Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 19:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - разработать программу и планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в коммерческом банке.
Задачи исследования:
Провести исследование существующих методов управления персоналом.
Провести анализ существующих методов управления персоналом в коммерческом банке.
Сформировать программу и планы конкретных мероприятий по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в коммерческом банке.
Введение. 3
Глава 1. Методы управления персоналом в коммерческом банке. 4
Глава 2. Анализ методов управления персоналом в коммерческом банке. 13
Глава 3. Программа и планы по усовершенствованию существующих методов управления персоналом в коммерческом банке. 21
Заключение. 26
Библиографический список. 28
Таблица 1.1 Факторы, влияющие на мотивацию.
Особенности содержания и организации труда в банке
Специфика мотивации труда и управления персоналом
А. Непосредственно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом
1.Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Труд в банке носит изначально коллективный характер.
Стремление каждого работника к осознанию, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависят от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа.
2.Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда
Сильная мотивация необходима как фактор достижения целей банка и как инструмент повышения психологической устойчивости
.Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения (работа связана с деньгами клиентов)
Повышение заинтересованности в безошибочном проведении операций и максимально взвешенном принятии решений
4.Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д.
Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему месту и выполняемым функциям работников (проведение тестирований и аттестации)
Б. Косвенно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом
1.Переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя"
Желательно повышение конкурентоспособности и качества обслуживания клиентов работниками
2.Высокий уровень внутрибанковской специализации
Целесообразно развитие и поддержание горизонтальных связей между подразделениями банка - формализованных и неформальных
3.В основе банковской работы - квалифицированный интеллектуальный труд, который является определяющим фактором, обеспечивающим успех в конкурентной борьбе
Необходимы механизмы, стимулирующие не только достижение конкретных результатов труда, но и мотивирующие творческую, интеллектуальную активность работников
Из таблицы 1.1 видно, что менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все особенности работы персонала коммерческого банка, напрямую влияющие на мотивацию труда персонала, и связанные с ней косвенно.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Группа А:Факторы, непосредственно влияющие на мотивацию
А1:Труд в банке носит изначально коллективный характер. Практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с индивидуальной.
А2:На характер, содержание и качество работы влияют особым образом специфические факторы такие, как: стрессы, неравномерная загруженность дня и т.п.
А3:Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения - этот фактор характерен практически для всех работников коммерческих банков:
операционистов, работающих с наличными деньгами клиентов, специалистов отделов;
ответственных за совершение или несовершение каких-либо операций, также связанных с деньгами или с капиталом банка, и от которых может зависеть в значительной степени будущее банка в краткосрочной перспективе и в более отдалённые по времени сроки.
Например, недостаточно хорошо проанализированная кредитная история заёмщика может обернуться банку большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая степень ответственности руководителей высшего и среднего звена управления коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.
А4:Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий для ускорения и упрощения проведения банковских операций. Для восполнения недостающих знаний и профессиональных навыков целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные тренинги, семинары, "круглые столы", где узкопрофессиональные знания приобретаются в ходе специально организованного обучения, в результате общения с боле знающими и компетентными в этих вопросах коллегами. Необходимо контролировать текущий уровень знаний, возможные пробелы; квалификацию и её соответствие новым этапам развития банковских операций посредством тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и навыков.
Группа Б: Факторы, косвенно влияющие на мотивацию труда
Б1:Переориентация рынка банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя". Если ещё десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности - деятельность человека, работника банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала.
Б2:Высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур. Важны неформальные связи, обладающие не меньшей значимостью, которые желательно поддерживать и развивать. Расширение и углубление таких связей восполнит недостаток информации и будет способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Работники сильнее ощутят причастность к банковским проблемам в целом. Регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами может помочь банку в управлении операциями, балансом и т.д. Несмотря на то, что подразделения узко специализированы, имеется взаимосвязь между их работой, и дополнительная информация, например, от отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам.
Б3:В основе банковской работы - квалифицированный интеллектуальный труд, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе.
Необходимо проводить подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала, чтобы максимально эффективно использовать этот самый ценный и важный ресурс.
Глава 2. Анализ методов
управления персоналом в коммерческом
банке.
Экономические методы:
Менеджеры Уралвнешторгбанка
развивают социальные выплаты и поддерживают
их в оптимальном соотношении с денежными
выплатами по труду и по способностям
к труду. Особенно важны для них те виды
выплат и льгот, которые крайне необходимы
для поддержания способностей к труду
работников и их всестороннего развития.
Речь идет об образовательных услугах,
поддержании здоровья, нормальных жилищных
условий. В силу различных условий потребности
в этих услугах у различных групп работников
развиваются в неодинаковой степени (они
имеют различные по составу семьи, у многих
недостаточно развиты потребности в образовании,
небрежное отношение к своему здоровью
и т.д.), и расходы из семейных бюджетов
на эти услуги могут ограничиваться. Несет
потери не только сам работник, но и фирма.
