Советский менеджмент и "военный коммунизм"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Выявления ошибок в управлении страной на протяжении довольно длительного времени – вот цель данной курсовая работы.
Задачи исследования – понять, что такое советский менеджмент и «советский коммунизм», а так же научиться понимать значение этих терминов в исторической совокупности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ 5
1. Методологические принципы формирования российского менеджмента 10
2.ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ 12
3.«ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ» 21
3.1 Основные элементы «военного коммунизма» 21
2. Итоги и оценка военного коммунизма 28
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа содержит 1 файл

готовое.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

     С теми же проблемами столкнулись и большевики после Октябрьского переворота. Первые декреты Советской власти никакой передачи «фабрик рабочим» не предполагали, о чем красноречиво свидетельствует и утвержденное ВЦИК и СНК 14 (27) ноября 1917 г. Положение о рабочем контроле, которое специально оговаривало права предпринимателей [15].

     Однако и перед новой властью встали вопросы: что делать с брошенными предприятиями и как предотвратить локауты и прочие формы саботажа?

     Начавшаяся как усыновление бесхозных предприятий, национализация в дальнейшей превратилась в меру по борьбе с контрреволюцией. Позже, на XI съезде РКП(б), Л.Д. Троцкий вспоминал: «Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918 года, национализировано 836 промышленных предприятий. 2 мая 1918 года СНК принял декрет о Национализации сахарной промышленности, 20 июня — нефтяной. К осени 1918 в руках советского государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. К апрелю 1919 года практически все крупные предприятия (с числом наемных рабочих более 30) были национализированы. К началу 1920 года была в основном национализирована и средняя промышленность. Было введено жесткое централизованное управление производствами. Для управления национализированной промышленностью был создан Высший совет народного хозяйства» [18].

    Монополия внешней торговли

     В конце декабря 1917 г внешняя торговля была поставлена под контроль Наркомата торговли и промышленности, а в апреле 1918 г объявлена государственной монополией. Был национализирован торговый флот. Декрет о национализации флота объявил общенациональной неделимой собственностью Советской России судоходные предприятия, принадлежащие акционерным обществам, паевым товариществам, торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, владеющим морскими и речными судами всех типов.

    Принудительная  трудовая повинность

     Была введена принудительная трудовая повинность, сначала для «нетрудовых классов». Принятый 10 декабря 1918 года кодекс законов о труде (КЗоТ) установил трудовую повинность для всех граждан РСФСР. Декретами, принятыми СНК 12 апреля 1919 года и 27 апреля 1920 года, запрещались самовольный переход на новую работу и прогулы, устанавливалась суровая трудовая дисциплина на предприятиях. Широко распространилась также система неоплачиваемого добровольно-принудительного труда в выходные и праздники в виде «субботников» и «воскресников».

     Согласно декрету СНК от 29 января 1920 года «О порядке всеобщей трудовой повинности», всё трудоспособное население, независимо от постоянной работы, привлекалось к выполнению различных трудовых заданий. Декретом при Совете обороны был создан Главный комитет по всеобщей трудовой повинности (Главкомтруд) во главе с Дзержинским.

     В начале 1920 года, часть армий была преобразована в трудовые армии, сохранявшие военную организацию и дисциплину, но работавшие в народном хозяйстве. Л.Д. Троцкий преобразовал части РККА на Урале в 1-ю трудовую армию. Планируя распространить и на сельское хозяйство элементы "военного коммунизма" он направил в ЦК РКП в феврале 1920 тезисы «Основные вопросы продовольственной и земельной политики» [23].

     Тезисы Троцкого, являвшиеся полным отрицанием третьего стратегического лозунга партии в отношении крестьянства («уметь достигать соглашения с средним крестьянином, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно опираясь только на бедноту»), были отклонены Центральным комитетом (впрочем "за" проголосовало 3-4 человека) [22]. От создания советских хозяйств в краткосрочном периоде тоже практически отказались - в связи с отсутствием возможности обеспечить их необходимым инвентарем и техникой для ведения широкомасштабного земельного хозяйства - поскольку создаваемые совхозы ничем не отличаясь по производительности от мелкокрестьянского хозяйства должны были еще "кормить" значительную по численности бюрократическую надстройку - что подрывало саму идею подобных хозяйств [17].

