный процесс обучения в организации.

     Во-вторых, для эффективного управления организацией необходимо создавать платформы развития организации на базе интеграции технологий и компетенций с целью поддерживать и развивать определенные портфели инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности, являющейся ключевым фактором в развитии организации.

Информация о работе Специфика организационно - управленческой структуры