Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:51, реферат
В реферате раскрываются основные направления сегодняшнего менеджмента, описываются 3 школы управления и тенденции развития менеджмента.
Менеджмент
– слово английского
В первой половине ХХ в. получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (количественная школа).
Во время второй мировой войны вынуждены были искать эффективные способы использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способы максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Сформированные методы при решении этих проблем дали начало развитию науки управления (количественной школе).
Ключевой характеристикой этой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.[2,72]
Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.
Если совсем недавно большинство руководителей пользовалось поведенческими подходами, то в настоящее время лидирующее положение занимает концепция количественной школы, в основе которой лежать три подхода к управлению.
Процессный подход. Эта концепция, предложенная приверженцами школы административного управления, широко применяется в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Анри Файоль, разработавший первую концепцию этого подхода считал, что существует пять управленческих функций: планирование, организация, командование, координация и контроль. Его последователи разрабатывали иные перечни в которые входили : планирование, организация, командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. [2,74] Но общепринято считать применимыми ко всем организациям только четыре взаимосвязанные функции.
Планирование.
Эта функция предполагает решение о том, каким должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три основных вопроса.
Эта функция управления – один из способов, с помощью которого руководство разрабатывает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Однако планирование в организации представляет собой далеко не одноразовое событие из-за двух причин
Организация.
Существует
множество элементов, которые необходимо
структурировать, чтобы организация
успешно достигала своих целей.
Поскольку в организации
Мотивация.
Руководитель всегда должен помнить, что даже самый продуманный план и самая оптимальная структура организации не имеют никакой силы, если у членов организации отсутствует мотивация к выполнению их фактических задач.[2,76] И теоретики школ управления всегда пытались найти самый эффективный подход к мотивации, как, например, школа научного управления, в которой считалось, что чем больше заработная плата работника – тем больше мотивация. Но такой, чисто экономический, подход несостоятелен. В настоящее время руководители должны учитывать сложную совокупность потребностей для того, чтобы эффективно мотивировать свой персонал.
Контроль.
Каждый
руководитель планирует достичь
цели в какой-то определенный отрезок
времени. Но за период продвижения к
этой цели может произойти
Таким
образом, контроль – это обеспечение
того, что организация действительно
достигает своих целей. Существуют
три основных аспекта управленческого
контроля. Установление стандартов –
точное определение целей , которые должны
быть достигнуты. Второй аспект – измерение
того, что было достигнуто за определенный
период и сравнение достигнутого с ожидаемыми
результатами. [2,78] Если оба аспекта выполнены
верно, то руководство точно будет знать
в чем причина отклонений и это знание
поможет им предпринять действия, если
это необходимо, для коррекции серьезных
отклонений от первоначального плана.
Одно из возможных действий – пересмотр
целей, для того, чтобы они стали более
рациональными.
2.2 Системный подход
Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. В настоящее время эта теория помогает руководителям увидеть организацию в единстве всех частей. Она основана на понятии «система», что представляет собой набор взаимосвязанных элементов, устремленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое. Машины, компьютеры, телевизоры – все это примеры систем. Если одна часть системы будет отсутствовать или перестанет функционировать, то это отразится на системе в целом. Организация является социотехнической системой, так как ее компонентами являются люди наряду с техникой.
Существует два типа систем: закрытые, в которых полностью отсутствует зависимость от внешней среды, и открытые, напрямую зависящие от внешних факторов.
Все организации являются
Рис.1. Организация – открытая система
Рис.1. представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. Сначала организация получает от внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называют входами. В процессе преобразования организация превращает эти входы в продукцию или услуги, которые являются выходами организациями.
Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж, рост организации и т.п.
В системном подходе широко используется термин «подсистема» как составляющая сложной системы. Подсистемы могут, в свою очередь состоять из более мелких подсистем и неправильное функционирование хотя бы одного элемента отражается на системе в целом.
Организации, как сложные открытые системы, состоящие из многих взаимосвязанных подсистем, рассматривались школами в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-либо определенной подсистеме, что не позволяло объективно оценивать функционирование системы в общем.[2,82]
Системный подход не дает точного указания руководителям какие элементы наиболее важны. Он призывает относиться к организации как к единому целому и комплексно решать возникающие проблемы.
Он был разработан в конце 60-х годов и тесно связан с системным подходом. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.
Успех ситуационного подхода зависит от определения переменных ситуации и их влияния. Однако, невозможно определить все переменные, влияющие на организацию. На практике, менеджеры рассматривают только те факторы, которые более значимы для конкретной организации и те, которые могут повлиять на ее успех. Устранив огромное кол-во малозначимых переменных возможно довести их число до разумных пределов без потери точности.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
Указанные
подходы развивают
В
связи с постоянным техническим
развитием и меняющимися
К научающейся может быть отнесена организация, все члены которой участвуют в идентификации и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит развивать способности к росту, обучению и достижению поставленных целей.[1,85]