    Продовольственная диктатура

     Большевиками были продолжены хлебная монополия - предложенная Временным Правительством - и продразвёрстка, введенная Царским правительством. 9 мая 1918 выходит Декрет подтверждающий государственную монополию хлебной торговли (введенную временным правительством) и запрещающий частную торговлю хлебом. 13 мая 1918 г. декретом ВЦИК и СНК «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», были установлены основные положения продовольственной диктатуры. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством. Наркомпрод получил неограниченные полномочия при заготовке продуктов питания.  На основании декрета от 13 мая 1918 г. ВЦИК установил нормы душевого потребления для крестьян — 12 пудов зерна, 1 пуд крупы и т. д. - аналогичные нормам, введенным Временным правительством в 1917 году. Весь хлеб, превышающий эти нормы, должен был передаваться в распоряжение государства по установленным им же ценам. В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 г. была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР (Продармия), состоящая из вооруженных продотрядов. Для руководства Продармией 20 мая 1918 г. при Наркомпроде было создано Управление главного комиссара и военного руководителя всех продотрядов.      Для выполнения этой задачи создавались вооруженные продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.

     В.И Ленин так объяснял существование продразверстки и причины отказа от нее: «Продналог есть одна из форм перехода от своеобразного "военного коммунизма", вынужденного крайней нуждой, разорением и войной, к правильному социалистическому продуктообмену. А этот последний, в свою очередь, есть одна из форм перехода от социализма с особенностями, вызванными преобладанием мелкого крестьянства в населении, к коммунизму.

     Своеобразный "военный коммунизм" состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной мелкокрестьянской стране мы не могли. … Но не менее необходимо знать настоящую меру этой заслуги. "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой. Правильной политикой пролетариата, осуществляющего свою диктатуру в мелкокрестьянской стране, является обмен хлеба на продукты промышленности, необходимые крестьянину. Только такая продовольственная политика отвечает задачам пролетариата, только она способна укрепить основы социализма и привести к его полной победе. Продналог есть переход к ней. Мы все еще так разорены, так придавлены гнетом войны (бывшей вчера и могущей вспыхнуть благодаря алчности и злобе капиталистов завтра), что не можем дать крестьянину за весь нужный нам хлеб продукты промышленности. Зная это, мы вводим продналог, т.-е. минимально необходимое (для армии и для рабочих)».

     27 июля 1918 г. Наркомпрод принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка с разделением на четыре категории, предусмотрев меры по учету запасов и распределению продовольствия. Сначала классовый паек действовал только в Петрограде, с 1 сентября 1918 - в Москве - а потом был распространен на провинцию.

     Снабжаемые делилось на 4 категории (потом на 3): 1) все рабочие, работающие в особо тяжелых условиях; кормящие грудью матери до 1-го года ребенка и кормилицы; беременные с 5-го месяца 2) все работающие на тяжелых работах но в обычных (не вредных) условиях; женщины - хозяйки с семьей не менее 4-х человек и дети от 3-= до 14 лет; нетрудоспособные 1-й категории - иждивенцы 3) все рабочие занятые на легких работах; женщины хозяйки с семьей до 3-х человек; дети до 3-х лет и подростки 14-17 лет; все учащиеся старше 14 лет; безработные состоящие на учете на бирже труда; пенсионеры, инвалиды войны и труда и прочие нетрудоспособные 1- й и 2-й категории на иждивении 4) все лица мужского и женского пола получающие доход от наемного чужого труда; лица свободных профессий и их семьи не состоящие на общественной службе; лица неопределенных занятий и все прочее население не поименованное выше [17].

     Объем выдаваемого соотносился по группам как 4:3:2:1. В первую очередь одновременно выдавались продукты по первым двум категориям, во вторую - по третьей. Выдача по 4-й осуществлялась по мере удовлетворения спроса первых 3-х. С введением классовых карточек отменялись любые другие (карточная система действовала с середины 1915 года) [9].

  • Запрет частного предпринимательства.
  • Ликвидация товарно-денежных отношений и переход к прямому товарообмену, регулируемому государством. Отмирание денег.
  • Военизированное управление железными дорогами.

