Современный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми.
Под влиянием тенденций развития мировой экономики и ее технико-технологической базы меняются функции, методы управления. Одной из актуальных проблем современного менеджмента в торговом предприятии явл

Работа содержит 1 файл

План.doc2.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Введение

     Торговля  является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности  занятого в ней персонала, а предприятия  этой отрасли являются наиболее массовыми.

Под влиянием тенденций развития мировой экономики и ее технико-технологической базы меняются функции, методы управления. Одной из актуальных проблем современного менеджмента в торговом предприятии является то, что возрастает быстрота принятия решений. Не только менеджеры, но и все люди, склонны не замечать идущих изменений (ведь они обычно протекают медленно), поскольку все мы достаточно консервативны. В связи с ускорением изменений в технологиях, производстве и т.д. В будущем важное значение будут иметь такие управленческие и организационные структуры, которые могут быстро меняться, перестраиваться (в частности переходить на выпуск новой продукции). Как следствие, растет важность гибкости структур и подходов.

     Жесткие структуры управления приводят к острой внутрифирменной конкуренции между подразделениями. Но ведь не это является целью управления компанией, а усиление ее конкурентных позиций по отношению к внешним соперникам, объединение усилий всех сотрудников общей идеей. Данные цели в современных условиях требуют новых систем и структур управления, более гибких и лишенных барьеров. Руководителям компаний помимо выполнения своих функций организаторов и координаторов следует больше уделять внимания работе с персоналом, создавать и воспитывать целеустремленные команды сотрудников, которые в ходе реализации заданий могут активно и плодотворно взаимодействовать, менять свой состав, объединяться и распадаться в соответствии с производственными потребностями.

Кроме того, сами отрасли становятся более  узкоспециализированными, более управляемыми. Такая же тенденция прослеживается и на уровне предприятия. Очень многие компании возвращаются к своему основному, если можно так сказать "коренному бизнесу", освобождаются от вспомогательных и дополнительных производств.

Еще более  важным требованием сегодняшнего дня является наличие менеджеров, которые могут активно влиять на все процессы — не просто рефлексивно реагировать на изменения, а инициативно формировать внешнюю среду, потребности рынка, предпочтения потребителей, создавать новые виды товаров, услуг и т.д.

Еще одним  недостатком большинства малых предприятий была их ориентация не на технологическое развитие, а на коммерческие результаты (между этими видами деятельности есть определенные противоречия). Правда, здесь следует иметь в виду, что практически во всех (а не только в малых) компаниях существует феномен: высшее руководство ориентировано на коммерческий успех, а цехи, отделы и рядовые работники — на достижения в своей профессиональной (фактически технологической) деятельности. И поскольку в малых структурах доля высшего руководства, как правило, выше, то у них данный недостаток проявляется ярче.

Для этого  необходимы меры по развитию технологической свободы, свободы творчества, выдвижению новых идей на предприятиях, что стимулировало их развитие и завоевание сильных позиций на рынке.

Еще одна проблема менеджмента заключена  в том, что менеджеры слишком ориентированы на формальные и бюрократические процедуры управления. Они фактически занимаются только частью тех вопросов, которые входят в их компетенцию. По всей видимости, они обучались и воспитывались так, что считают зоной своей ответственности только непосредственный процесс производства. При этом упускается много важных сфер, например маркетинг. Они исходят из того, что достаточно изготовить продукцию, а есть ли заинтересованный в ней потребитель и как ее реализовать — продумывается слабо. Обращает на себя внимание и плохая оснастка и оборудование торговых предприятий

      Объектом курсовой работы является исследования становления  современных систем менеджмент - совокупности принципов, методов, средств и форм управления торговым предприятием, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности продаж и увеличения прибыли и выработка рекомендаций по их применению в управлении торговым предприятием.

Объектом исследования выступает сеть оптовой розничной торговли «S&M Market», специализирующийся на продаже продуктов питания и товаров повседневного пользования

Целью работы является всестороннее изучение и анализ процесса менеджмента в сфере торговли.

При написании  данной работы были поставлены следующие  задачи:

Во-первых, изучить  теоретические аспекты роли менеджера  в управлении торговым предприятием, для этого рассмотрены:

·        портрет современного руководителя

·        роль менеджмента в деятельности торгового предприятия

Во-вторых, проанализировать процесс управления предприятием «S&M Market», для этого будут рассмотрены:

·        общая характеристика торговой сети «S&M Market»

·        планирование и организация предприятием

·        функции менеджера по управлению предприятием (использование новых форм и методов продажи товаров, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, организацию и использование рекламы)

В-третьих, изучить  проблемы и пути совершенствования менеджмента на торговом предприятии, для этого необходимо рассмотреть:

·        недостатки казахстанского менеджмента

·        основные пути совершенствования менеджмента  на предприятии.

Исходя из поставленных задач, курсовой проект имеет следующую структуру:

В первой главе  будут рассмотрены сущность содержания современного менеджмента и роль менеджера в управлении предприятием

Во второй главе  будет описан алгоритм создания организационной формы управления и проанализирован процесс управления предприятием «S&M Market»

В третьей главе  будут определены основные современные стратегии развития торговых предприятий и пути совершенствования менеджмента на них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава І.   Сущность содержания современного менеджмента. 

