Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 20:30, курсовая работа
Туризм как сфера бизнеса превратился сегодня в огромный многоканальный способ получения гигантских и всё нарастающих финансовых потоков, обеспечивающих уже миллиардные мировые туристические потоки.
Важно отметить, что в современном обществе туризм становится всё более благоприятной средой, в которой общество с нарастающей интенсивностью и масштабностью потребляет, использует в целях своего развития все накопленные человеком культурно-исторические ценности и рекреационные ресурсы.
Введение
Глава 1 Гостиничное хозяйство как ведущий элемент индустрии туризма
1.1 Средства размещения туристов
1.2 Классификация гостиниц
Глава 2 Характеристика гостиничного хозяйства Республики Беларусь
2.1 Современное состояние гостиничного хозяйства Республики Беларусь
2.2 Проблемы отрасли
Глава 3 Перспективы развития гостиничного бизнеса в Республике Беларусь
Заключение
Список используемых источников
-древняя и богатая история, самобытная культура;
-роскошный природный потенциал, самый старый в мире лес - Беловежская пуща.
Уровень развития туристской инфраструктуры как фактор конкурентоспособности туристского комплекса Беларуси в настоящее время имеет низкую оценку. Степень износа материально-технической базы туризма, сформированной в основном в 1970-80-е гг., достигла 70-80%. Гостиничное хозяйство Беларуси ни в количественном, ни в качественном отношении не отвечает требованиям современного туристского рынка. Средняя обеспеченность гостиничным фондом в Беларуси в настоящее время составляет лишь 2,4 места на тысячу жителей, что значительно уступает среднеевропейскому показателю (30 мест на тысячу жителей). Предоставление части номеров (загрузка гостиниц в Беларуси на 2006 год составила 49%) в аренду под офисы коммерческим фирмам представляет собой простейший источник получения дохода, не требующий от гостиничных предприятий усилий по повышению качества предоставляемых услуг. В республике практически отсутствуют малые частные гостиницы, а наличие нескольких 4-звёздночных гостиниц не способствует росту их конкурентоспособности. [4]
Беларусь является одной из немногих стран Европы, не имеющих международных цепей отелей, сеть которых концентрирует 1/3 мирового гостиничного фонда и новейшие технологические достижения. Зарубежная практика свидетельствует, что особенно быстро гостиничный фонд увеличивается в столицах и крупных туристских центрах, где размещается высококатегорийные отели и представлены известные международные гостиничные цепи США, стран Западной Европы. Например, в Чешской Республике 25% гостиничного фонда находится в Праге, где размещаются такие известные международные гостиничные цепи, как «Марриот» (США), «Кемпински» (Таиланд). В России большинство цепей расположено в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Новгороде Сочи. Здесь наиболее широко представлены австрийская гостиничная цепь «Марко Поло», «Кемпински», «Рэдиссон» (США), «Аккор» (Франция). Рынок России в настоящее время привлекает и другие гостиничные компании, например такие, как «Хилтон», «Чойс Хоутелз Интернейшнл» (США) и другие.
Если посмотреть на то, как распределяется процентное соотношение гостиничного фонда по областям республики, то можно сделать вывод, что самый большой процент гостиничного фонда находится в Минской области - 19,7%, затем Гомельская область - 16,5%, Брестская - 16,2%,Витебская - 14,8%, Могилёвская - 13,4%, Гродненская - 9,8%. Большинство иностранных граждан, посещающих Беларусь, приезжают в Минск и Минскую область[Приложение 3]. На основе этого, можно судить о том, что Минская область и столица- город Минск, являются основными туристическими центрами. Что касается средней загрузки гостиниц республики, то оно составляет 49%.Если проследить изменение загрузки гостиниц, то можно сказать, что в период с 1995 года по 2000 год наблюдался рост, что также влияло на увеличение койко-мест гостиничного фонда Беларуси, однако число гостиниц постоянно изменялось. Начиная с 2002 года можно наблюдать рост загрузки гостиниц и увеличение числа средств размещения. В 2006 году число гостиниц и аналогичных средств размещение составляло 284, при средней загрузке гостиниц в 49% [Приложение 4].
