Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа
Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что предприятие – не только организационная, техническая, информационная, но и социально-экономическая система, в которой важнейшее место занимает человек – живой, активный, со своими достоинствами и недостатками. При этом личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая деятельность остаётся за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.
Чтобы хорошо управлять библиотекой и персоналом , необходимо провести детальный анализ изменений, происходящих в библиотечном труде. Библиотечная работа меняется сегодня непрерывно и одновременно во многих направлениях. Во-первых, она трансформируется в контексте глобального воздействия общества, когда разрушаются старые основы работы, жизни, быта, общения и создаются новые. Во-вторых, она развивается в более тесной зависимости от потребителей информации, от специалистов других профессий. В-третьих, новые условия работы библиотек требуют пересмотра и оценки труда не только работников, но и экспертизы деятельности самой библиотеки , ее продуктов и услуг. Сами библиотеки тоже представляют угрозу профессионализму, если в них отсутствуют стратегии развития.
Важность разработки стратегии развития библиотеки , равно как и необходимость создания системы управления , позволяющей предупреждать возможные сбои и отклонения в работе, давно осознана реалистично думающими руководителями библиотек . При разработке стратегии необходимо обладать «системным» видением и умением предвидеть будущее. Наиважнейшее место в системе управления библиотекой сейчас занимает управление персоналом , в котором главным становится контроль развития человеческих ресурсов. Будущую роль библиотеки в обществе определяет качество персонала . Эта приоритетная тенденция подтверждается перспективными планами работы библиотек и развитием системы непрерывного образования в центре и регионах.
Управление персоналом обусловлено внешними и внутренними факторами и подчинено основным задачам (миссии) библиотеки . Исходя из этого, современные стратегии управления персоналом должны предусматривать: 1) формирование новой библиотечной культуры, некоего эталона, определяющего поведение и профессиональное сознание библиотекарей; 2) создание условий и программ обучения для непрерывного обновления знаний и профессионального развития сотрудников; 3) рациональное использование человеческих ресурсов, развитие активности, инициативы, 4) разработку пакетов мотивационных программ, системы стимулирования нового типа отношения к труду; 5) установление критериев оплаты труда с учетом оценки профессиональной компетентности, результатов и качества труда специалистов.
Для
разработки стратегии управления персоналом библиотеки очень важен прогноз
развития библиотек в целом. Есть возможность
предполагать, что в ближайшее время в
связи с развитием новых технологий сохранится
тенденция сокращения численности библиотечных
работников. Многие рутинные операции
будут выполнять машины или читатели.
Сократится потребность в кадрах, произойдет
дальнейшее увеличение требований к их
квалификации, увеличится число руководителей
и специалистов высшей квалификации. Библиотеки будущего будут иметь
мобильный кадровый состав и гибкую организационную
структуру. Коллектив будет состоять из
постоянного ядра высококомпетентных
специалистов (о сохранении которых следует
позаботиться в первую очередь) и меняющейся
временной рабочей силы. Руководители
высшего звена все чаще будут выступать
в роли тренеров, инструкторов, наставников,
готовящих кадры библиотек к предстоящим изменениям.
Первостепенное значение приобретут технология
труда и повышение его качества. Существенно
возрастет внимание к долгосрочным планам
или программам развития коллектива. Появятся
новые тенденции в оплате труда. Произойдет
перестройка системы управления . В конечном итоге выживут
и добьются успеха те библиотеки , в которых правильная
стратегия управления персоналом
и забота о читателях помогут избежать
технологического хаоса и конфликта со
старой организационной структурой.
В библиотеках наиболее развитых стран еще в конце 70-х годов ХХ века осознали, что кадровые ресурсы, их квалификационный потенциал являются необходимым гарантом в достижении стратегических целей, особенно, если эти цели призваны реформировать практику.
Технология библиотечной кадровой политики в этих странах включает: а) определение квалификации, знаний и мастерства сотрудников на каждом рабочем и управленческом уровне; б) профессиональный клиринг, т. е. соотнесение личных профессиональных показателей кандидата с соответствующими требованиями квалификационной характеристики; в) составление программы развития для каждого уровня управления или рабочей должности; в) составление индивидуальных планов профессионального развития; г) определение минимального уровня компетентности (подготовка + ответственность). Профессиональная подготовка – это далеко не только комплекс знаний, умений и навыков, но и различная по объему ответственность, требующая партнерских отношений, как горизонтальных, так и вертикальных. Там стараются отбирать менеджеров-новаторов, дальновидных и профессионально ориентированных, способных общаться с любыми людьми и имеющих опыт в управлении человеческими ресурсами, умеющих устанавливать контакты с внешней средой.
Развитие штата библиотеки (staff development) приобретает особую важность в связи с происходящими изменениями в социально-коммуникативной ситуации – информатизацией всех сфер производства и управления, диверсификацией информационных потребностей, растущими возможностями доступа к информации благодаря компьютеризации. От библиотекарей сегодня требуются качества прогнозистов и членов команды, способных работать эффективно не только в своем отделе, но и в масштабах библиотеки в целом, так эффективно, как это диктует растущее разнообразие информационных потребностей различных групп читателей. Библиотеки нуждаются в людях, быстро адаптирующихся к изменениям, в тех, кто, прежде всего, видит эти изменения, т.е. обладает инновационным мышлением. Развитие штата включает широкий набор деятельности, ограниченный обеспечением штата профессиональными знаниями и умениями, требуемыми для выполнения их роли в библиотеке.