Управление  появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека, объединялись в стремлении достичь какой, либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие люди пытались решить её но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории. Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивалось и управление. Во времена рабовладения процветала торговля; позднее, во времена феодализма и процветания натурального хозяйства значение торговли в деревне немного уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она вновь приобрела свое первоначальное значение. Во времена становления капитализма и первоначального накопления капитала процветало финансовое предпринимательство, а позднее - промышленное. В середине Х1Х века управление приобрело новые формы. Если до этого единоличным управленцем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура значительно изменилась. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющие на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это правильнее было бы назвать надсмотром, чем управлением. Во времена феодализма и процветания натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина. Это, наверное, можно считать одним из первых проявлений именно управления, а не только надсмотра над работающими, поскольку у управляющего была возможность маневра: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Это было убогое, но все же проявление управления. И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась.

Рыночные  отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умеющие работать с большими массами людей. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством продаж в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами. Ярким примером является Америка: множество контор, работающих в различных областях. Каждая из них имеет свою управленческую структуру, где кроме президента (хозяина) есть еще и управляющий, финансисты и аналитики, занимающиеся разработкой политики фирмы. Те из них, чьи специалисты оказались наиболее талантливыми, опытными и грамотными выжили в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер и многие другие начинали с малого, но, быстро сориентировавшись в сложившейся на рынке ситуации, смогли набрать команду и сделать свою работу максимально эффективной, работая быстрее и лучше других, они стали лидерами в своей области. Основная цель существования любого бизнеса и создания любой фирмы - привести фирму к вершине Успеха, закрепить ее там и дать ей возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы ее развития. Сущность бизнеса состоит в постоянном совершенствовании самой фирмы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Приумножение капитала, получение прибыли и развитие фирмы, надежда на будущее - вот те составляющие, без которых бизнес немыслим. Так же он немыслим без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.

     Эффективность решений и работы всего предприятия  напрямую зависит от способности его владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения. Значительная часть руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции, научно-технического прогресса, а также нестабильной экономической и политической обстановки приспосабливаются к ситуации. Приспособление организации к окружающей  среде является неотъемлемой составляющей ее существования в связи с тем, что именно от внешней среды она получает ресурсы, необходимые для ее функционирования, такие как сырье, рабочая сила и капитал. Ни одна организация не может быть самодостаточной, так как ресурсы являются частью природы, работники - частью общества, а капитал - это результат взаимодействия первого и второго под влиянием культуры. Организация не может существовать отдельно от внешней среды, так как процесс ее функционирования имеет смысл лишь в случае, когда результаты работы (продукция) будут проданы. Благодаря этому организация не только окупает свои затраты, но и обеспечивает существование работников, взаимодействует с потребителями, поставщиками и конкурентами. Если связь предприятия с внешней средой разрывается, то оно вскоре прекращает свое существование: в рыночных условиях организация прекращает ориентироваться на рынок и на потребителей. На потребителей должна работать связь, иначе результат может быть только один - разорение. Аналогичный результат постигает фирму, когда она перестает приспосабливаться к окружающей среде. Предприятию необходимо развивать способности адаптации к изменениям окружающей среды, активизировать работу маркетинговой службы. Предприятие, целью которого является как минимум удержание своих позиций на рынке, должно разрабатывать долгосрочные (стратегические) планы всестороннего развития своей деятельности. Эти планы должны включать основные моменты относительно взаимодействия организации с окружающей средой, пути, по которым должно развиваться предприятие. Они составляют основу тактического решения. В зависимости от того, как строится взаимодействие организации с внешним окружением, выделяют:

1)организации с механическим типом управления;

2)организации с органическим типом управления.

Характерные черты механического типа управления:

1)консервативная, негибкая структура;

2)четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

3)сопротивление изменениям;

4)власть проистекает из иерархических уровней и из позиции в организации;

5)иерархическая система контроля;

6)командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;

7)содержание коммуникаций: распоряжения, инструкции и т. п. Характерные черты органического типа управления:

1)гибкая структура;

2)динамичные, не жестко определенные задачи;

3)готовность к изменениям;

4)власть базируется на знании и опыте;

5)самоконтроль и контроль коллег;

6)много направленность коммуникаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Современные уровни управления организациями.
 

Современная система контроля стоит на «трёх китах», которыми являются: 
система организации контрольной деятельности, адекватная действующей системе управления  
целостная внутренняя нормативная база, регламентирующая контрольную и управленческую деятельность(как контролирует?); 
эффективная система принятия мер по результатам контрольной деятельности (что по результатам контроля?). 
Необходимость системы контроля, адекватной действующей системе управления, вытекает из анализа управленческого процесса. Контроль является одной из функций процесса управления: управленческий цикл начинается с постановки проблемы путем сравнения фактического и желаемого состояний объекта контроля (что и составляет суть самой контрольной деятельности) и завершается собственно контрольными процедурами, определяющими успех реализации принятого управленческого решения. Исходя из этого, каждый уровень управления и точка принятия управленческих решений должны иметь свою систему и механизм контроля. Отсутствие системы и механизмов контроля приводит к ситуации «управлять буду, но контролировать не буду». 
Можно принять следующую структуру управления и контроля (приложение 1). 
Рассматриваем три уровня управления: низший, средний и высший. Который в свою очередь, подразделяется на высший внешний (Общее собрание, Совет директоров) и высший внутренний (Правление и единоличный исполнительный орган — генеральный директор). 
Термин «высшее внешнее управление» обусловлен тем, что в органы данного уровня кроме акционеров и представителей трудового коллектива могут войти также представители органов власти (местного самоуправления), деловых партнёров (поставщики и покупатели), общественных организаций, независимые директоры, 
основная профессиональная деятельность которых проходит, как правило, за пределами данной организации. Они свои функции управления реализуют, время от времени участвуя в общих собраниях и в заседаниях Совета директоров.

Информация о работе Современный менеджмент