Современные тенденции развития организаций и менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:23, доклад

Описание работы

На протяжении длительного периода в мировой практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные, традиционные структуры и весьма четко определенные функции. В отечественной практике они преобладают до сих пор. Четкая модель, противостоящая организационной логике на базе жесткого управления, еще формируется. Однако уже очевидны некоторые ее ключевые элементы.

Работа содержит 1 файл

менедж.docx

— 32.26 Кб (Скачать)

18. Тема: Современные тенденции  развития организаций и менеджмента.

Задания для самостоятельной  работы студентов

Объясните влияние современных  тенденций развития организаций  на изменения в практике менеджмента

 
На протяжении длительного периода в мировой  практике существовали и продолжают существовать организации, в основе которых находятся вертикальные, традиционные структуры и весьма четко определенные функции. В отечественной  практике они преобладают до сих  пор. Четкая модель, противостоящая организационной  логике на базе жесткого управления, еще  формируется. Однако уже очевидны некоторые  ее ключевые элементы.

 

Современный менеджер должен понимать и учитывать в своей практике, что с переходом организаций к более сложному типу происходит:

  • отказ от иерархических отношений в пользу самоуправляемой координации. Члены организации руководствуются своим мнением при установлении инициативных связей в горизонтальном направлении;
  • отсутствие жестких связей между частями системы, что обеспечивает условия для саморегулируемых процессов, включая адаптацию подсистем друг к другу. Вместо них возникают «свободные» взаимосвязи;
  • образование рабочих групп с участием представителей различных подразделений для решения определенных проблем;
  • создание относительно независимых рабочих групп с широкой свободой действий и автономией при координации и принятии решений. Это позволяет группе самостоятельно решать задачи, входящие в ее компетенцию. Основным методом работы в этих группах является расчленение дел (проблем) на отдельные «большие ломти», что означает концентрацию усилий на решении главных в данный период проблем. При формировании таких групп целесообразно соблюдать следующие принципы:
    • набирать в группы оптимальное количество человек;
    • зачислять в группы, как правило, добровольцев;
    • предоставлять им широкую инициативу в постановке целей;
    • группа должна действовать ограниченное время;
    • обеспечивать широкий профессиональный уровень членов группы;
    • не сопровождать работу группы формальными инструкциями.

 

 

17. Тема: Информационные технологии  и е-бизнес.

Опишите типы ИТ, которыми Вы постоянно пользуетесь.

 

Жить в  современном мире невозможно без  различных видов информационных технологий. В качестве главного типа ИТ для меня выступают различные компьютерные технологии. Интернет стал неотъемлемой частью жизни любого человека. Я не исключение. Пользуюсь различными программами для обработки и редактирования текстовых и графических файлов.

 

 

 

 

 

16. Тема: Управленческий контроль.

Контроль качества. Ступени развития

 

 

 Контроль качества - первостепенная необходимость, цель которой - получение данных об объекте  управления.

Ступени развития методов управления качеством, на протяжении истории технологии производства составили лестницу восхождения ко все большему совершенству диалектической связки «управление качеством - технологическое развитие». Пожалуй, неизвестно, где в ней начало, а что следует потом. Управление качеством - это и развитие, и результат развития.

QC (Quality Control) - индивидуальный контроль качества;

SQC (Statistical Quality Control) - управление качеством статистическими методами;

TQC (Total Quality Control) - всеобщее управление качеством (технологическое);

QA (Quality Assurance) - гарантия (обеспечение) качества;

TQM (Total Quality Management) - всеобщее управление качеством (менеджмент качества);

QofM (Quality of Management) - качество управления.

 

 

 

15. Тема: Коммуникации и управленческая  деятельность.

Разработайте  тренинговую программу, призванную помочь развитию коммуникативных навыков менеджеров

 

 

ЗАДАЧИ  ТРЕНИНГА:

- расширение  возможностей установления контакта  в различных ситуациях общения;

- отработка  навыков понимания других людей,  себя, а

также взаимоотношений между людьми;

- овладение  навыками эффективного слушания;

- активизация  процесса самопознания и самоактуализации;

- расширение  диапазона творческих способностей;

Занятие

В начале занятия можно провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Ведущий рисует на доске (или вывешивает заранее  приготовленный рисунок) "лестницу коммуникативного мастерства". Левый  край - мастер коммуникации, правый - уровень  мастерства. Задача - найти свое место  на этой лестнице и встать туда, в  соответствии со своими собственными представлениями. В конце занятия  можно повторить эту процедуру  с разными вариантами добавлений Например, каждому из участников проранжировать других по уровню коммуникативных способностей в начале занятия и по его итогу.

Следующий шаг - информационное сообщение ведущего о невербальных каналах коммуникации:

• глаза и контакт с помощью  взгляда;

• лицо и лицевая экспрессия;

• жесты;

• позы;

• тактильные ощущения (касания);

• дистанция во время общения.

Успешность  занятия во многом определяется мотивацией обучения эффективному общению. Выработка  мотивации может происходить  с помощью различных заданий: проведение ролевой игры на профессионально  значимую тему, проведение с последующим  обсуждением видеозаписи групповой  дискуссии; проигрывание личных проблем  в общении, предложенных участниками.  

 

"ВИЗУАЛЬНОЕ ЧУВСТВОВАНИЕ"

Назначение:

- совершенствование  перцептивных навыков восприятия  и представления друг друга.

Все садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел  на лица остальных участников, и  через 2-3 минуты все должны закрыть  глаза и попытаться представить  себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить.     После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Задание; каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.  

 

"ЧЕРЕЗ СТЕКЛО"

Назначение:

- формирование  взаимопонимания партнеров по  общению на невербальном уровне.

Один  из участников загадывает текст, записывая  его на бумагу, но передает его как  бы через стекло, т. е. мимикой и  жестами: другие называют понятое.