Более шестидесяти малых городов сохранились сегодня в Беларуси. Если посмотреть справочник, то почти в каждом из городов можно найти гостиницу. Но в большинстве случаев это будет дом, малопригодный для комфортного проживания. Между тем именно в малых городах государство видит будущее белорусского туризма. Но оказывать материальную поддержку городкам стали недавно. Один из способов - проведение Дней белорусской письменности и печати, под которые республиканский и областные бюджеты выделяли деньги на реконструкцию и облагораживание. Однако и здесь возникали проблемы. К примеру, в городском поселке Мир (благодаря Замку) удалось перестроить административное здание в неплохую гостиницу с мансардными номерами. А вот приграничному Мстиславлю, к примеру, из необходимых 8 миллиардов рублей выделили 410 миллионов, так что о капитальном ремонте гостиницы и всего прочего и речи быть не могло. Пункт о реставрации гостиниц в малых городах входит в Национальную программу развития туризма. Но это обходится бюджету государства очень дорого. При реконструкции от прежнего здания должна остаться только коробка, внутри же нужно заменять коммуникации, сантехнику, отделку, расширять номера. К примеру, на реконструкцию гостиницы "Могилев" потребовалась сумма около 8 миллионов долларов. В связи с нехваткой денежных средств появляется вынужденная необходимость выставлять несколько гостиниц на приватизационные торги, чтобы на полученные деньги отремонтировать хотя бы одну. В малых городах гостиницы поменьше, но и бюджет у них совсем другой. А именно на местные бюджеты и собираются возложить решение улучшать свой туристический имидж. Главная формула действий по развитию инфраструктуры туризма на 2007-2008 года - каждый район на своем уровне должен ввести в течение каждого года по одному-двум серьезному объекту. Но как привести в порядок гостиницу, например, в городе Дисне, когда весь годовой его бюджет составляет 65 миллионов рублей (32 тысячи долларов). Инвестиции здесь необходимы. Однако один из самых острых вопросов белорусского туризма как раз в том, что в Беларусь практически не идут инвестиции (если бы они были, в стране функционировало бы множество пятизвездочных отелей). Если инвестиций нет в больших городах, то и процесс строительства новых гостиниц и реконструкция старых в малых городах является большой проблемой [22].
В настоящее время, к примеру, в Хорватии, Украине государство взялось активно кредитовать реконструкцию старинных и самобытных домов, частных апартаментов под гостиницы, что спасает архитектуру и приносит доход. Старинный дух помещений пользуется неизменным спросом. Это было доказано на примере Чехии, где замки совмещались с гостиницами. В Беларуси, такая идея должна реализоваться после реконструкции замка и дворца Радзивиллов в Мире и Несвиже, в которых предполагаются VIP-номера.
К настоящему времени в Беларуси официально прошли сертификацию 14 гостиниц. Остальные не удовлетворяют слишком многим требованиям действующего стандарта - от площади номеров до подготовки гостиничного персонала. Классификация гостиниц по категориям проводится согласно ГОСТ 28681.4-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» и основана на комплексе требований к зданию и прилегающей территории, техническому оборудованию и оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, общественным помещениям и помещениям для предоставления услуг питания и ряда других, а также к отельному персоналу и его подготовке. Проведение сертификации с одновременной классификацией гостиниц на категории от одной до пяти звезд, а мотелей - от одной до четырех звезд позволяет потребителям достаточно точно представлять уровень обслуживания и предоставляемых услуг в отеле. Обладателем первого сертификата и категории «три звезды» стал гостиничный комплекс «Нафтан» (Новополоцк), затем СП ООО «Минский международный образовательный центр», гостиница «Планета», РУП «Гостиничный комплекс «Юбилейный», гостиница «Турист» (Гомель), три гостиницы ГПУ НП «Беловежская пуща», гостиница «Эридан» (Витебск), гостиничный комплекс «Орбита» (Минск), РУП «Республиканский горнолыжный центр «Силичи». Категория «четыре звезды» присвоена РУП «Отель «Минск», гостинице «Лучеса» (Витебск) и гостинице «Виктория» (Минск). Сертификация гостиниц в республике проходла на добровольной основе. Анализируя информацию, можно сказать, что те гостиницы, которые получили сертификат, в основном находятся в крупных городах или областных центрах. Из этого следует, что большинство гостиниц Беларуси возможно не имеют возможности сертификат из-за трудностей материально-технической базы и уровня обслуживания.
2.2 Проблемы отрасли
Рассматривая потенциальные резервы для развития туризма в Республике Беларусь, в первую очередь следует обратить внимание на развитие туристической инфраструктуры республики, в том числе гостиничного хозяйства.
Размещение не отвечает мировым стандартам, особенно в соотношении «цена-качество». Уровень цен на гостиничные услуги в областных центрах на 20-30 % выше цен на аналогичные услуги в областных центрах стран-соседей. Достаточно странно выглядит ситуация по ценам: для граждан СНГ - одна, дальнего зарубежья - другая, для граждан Республики Беларусь -третья. Одноместный номер в гостинице без категории в городе Пинске стоит в 3 раза дороже аналогичного номера в Польше или России. Условия для размещения в большинстве районных центров не отвечают никаким международным требованиям. Ощущается недостаток в республике средств размещения, соответствующих международным стандартам. Средства размещения - важная составляющая, которая порой является основополагающей для туриста при принятии решения о поездке. Во всем мире гостиницы имеют свою категоричность, и турист воспринимает уровень возможного обслуживания именно по этому показателю
Развитие материально-технической базы в сфере туристической индустрии осуществляется крайне медленно и находится в зависимости от прямых вложений средств прямыми и косвенными инвесторами. За счет внутренних инвестиции, как государственных, так и частных, реализуется в настоящее время 4 инвестиционных проекта в сфере туристской индустрии. Развитие материально-технической базы возможно только при устойчивом финансовом обеспечении. Это могут быть бюджетное финансирование или инвестиции. Первый вариант практически отсутствует. В планах социально-экономического развития областей и города Минска финансирование мероприятий по развитию инфраструктуры туризма осуществляется по остаточному принципу. 70-80% (по оценке зарубежных экспертов) материала базы нуждаются в модернизации или реконструкции [14].
