Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:23, курсовая работа
Курсовая работа рассматривает проблемы менеджмента, спроектированные на российские условия. Данный анализ поможет находить сценарии развития и наилучшие решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.
В данной курсовой работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой.
Введение
Глава 1. Особенности российского менеджмента
1.1 Характерные черты современного российского менеджмента
1.2 Негативные особенности российского менеджмента
Глава 2. Анализ проблем современного российского менеджмента
2.1 Исторические аспекты управлени2.1 Исторические аспекты управления
2.2 Современный менеджмент и проблемы российского управления
Глава 3. Тенденции и перспективы развития менеджмента в России
3.1 Возможные сценарии теоретического развития российского менеджмента
3.2 Перспективы развития менеджмента в России
Заключение
Библиографический список
Как
результат – пренебрежение
Неповоротливость.
Есть предположение, что стиль крестьянской жизни в средней полосе России способствовал медлительности и долгому сну зимой и авральной работе от восхода до заката в летнюю пору.
Необходимость основательно подготовиться к работе заранее, одеться соответствующим образом, взять все необходимое и только после этого пойти из дома – такой стиль жизни способствовал медлительности в сборах и быстроте работы.
И, хотя, время такой деятельности осталось только в истории и отдельных крестьянских хозяйствах, отсутствие расторопности в сборах и неумение работать четко по расписанию каждый день – является недостатком российских менеджеров.
Высокая затратность.
Ведя хозяйство с размахом, можно пренебрегать некоторым перерасходом сил и средств, если такой перерасход оправдывается возможностью большего охвата.
Подобный подход оставил свои следы и в экономике. Планирование бюджета идет весьма приближенно, запасы не ценятся, меры по уменьшению затрат на единицу продукции считаются крохоборством, не присущим русскому характеру.
Отношение к закону.
Иностранцы обычно удивляются той легкости, с которой русские могут нарушать собственные законы по необходимости или просто так.
Джон Мэтток пишет, что русские легко обходят закон, если считают это нужным.
Отношение к экологии.
Одной из статей затрат на западе обязательно является забота об экологии – как возможность сохранить и приумножить те природные богатства, которые позволяют обществу выжить.
Исторически сложилось так, что западные общества осознали проблему отходов гораздо раньше россиян.
К сожалению, западное бережное отношение к природе, сортировка и предварительная переработка мусора – явления, относительно чуждые природе российского менеджера.
Эта проблема пока еще не встала в полный рост перед россиянами, в связи с большим размером российских территорий. Однако, если такая проблема когда-нибудь возникнет в России, то ее размах будет значительно превышать размах проблем западных.
Стремление к росту.
Ни что так не стимулирует человека, как возможность быстро подняться по служебной лестнице.
И
такая возможность в
Чтобы
стимулировать энтузиазм и
Особо ценятся такие свойства, как: организованность, целеустремленность, работоспособность, умение организовать работу подчиненных, стремление учиться, желание перейти на новый участок работы и получить новый опыт.
Но личное стремление к росту не должно выливаться в неуважение к окружающим, конфликты и склоки.
Поэтому очень важным условием для работы в иностранной компании является:
Умение работать в команде.
Иностранные компании уделяют огромное значение развитию командного духа, умению работать в коллективе, тому, что на западе называется “Team building” или “Team spirit”.
Проводятся коллективные игры с самыми разнообразными целями. Устраиваются совместные мероприятия (как спортивные, так и вечеринки).
Но в этом русский менеджер может дать фору иностранному. Опыт пионерских лагерей, зарниц, субботников и совместных пьянок дает огромные преимущества в создании командного духа при наличии общей цели. Следует заметить, что иногда открытый и коллективистский характер русского менеджера может мешать. Это относится к тому случаю, когда русский менеджер в силу своего характера становится на позицию работников компании и пытается отстаивать те интересы работников, о которых еще не успели открыто заявить его подчиненные.
Такое умение работать в коллективе западными менеджерами не приветствуется.
В иностранных компаниях ценятся профессиональная совместимость, умение мыслить и действовать в одном русле с коллективом, умение не выходить из себя в напряженных условиях и умение взять на себя часть работы коллеги при необходимости.
Ни в коем случае нельзя противопоставлять себя коллективу, или выбиваться из общего ритма или настроя .
Ни кто не требует, чтобы интересы коллектива были поставлены выше личных, но они обязательно должны приниматься во внимание. Без коллективного мышления, лояльности к руководству и принципам организации, уважения к достижениям компании в иностранной компании делать нечего.
Российские компании ценят работоспособность, умение найти подход к различным людям и сообразительность. Коллективное мышление или корпоративный дух только начинают внедряться в работу компаний. Пока, как правило, безуспешно.
Стиль одежды.
Считается, что в российской компании можно одеваться в то, что есть дома. Некоторые считают, что недорогой наряд может показать начальству, что вам пора повысить зарплату.
Некоторые считают наоборот, что дорогая одежда, часы, обувь, машина могут показать начальству вашу независимость и заставить ваше руководство сильнее уважать Вас.
Ни то ни другое не подходят для иностранной компании.
Слишком дорого одетый сотрудник может сбыть с толку посетителей, а слишком дешево одетый сотрудник может вызвать недовольство руководства, как лицо, подрывающее имидж компании.
Поэтому, как это ни странно, но в иностранной компании лучше одеваться не хуже и не лучше других. Всякие крайности (джинсы, свитера или вечерние платья и костюмы) полностью исключаются (кроме специально объявленных дней).
