Современные подходы к управлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:59, реферат

Описание работы

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более 100 лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики и социологии труда, трудового права и ряда других наук.

Работа содержит 1 файл

сдана введение в менеджмент.docx

— 29.21 Кб (Скачать)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием  теории управления как науки, которое  произошло более 100 лет назад в  самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой  управления как науки. В настоящее  время «Управление персоналом»  формируется на стыке теории и  организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики  и социологии труда, трудового права  и ряда других наук.

За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и  подходы управления персоналом. В  настоящее время различают три  группы школ: школа классического  менеджмента, школа «человеческих  отношений» и школа «человеческих  ресурсов».

Внедрение рыночной экономики, новые  экономические взаимоотношения, дальнейшее расширение сферы влияния, разделение и кооперация, дифференциация и интеграция труда указывают, что деятельность менеджеров становится все более  интенсивной, а это обуславливает  необходимость неустанного совершенствования  применяемых методов и приемов. Организации остро ощущают потребность  в специалистах, обладающих обширными  и глубокими познаниями в области  современного менеджмента. Современные  условия предъявляют новые требования к менеджерам, вызывая более высокую  напряженность их труда, умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических  качеств, привносить элемент творчества в работу.

В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры  деятельности менеджеров. При этом следует учитывать, что их работа - это не только самая сложная  область деятельности, требующая  широких познаний экономики, техники, технологий, организации производства, физиологии, психологии, права и  целого ряда других наук, но и самая  ответственная. Недостаточно эффективная  и качественная работа менеджера  может не только привести к банкротству  или снижению экономической эффективности  работы предприятия, но понести ущерб  государству. Качество работы менеджеров, инициатива и предприимчивость, трудовая активность и целесообразная их деятельность - дело не личное, а общественное, государственное.

Управление персоналом - понятие комплексное, охватывающее широкий спектр вопросов: от разработки концепции кадрового менеджмента  и мотивации работников до организационно-практических подходов к формированию механизма  ее реализации в конкретной организации.

Тимофей ДЕМЧЕНКО

Кандидат экономических  наук

 

 

Современные концепции управления персоналом основываются на признании  возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Утверждение рыночных отношений  сопровождалось отходом от принципов  иерархического управления, жесткой  системы административного воздействия, созданием новой организационной  культуры, возникновением специфических  ценностных установок. В западных компаниях  кадровая политика всегда находилась в поле зрения их руководства и  сегодня она остается одним из управленческих приоритетов. Главная  цель системы управления персоналом - создание результативных мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие.

Чтобы эффективно управлять  персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную  стратегию своего развития. Ведущие  зарубежные фирмы (такие, как " General Motors ", "Ford", "Toyota",  "Sony" и др.) огромное внимание уделяют стратегическому планированию. В зависимости от выбранных целей вырабатываются стратегия - программа действий, определяющая развитие организации (расширение производства основной продукции и дальнейшее продвижение ее на уже освоенные рынки; разработка новых товаров и продажа их на тех же рынках; поиск новых рынков сбыта; диверсификация производственно- сбытовой деятельности и т.д.) и соответствующая модель управления.

Традиционно стратегия рассматривалась  как многоаспектный процесс, имеющий  отношение главным образом к  внешней сфере деятельности. Начиная  с конца 80-х годов стала меняться трактовка данного понятия: стратегия, отражающая управленческую философию  современной фирмы, основывается на признании равнозначности внешних  и внутренних факторов.

Сегодня общепризнано, что  ее реализация в значительной степени  зависит от кадровой составляющей. Оптимальная кадровая политика с  точки зрения перспективных задач  компании, подбор персонала и его  мотивация создают условия для  принятия решений, удовлетворяющих  и руководство предприятия, и  его работников. Причем если тактические  шаги могут (и даже довольно часто) приводить  к столкновению интересов руководства  и рядового состава (выплаты дивидендов, решение социальных вопросов), то стратегические планы, наоборот, их объединяют.

Методы управления персоналом в зависимости от принятой стратегии  условно можно сгруппировать  следующим образом:

  • административные (ориентированные на определенные мотивы человеческого поведения - осознание необходимости трудовой деятельности и дисциплины труда, чувство долга, культуру труда и т.п., напрямую воздействующие на персонал с помощью норм, распоряжений, регламентирующих актов, подлежащих обязательному исполнению);
  • экономические (косвенно воздействующие, основанные на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников);
  • социально-психологические , базирующиеся на использовании неформальных факторов мотивации - интересов, потребностей личности, группы, коллектива.

Последние особенно активно  применяются в менеджменте японских компаний. Их успешный опыт охотно заимствуют американские и западноевропейские компании: в частности, благодаря  использованию японского подхода, получившего название "уплотненная  технология" (по мнению многих специалистов, именно он будет определять организацию  производства в XXI в.), совместная американо-японская компания "New United Motor Manufacturing " - детище " General Motors " и "Toyota" и немецкая "Porshe" добились исключительных успехов в развитии производства и персонала.

Кадровая политика (механизм выработки целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание ответственного, высокопроизводительного сплоченного  коллектива, способного адекватно реагировать  на постоянно меняющиеся требования рынка) преуспевающих западных компаний, которая носит комплексный характер, включает множество направлений. Имеются  в виду: организация новых рабочих мест с учетом внедрения передовых технологий; подготовка программ развития персонала, обеспечивающих решение не только сегодняшних, но и будущих задач организации путем совершенствования систем обучения и служебного продвижения работников; формирование мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом; создание современных систем подбора персонала; проведение маркетинга персонала; разработка программ занятости, социальных программ и т.д.