При этом нет механизма экономической заинтересованности вкладывать деньги в туриндустрию.
Также одной из главных проблем существующих ныне гостиниц - малая площадь номеров. Согласно действующему стандарту, площадь двухместного номера в четырехзвездочной гостинице должна быть не менее 14 м², в пятизвездочной - не менее 16. А согласно одному из пунктов европейской классификации, действующему с января 2000 года, требуется, чтобы минимальная площадь номеров в этих гостиницах была соответственно 22 и 24 м². Малая площадь гостиниц республики стесняет проживание приезжающих иностранных туристов [14].
Также негативным моментом является то, что в Беларуси отсутствует единая компьютерная сеть, куда отели могли бы подавать сведения о количестве и стоимости свободных номеров.
Как правило, приезжающие в Республику Беларусь иностранцы - это европейцы, и они не понимают большинства белорусских отелей. Так как в декоре гостиниц преобладают помпезные рюши и бархат, красные и зелёные цвета - все то, что делает проживание в таком помещении для европейца, который привык к свободному и светлому пространству, весьма дискомфортным.
Еще одной проблемой гостиничного бизнеса является профессионализм обслуживающего персонала. Ощущается острая нехватка специалистов в сфере гостиничного хозяйства. Некоторые отели отправляю свой персонал обучаться в Россию или Германию. Но в большинстве гостиниц работают неквалифицированные кадры. Однако согласно действующему стандарту - ГОСТ 28681.2-95 туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования - в гостиницах классом до двух звезд, то есть это подавляющее большинство существующих гостиниц в Беларуси, персонал рецепции должен свободно владеть хотя бы одним иностранным языком; в гостиницах класса три звезды и выше встречающие гостей должны владеть двумя-тремя языками, а гостиный персонал в целом - одним иностранным языком. К примеру, чтобы соответствовать уровню трех звезд, в новополоцкую гостиницу «Нафтан» персонал был выбран из выпускников Института иностранных языков.
Согласно данным статистики, количество иностранцев, посещающих Беларусь, в 2000-2004 годы сокращалось. По мнению специалистов в области туризма, без должного представления Республики Беларусь за рубежом - на туристических выставках, в туристических каталогах европейских стран - ожидать большого притока иностранцев не стоит [14]. Одновременно с этим необходимо коренным образом менять гостиничную инфраструктуру. Отели не имеют достаточно средств для полной реконструкции здания и иногда модернизируют лишь один-два этажа. Однако получить «звезду» за несколько комфортных номеров невозможно, отель должен полностью соответствовать выдвигаемым нормам. По оценке специалистов, реконструкция существующего небольшого отеля (к примеру, 3 этажа и около тридцати номеров) и приведение его к уровню трех-четырех звезд потребует около 1 миллиона долларов. Однако и такую сумму для вложения в традиционно прибыльный гостиничный бизнес в Беларуси найти проблематично [14].
Глава 3 Перспективы развития гостиничного бизнеса в Республике Беларусь
Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых.
Беларусь, пусть даже медленно, но всё же продвигается в сфере гостиничного хозяйства. За 2004-2006 годы в республике было отремонтировано 19 гостиниц (более 270 объектов нуждаются в ремонте или реконструкции), построено 9 домиков охотника и рыбака. В отрасль привлечено 90 миллиардов белорусских рублей, из которых 40% вложили частные инвесторы [23].
Что касается города Минска, то зарубежные инвесторы, российские, турецкие, готовы вкладывать инвестиции в гостиничный бизнес. К примеру, чтобы провести реконструкцию отеля «Минск», понадобилось 20 миллионов долларов, сумма была взята в кредит в одном из банков Турции. Реконструкция проводилась при помощи турецкой фирмы. Ещё одним примером вложения турецких инвестиций является пятизвездочный отель Princess (бывшая гостиница «Свислочь»), который будет сдан в эксплуатацию в конце 2007 года, а управление отелем будет осуществляться совместно белорусской и турецкой сторонами [24]. Также планируется строительство ряда высотных гостиниц. Одну из них планируется возвести возле здания музея Великой Отечественной войны на Октябрьской площади. Также планируется построить гостиницу до 30 этажей напротив 15-го корпуса БНТУ в Уручье. Площадка под ее строительство выставлена на аукцион.
Прорабатывается возможность строительства 22-этажной гостиницы в районе стадиона "Динамо". В настоящее время желание строительства гостиниц потенциальными инвесторами рассматривается комитетом архитектуры и строительства Минского городского исполнительного комитета. Среди интересных инвестиционных проектов также можно отметил проект по сносу общежития БГУ на проспекте Независимости и строительство на этом месте крупного торгово-административного центра. Высотное здание будет построено на месте кафе "Реченька" на проспекте Независимости. Также предполагается построить два высотных административно-торговых здания -- в 40 и 45 этажей -- на улице Максима Танка в районе Юбилейной площади, проектирование уже ведется [25].
Информация о работе Современное развитие гостиничного хозяйства Республики Беларусь