Степень совпадения переданного и записанного  текста свидетельствует об умении устанавливать  контакт. 

 

"ДИСКУССИЯ"

Назначение:

- формирование    паралингвистических    и    оптокинетических навыков общения;

- совершенствование  взаимопонимания партнеров по  общению на невербальном уровне.

Группа  разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

На  упражнение отводится - 15 минут. 

 

"ДА"

Назначение:

- совершенствование  навыков эмпатии и рефлексии.

Группа  разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

 

"ПЕРЕДАЧА ДВИЖЕНИЯ ПО КРУГУ"

Назначение:

- совершенствование  навыков координации и взаимодействия  на психомоторном уровне;

- развитие  воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно  было продолжить. Сосед повторяет  действие и продолжает его. Таким  образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз. 

 

14. Тема: Концепции мотивации.

.Подготовьте  ответ на следующее задание:  Исследование, проведенное среди  учителей, показало, что они негативно  оценивают низкий уровень зарплаты, но продолжают работать. Двумя  самыми важными выгодами они  считают чувство, что они выполняют  важную работу и чувство достижения. Объясните их поведение, используя  одну из содержательных концепций  мотивации. 

 

Содержательные теории мотивации  стремятся рассмотреть активные потребности, которые побуждают  людей к действию, особенно при  определении объема и содержания работы.

Теория иерархии потребностей, разработанная  А. Маслоу, разделяет все множество потребностей на пять категорий (уровней).

  1. Физиологические. Они необходимы для выживания человека (еда, отдых и т.п.).
  2. Безопасности и защищенности. Необходимы для защиты от опасностей, уверенности в будущем и т.п.
  3. Социальные. Необходимы для социальных контактов, взаимодействия, привязанности, поддержки и т.п.
  4. Уважения. Потребности в уважении окружающих, самоуважении, признании, компетентности.
  5. Самовыражения. Заключаются в реализации потенциальных возможностей человека, росте его как личности.

Преподавателями движет именно потребность в выражении верхних  потребностей в пирамиле Маслоу. Потребность в уважении, самовыражении. Передавая свой опыт детям, они чувствуют себя нужными, важными. Чувствуют, что делают полезную работу. К тому же преподавательская деятельность дает свободу творчеству, что является отличной возможностью для самовыражения

 

 

13. Тема: Руководство и лидерство  как составляющие эффективного  менеджмента.

Определите черты эффективного руководителя работой в виртуальной  среде

 

В наши дни  становится все более популярной работа на виртуальных рабочих местах, на которых сотрудники удалены друг от друга и от своих начальников. Все это бросает вызов лидерству. Сейчас многие специалисты, используя телекоммуникации, могут выполнять работу, не покидая дома или находясь в отдаленных местах. Иногда сотрудники формируют временные команды, которые распадаются после завершения проекта. В виртуальной среде руководители сталкиваются с проблемами установления баланса между структурой, подотчетностью и гибкостью. Эффективный виртуальный лидер указывает ясные цели, устанавливает график выполнения заданий, определяет способы коммуникации и координирует работу сотрудников. Однако он не регламентирует детали повседневной деятельности. Руководитель проявляет дополнительную заботу, чтобы наладить их связь друг с другом и с организацией.

Для виртуальных  руководителей характерна открытость мышления, гибкость, позитивные установки, фокус которых скорее на решениях, чем на проблемах, умение обучать, общаться и налаживать отличные деловые связи  и хорошие отношения с людьми. Такой руководитель никогда не забывает, что работа выполняется прежде всего людьми, а не техникой. Ом хорошо разбирается в технологии, но считает основой успеха эффективное взаимодействие (интеракции) между сотрудниками. Виртуальный руководитель создает обстановку взаимно го доверия, стимулирует открытое общение, проявляет заботу о подчиненных и всегда готов рассмотреть новые идеи.

 

 

 

12. Тема: Управление изменениями  и инновациями

Этапы применения концепции анализа силового поля

«Анализ силового поля» (Force Field Analysis) – анализ баланса факторов или сил, которые способствуют переменам (движущих сил изменения) и, наоборот, их подавляют (сил сопротивления).

Эти силы могут брать  начало как внутри, так и вне  организации: в особенностях поведения  людей, их образе мышления, базовых  ценностях, или в системах и процессах, ресурсах, которые существуют и стимулируют  способность организации к действенным  переменам.

Модель «силового поля»  представляет текущую ситуацию как  динамическое равновесие, управляемое  многими факторами, которые «оставляют все в том виде, как есть». Чтобы  продвинуться к цели, необходимо оценить  сопротивление и постараться  изменить этот баланс в пользу сил, направленных на достижение цели. Какая сила больше? «За» или «против»?

При проведении в компании «мозгового штурма» по определению  сил, действующих «за» и «против», требуется использование методики постановки вопросов.

1. Определите вопрос.

2. Уточните его:

· в контексте настоящей  ситуации, · в контексте желаемой ситуации.

3. Проведите инвентаризацию  движущих сил и сдерживающих  факторов (ими могут быть люди, материальные средства, организация,  среда и т.д.).

4. Перечислите силы либо  мероприятия, которые, возможно, помогут устранить или нейтрализовать  силы сопротивления или создать  дополнительные движущие силы  изменения.

Для этого лучше найти/cформулировать способы:

· усиления поддержки (например, путем взаимодействия с ключевыми  поддерживающими лицами);

· обеспечения более  заметной поддержки в ваших планах (например, связывание мер с приоритетными  требованиями клиента);

· связи вашего решения  с этой поддержкой (например, решение  могло бы облегчить достижение ключевой бизнес-цели, которая важна для генерального директора).

Информация о работе Современные тенденции развития организаций и менеджмента