Особое место в кадровой политике занимает планирование, в  задачи которого входят: определение  количественного и квалификационного  состава требуемых работников, способов их привлечения и возможности  сокращения лишнего персонала; поддержание  знаний персонала в соответствии с требованиями организации и  обеспечение развития кадров; расчет финансовых затрат на запланированные  кадровые мероприятия и т.д.; стимулирование повышения производительности труда  и создание условий для удовлетворенности  работой.

Успех управления трудовыми  ресурсами напрямую зависит от уровня квалификации занятого в службе персонала. Отечественная практика свидетельствует, что уровень образования, профессиональная подготовка и компетентность кадровиков на госпредприятиях недостаточно высоки, возрастной состав неблагоприятен, уровень  оплаты труда низок. Переход к  акционерной и частной собственности  обусловил улучшение качественного  состава работников служб управления персоналом, омоложение кадровой структуры, повышение уровня образования, профессионализма, соответственно изменились восприятие новых идей, методы работы с персоналом, возросла заинтересованность в результатах  труда.

В кадровых службах западных фирм работают, как правило, высококлассные профессионалы. В 500 крупнейших компаниях  США более 30% занятых кадровой работой - магистры и доктора наук. Из каждых десяти американских кадровиков шесть-семь человек имеют дипломы психолога, социолога, экономиста, специалиста в области трудовых отношений и т.п, полученные в ведущих университетах, школах бизнеса и др. Специалисты в области кадрового планирования - сегодня одни из наиболее востребованных. В наукоемких корпорациях США они составляют 20 - 25% всей численности кадровых служб (в начале 70-х гг. - не более 10%).

В службах управления персоналом зарубежных компаний в среднем занято 1 - 1,2% общей численности работников. В последнее десятилетие абсолютного  роста численности кадровых служб  не отмечается, однако налицо ее относительное  увеличение. Причина тому - повышение  эффективности работы кадровых служб  благодаря использованию информационных технологий, развитию управленческой инфраструктуры. Последняя включает структуры, занимающиеся подготовкой  и повышением квалификации специалистов кадровых служб, консультативные фирмы  по вопросам кадровой работы, центры деловой  оценки и т.п. Характерно, что многие работники фирм, участвуя в подготовке и реализации кадровых решений в  рамках деятельности службы управления персоналом, не состоят в ее штате: так, значительная часть профессорско-преподавательского состава университетов и учебных  центров участвуют в "вербовке" перспективных студентов.

Управление персоналом в  зарубежных компаниях предполагает непременную мотивацию кадровых инноваций, заинтересовывающую исполнителя  в их применении.

Серьезный вопрос связан с  побуждением работников к обновлению организации. Для этого задействуются  экономические, социальные, морально-психологические  и другие интересы людей. Параллельно  приходится нейтрализовывать работников, противодействующих переменам. Алгоритм таков: готовится "почва" для нововведения, среди руководства выявляются люди, способные придать изменениям стартовый импульс. Затем анализируется поведение ведущих работников, выступающих "за" и "против" изменений, определяется соотношение потенциалов этих групп. После этого принимаются меры по устранению излишнего сопротивления, страха перед нововведениями: работникам разъясняется их необходимость, выгодные для деятельности фирмы последствия.

Очень важно, чтобы информация дошла до каждого сотрудника, тогда  можно рассчитывать на формирование реальной "опорной базы" из числа  сторонников преобразований. Потенциальное  же "сопротивление" нейтрализуется путем уступок, материальных стимулов и т.д.

 Мотивируются и работники-инноватры:  им предоставляются различные  льготы, подчеркивающие их особый  статус и высокое положение  (служебные автомобили, отпуска,  почетные титулы и звания, зарубежные  поездки и т.п.), наиболее ценным  кадрам - особые условия труда  (отдельный кабинет, 6-, 12-месячный  творческий оплачиваемый отпуск, возможности для повышения квалификации, изучения иностранных языков  и др.), а также более высокую  социальную защищенность (дотации  на жилище, предоставление готовых  домов и квартир, выдача ссуд  на приобретение дома, оплата  аренды, подключение к корпоративным  пенсионным и страховым системам, участие в прибыли, оплата образования  детей, медицинское обслуживание  и т.д). Кроме того, в процессе  реорганизации используются поощрения  в форме различных премий: за  текущие результаты разработки  и реализации; за выдвижение и  начальную проработку новой идеи  и проекта; за успешное решение  комплекса задач на определенном  этапе проекта и т.д.

Деловая оценка персонала  позволяет определить место работника  в организационной структуре, разработать  программу его развития, установить критерии и размер оплаты труда, выявить  удовлетворенность сотрудника своей работой. Она проводится при отборе кандидатов на вакантные должности и аттестации персонала, которую рекомендуется проводить не реже одного раза в год. В первом случае предусматриваются предварительное собеседование, анализ анкетных данных, наведение справок о кандидате, проверочные испытания, тестирование, медицинское освидетельствование, основное собеседование, подготовка экспертного заключения. Во втором - предварительная оценка сотрудника его внешним окружением, обобщение руководителем подразделения полученных данных, беседа с подчиненным, подготовка экспертного заключения и передача его в службу управления персоналом.

В ряде случаев уместна  оценочная беседа сотрудника с членами  аттестационной комиссии. При необходимости  используются дополнительные оценки - по результатам обучения, по контролю хода адаптации сотрудника и т.п. Один из важнейших вопросов при разработке методики деловой оценки персонала - определение ее критериев и показателей.

При всем многообразии показателей  их можно классифицировать по группам  и рассматривать в качестве критериев  оценки соответствия сотрудника требованиям  должности или рабочего места:

Информация о работе Современные подходы к управлению