     Все эти меры принимались во время гражданской войны, и на практике они были гораздо менее согласованы и скоординированы, чем было запланировано на бумаге. Большие районы России были неподконтрольны большевикам, а недостаток коммуникаций приводил к тому, что даже регионам, формально подчинявшимся советскому правительству зачастую приходилось действовать самостоятельно, в отсутствие централизованного управления из Москвы. До сих пор остается вопросом — был ли военный коммунизм экономической политикой в полном смысле этого слова, либо всего лишь набором разрозненных мер, принятых чтобы выиграть гражданскую войну любой ценой.

3.2 Итоги и оценка «военного коммунизма»

     Несмотря на усилия государства по налаживанию продовольственного обеспечения, начался массовый голод 1921—1922 годов, во время которого погибло до 5 миллионов человек. Политика «военного коммунизма» (особенно продразвёрстки) вызывала недовольство широких слоёв населения, в особенности крестьянства (восстание на Тамбовщине, в Западной Сибири, Кронштадте и др.).

     В марте 1921 на X съезде РКП (б) задачи политики «военного коммунизма» признаны руководством страны выполненными и введена новая экономическая политика. В.И. Ленин считал: ««Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой. Ленин также утверждал, что «военный коммунизм» надо поставить большевикам не в вину, а в заслугу, но, в то же время, необходимо знать меру этой заслуги». 
 
 

ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

      Размышляя сегодня о демократии применительно  к прошлому, важно признать за всеми  этими классами, партиями и т. п. право на самоутверждение в борьбе с соперниками и конкурентами. Ведь для крестьянина как мелкого частного собственника право быть хозяином на собственной земле реализовывалось не только в черном переделе земли, но и в требовании коренного пересмотра (а может быть, и ломки) всей ранее сложившейся системы взаимоотношений между городом и деревней. Какие проблемы должны были возникнуть перед государством, городом, всеми слоями населения, зависимыми в той или иной мере от деревни? В каких ответных мерах возникала необходимость? Это лишь одна из глобальных проблем, рожденных революцией.

Делая обобщенный вывод, прибавим сюда еще проблемы центра и окраин, социального и национального, русских и «инородцев», передовых форм хозяйства и патриархальных, самоопределения народов и национальной независимости республик, унитарности и федерализма и др., и придем к пониманию того, что понятие «братоубийственная» применительно к гражданской войне отнюдь не полно и не точно отражает характер той ожесточенной схватки, которая происходила во всех уголках огромной страны.

      Материала, приведенного в курсовой работе вполне достаточно, чтобы внести предложение: решительно отказаться от этого крайне неудачного термина – «Военный коммунизм». Своим словосочетанием он услужливо предлагает искаженные временные и содержательные рамки этой политики.

      В выводе так же можно сказать, что важнейшие компоненты этой чрезвычайной политики достались ей в наследство от прежних правительств (царского и Временного). Разверсточный принцип заготовки хлеба, твердые цены, государственные монополии, карточная система распределения, растущая роль кооперации и других форм участия общественности в организации и регулировании экономической жизни, в контроле за частным предпринимательством, натурализация экономических отношений (в частности, в форме массового «мешочничества»), инфляция, стремительное расширение функций государства в организации экономической жизни.

     Как мы выяснили, все это не несло с собой ни социализма, ни коммунизма, однако же, становилось, или стало, нормой уже к Октябрю, определенной системой мер по преодолению углубляющегося экономического кризиса.

     Новая власть начинала функционировать с защиты насущных интересов различных слоев населения, подпиравших эту власть своей революционной инициативой. Конечно, практические меры по преодолению разрухи, хаоса, голода предлагались и самые радикальные (в духе самой революции) и самые «простые» по исполнению. Однако большинство из них, как мы знаем, потерпели фиаско.

     В самом заключительном пункте курсовой работы хотелось бы немного пофантазировать на тему того, что бы мы, люди 21 века, могли предложить предыдущим поколениям для решения проблемы «военного коммунизма».  В первую очередь — реквизиции, контрибуции, конфискации, национализации, раздел, уравнительности» натуральный обмен, а так же - открытое насилие над теми, кто отстаивал иные методы хозяйствования.

     Таким образом, цель, поставленная в начале исследования, выполнена, а задачи достигнуты путем поисков. 
 
 

Информация о работе Советский менеджмент и "военный коммунизм"