В "Уралвнешторгбанке"
разрабатываются и применяются следующие
социальные выплаты и льготы, которые
включены в коллективный договор и являются
предметом обсуждения при заключении
контрактов с сотрудниками.
Женщинам, имеющим
детей до 3 лет, предоставляется оплачиваемый
отпуск по уходу за ребенком в размере
80% основного оклада; при рождении ребенка
оказывается материальная помощь семье
в размере месячного оклада.
В целях обеспечения
к моменту выхода на пенсию по старости
второй пенсии, сотрудникам банка, достигшим
50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин),
банк осуществляет ежемесячные взносы
в Негосударственный пенсионный фонд.
Для возмещения ритуальных
расходов семье в случае смерти работника
банка или бывшего работника банка, ушедшего
на пенсию из банка, выделяется материальная
помощь в размере двух окладов; для похорон
близких родственников (детей, родных
братьев и сестер) работнику предоставляется
трехдневный отпуск с сохранением среднего
заработка.
Работникам, впервые
вступающим в брак, оказывается материальная
помощь в размере месячного оклада и трехдневный
отпуск с сохранением заработной платы.
Сотрудникам банка,
имеющим 3 и более детей или воспитывающим
детей-инвалидов, ежегодно выплачивается
по два месячных оклада.
Молодой семье (при
возрасте супругов до 30 лет), если один
из ее членов проработал в банке не менее
2 лет, предоставляется беспроцентная
ссуда сроком на 10 лет в пределах социальной
нормы жилищной обеспеченности (до 25 кв.м
на человека общей жилой площади).
Социально-психологические
методы:
Опыт работы по управлению
персоналом в "Уралвнешторгбанке"
показал, что роль социально-психологических
методов постоянно возрастает. Это обусловлено
тремя моментами: а) повышением образовательного
и культурного уровня работников, что
вызывает с их стороны ожидание в применении
методов управления их деятельностью,
основанных на учете их интересов, интересов
коллективов, в которых они работают, методов,
которые не подавляют их как личность,
вызывают рост их творческой активности;
б) развитием демократических начал в
управлении; в) значительная часть коллективов
банка является не только наемными работниками,
но и акционерами банка, что вызывает необходимость
некоторого насыщения организационных
(административно-правовых) и экономических
методов - методами социально-психологического
воздействия. Речь идет не об усилении
одного метода за счет ослабления другого,
а о подкреплении одного метода другим.
Это означает, например, что экономические
методы, связанные с разработкой систем
материального стимулирования труда работников,
должны максимально учитывать социально
- психологические факторы, которые сложились
в коллективе.
Организационные методы:
В исследуемом банке
выделяют следующие формы контроля: аттестация
руководителей и специалистов; компьютерное
тестирование; принятие работником личного
творческого плана и отчет о его выполнении;
самоконтроль; внутрибанковский аудит,
задачами которого является оценка результатов
работы подразделений и проверка качества
профессиональной подготовки специалистов.
Опыт Уралвнешторгбанка
в управлении персоналом показал, что
самоконтроль является одним из самых
эффективных форм контроля, ибо он вовлекает
в систему управления персоналом такие
черты специалистов, которые невозможно
выявить и использовать с помощью других
методов. Никто лучше самого работника
не знает свои способности и возможности.
Следует лишь помочь работнику выявить
эти способности. Для этого в коллективе
должен работать психолог.
Технология организации
самоконтроля видится в следующем: а) с
помощью тестов и бесед; б) доведения до
сведения работников критериев оценки
их способностей при аттестации; в) информирование
работника о возможных его заработках,
при получении определенных результатов
в работе.
Уралвнешторгбанк
в настоящее время интенсивно развивается
:
повышение производительности
труда (например, снижение количества
времени, затрачиваемого на выполнение
какой-либо банковской операции);
применение более эффективных
средств и технологий для проведения банковских
операций (например, программного и компьютерного
обеспечения);
оптимальное использовании
имеющихся человеческих и материальных
ресурсов;
совершенствование
организации труда и подготовки кадров;
освоение новых сегментов
рынка;
разработка и внедрение
новых видов банковских продуктов;
совершенствование
уровня представления и качества банковских
услуг и т.д.
На мотивацию сотрудников
Уралвнешторгбанка влияют следующие факторы:
Непосредственно влияют
(группа А):
А1: Так как в банке
труд изначально носит коллективный характер,
то каждый сотрудник осознаёт важность
хорошего климата в рабочей группе, также
они прекрасно понимают свою зависимость
от финансового состояния банка, его клиентов,
имиджа.
А2: Компьютерные технологии
постоянно обновляются, новые программы
сокращают время многих банковских операций,
но вызывают проблему обучения сотрудников
старшего возраста.
Информация о работе Совершенствования мотодов управления персоналом в коммерческом банке