Стиль руководства.
В каждой компании стиль руководства менеджеров компании определяется самим руководством компании.
Обязательными условиями являются желание добиться большего, работоспособность, умение вести переговоры один на один, умение выступать перед коллективом, уважение ценностей компании и умение работать в команде.
Остальные требования могут зависеть от конкретного руководства компании.
Кто-то может стремиться вовлечь коллектив в те или иные мероприятия. Кто-то отдает предпочтение равному представлению мужчин и женщин в руководстве подразделений компании. Здесь могут быть различные подходы.
В российских компаниях стиль руководства, почти всегда жесткий и авторитарный. Начиная от обсуждения возникшей проблемы и кончая реализацией принятых руководством решений.
Мораль компании.
Вопрос с моралью очень сложен. Большинство иностранных компаний имеют собственные правила и принципы. С компанией, у которой нет благородных принципов, вряд ли кто-то захочет иметь дело. Не все соблюдают эти принципы, но практически все хотели бы их соблюдать, и соблюдают в стабильных и нормальных условиях, по крайней мере, формально. Гораздо сложнее соблюдать заявленные принципы в условиях жесткой конкуренции. Все люди слабы, и поэтому в такие моменты требовать от иностранной компании соблюдения всех заявленных ею принципов, по крайней мере, наивно.
В этом плане российские компании отличает, как правило, отсутствие каких бы то ни было принципов, кроме принципа получения прибыли любой ценой. К сожалению, наличие каких-то принципов во внутренней политике или во взаимоотношениях с краткосрочными партнерами очень часто рассматривается в России как слабость или недостаток.
Перечисленные
особенности русского менеджмента
дают только несколько штрихов на
общую картину. Но без знания этих мелочей
российской компании сложно не только
работать на международном рынке, но и
правильно организовать работу на российском
рынке.
1.2
Негативные особенности
российского менеджмента
Рост доходов населения России до 500—600 $ на человека в месяц привел к взрывному росту российского рынка во многих сегментах. К сожалению, плодами бурного роста рынка пользуются прежде всего зарубежные компании. Во многих потребительских отраслях доля российских компаний сократилась до 20—30% и продолжает уменьшаться . В этом обзоре анализируются причины слабости российских менеджеров и даются практические рекомендации, как удержаться в стремительно растущем рынке.
В
течение всего 2007 г. в России продолжался
рост личных доходов. Начиная с июля,
согласно Росстату, средний доход россиян
превысил 12 тыс. р. в месяц. С учетом естественной
неравномерности развития регионов, больших
и малых городов можно сделать вывод, что
ежемесячный доход жителей многих городов
России или превысил 1000 $. или приближается
к этой цифре (рис. 1). В списке таких городов
не только Москва и нефтяные регионы, но
и Екатеринбург, Магнитогорск, Хабаровск,
Самара, Тольятти, Ярославль и многие другие.
Рисунок
1. Динамика личных доходов
в России
Учитывая рост доходов в конце года (особенно декабрьские выплаты и премии) в декабре 2007 г., как минимум, 8-9 миллионов семей получили доход в размере 3000 $ и выше на семью. Это уже вполне приличный рыночный уровень. Не каждая европейская страна может похвастать таким доходом своих граждан.
Вполне
естественно, что миллионы домохозяек
с каждым годом делают все больше
покупок. Как следствие, в 2007 г. розничный
рынок России подошел к отметке
750 млрд. $ (рис. 2). В итоге покупатели
приобретают все больше товаров,
причем в качественных сегментах. Спрос
и заказы магазинов намного превосходят
возможности производителей и поставщиков.
Такая ситуация открывает громадные возможности
для бурного роста продаж практически
любой компании в любом товарном сегменте.
Рисунок
2. Динамика розничного
рынка России
Не удивительно, что во многих российских и зарубежных аналитических центрах прогнозы, посвященные развитию рынка России, пересматриваются и меняются на более позитивные. Практически во всех прогнозах на среднесрочную перспективу фигурируют цифры личного дохода россиян 1200-1400 $ на человека в месяц. Естественно, в любом прогнозе есть свои ограничения. Не углубляясь в детали, укажу два ключевых допущения:
• если курс доллара будет меняться, то пропорционально изменится и прогнозная цифра;
• в России будут по-прежнему присутствовать рыночные условия.
Потрясающими
возможностями российского
Подавляющее большинство российских менеджеров (не менее 95-98%) болезненно реагируют на правду о высоких доходах российского потребителя. И еще больший скепсис их охватывает при предложении подумать о будущем развитии рынка России. Вот обычный набор штампов-ответов: «Это все доходы Абрамовича и других олигархов усредняются с доходами бедных и нищих россиян»; «Доходы москвичей путают реальную картину бедной России»; «Миллионы россиян живут за чертой бедности» и т.д.
Иногда, пытаясь защитить честь отдельных отраслевых мундиров, менеджеры начинают перечислять отрасли, в которых лидируют российские компании. Действительно, такие отрасли еще остались. Вот только лидерство российских компаний в этих отраслях обеспечено не профессионализмом менеджеров, а одним из двух факторов:
• защитными мерами государства, например, в финансовой отрасли;
• зарубежные компании пока еще не добрались до какой-то отрасли.
В качестве примера порой называется хлебобулочная отрасль, в которой 85-90% рынка принадлежит российским компаниям.
Информация о работе Современный российский менеджмент: характерные черты и перспективы развития