Профессионализация специалиста является одинаково важным делом как для личности, так и для менеджера отдела, директора библиотеки, профессионального сообщества и государственного аппарата. Может различаться мотивация участников этих уровней профессионализации, но должны совпадать стратегические цели. Это правило работает в развитых странах. Несмотря на то, что желание участвовать в процессе профессионализации, на первый взгляд, сфокусировано на конкретном человеке, а не на библиотеке, и дополнительное обучение не дает непосредственной прибыли, дальновидные менеджеры понимают долгосрочную выгоду этого вида развития человеческих ресурсов как важной составляющей кадровой политики. Повышение профессиональной квалификации, будучи индивидуально ориентированным процессом, предполагает и индивидуальную ответственность каждого библиотекаря за траекторию своего профессионального роста.
Несмотря на то, что в ряде случаев повышение квалификации специалиста может дать библиотеке не только отдаленный, но и синхронный эффект, менеджеры персонала, как правило, на это не ориентируются. Они знают, что любое профессиональное развитие, в какой бы форме оно не происходило, повышает ценность профессиональной деятельности в ряду других жизненных ценностей человека.
Как
справедливо подметил Э.Р. Сукиасян,
роль организаторов непрерывного образования
в библиотеке западным специалистам
представляется не в том, чтобы планировать
непрерывное образование
Развитие
библиотечной практики свидетельствует
о смещении приоритета от стремления
накопить большие и лучшие фонды к необходимости
вписаться в информационное пространство,
стать полноправным членом коммуникационных
сетей. Необходимость такой переориентации
была отмечена довольно давно. Как результат
этого движения некоторые библиотеки
стали превращаться в организации преимущественно
справочно-консультационного характера
деятельности.
Современное управление персоналом как любой организации, так и библиотеки основано на глубоком изучении потребностей работающего человека, которые находят отражение в мотивации. Мотивация понимается, как желание людей проявлять усилия для достижения целей организации, посредством чего удовлетворяются и их собственные потребности [14, с. 217]. Основными функциями мотивации являются: побуждение к действию, направление деятельности, контроль и поддержание поведения [10, с. 65].
Одной из наиболее известных и широко используемых в менеджменте является концепция А. Маслоу, в основе которой лежит разработанная им иерархия (пирамида) потребностей. Пирамиду А. Маслоу применительно к библиотечному коллективу можно интерпретировать следующим образом (табл.).
Таблица
Пирамида А. Маслоу применительно к библиотечному коллективу
Ступени пирамиды | Способы удовлетворения потребностей в библиотеке |
1) Потребности в раскрытии своего потенциала | Участие в значимых проектах, раскрытие своих творческих способностей, возможность обучаться, поддержка инициативы, планирование карьеры |
2) Потребность в признании и уважении | Система моральных стимулов, адекватная оценка трудового вклада, возможность профессионального роста |
3) Потребность в принадлежности к группе | Наличие друзей, приятных сослуживцев, уважаемых руководителей и читателей, возможность неформального общения |
4) Потребность в безопасности | Безопасность на рабочем месте, льготы и компенсационные выплаты, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение, удобный режим работы, хороший психологический климат в коллективе |
5) Физические
потребности (материальное |
Оплата труда и система материальных стимулов, удобство рабочего места, физический комфорт в рабочих помещениях, наличие точек питания, мест отдыха, психологической разгрузки |
Проблемная ситуация в области библиотечных кадров остается весьма напряженной. Не обошла данная проблема и МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система". Суть ее заключается в следующем:
- совокупные знания, умения и навыки работников библиотек сегодня явно отстают от динамично меняющегося мира информационных коммуникаций и далеко не всегда отвечают новых социальным задачам реформирования отрасли. Определенные успехи, достигнутые некоторыми библиотеками, в основном результат их энтузиазма, профессиональной элиты, и их, к сожалению, немного;
-
по-прежнему происходят «
- заметно выражена кадровая стагнация, обусловленная ростом числа работающих пенсионеров (в некоторых структурных подразделениях более 70 %);
- почти в 12 раз сокращен в последнее десятилетие прием на библиотечно-информационные факультеты высших и средних учебных заведений. После их окончания в среднем по стране в лучшем случае 10-15% выпускников идут работать в библиотеки, зачастую вскоре покидая их. Престиж библиотечной профессии среди студенческой молодежи крайне низок, что отражает в целом отношение общества к труду библиотекаря. В МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" за последние 5 лет пришло только 6 человек, окончивших специализированное учебное заведение;
-отсутствует целостная система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров; многие важные проблемы развития отрасли остаются за пределами образовательных программ, некоторые категории библиотечных работников зачастую не имеют возможности регулярно повышать свою квалификацию либо получить профессиональное образование (сельские библиотекари). В среднем по стране более 40 % библиотекарей за последние пять лет не повышали свою квалификацию, в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" не повышали в последнее время (период 5 лет) свою квалификацию 52% персонала.
Общее
количество специалистов с высшим образованием
в МУ "Муниципальная межпоселенческая
централизованная библиотечная система"
составляет 38% от общего числа персонала;
со средним специальным образованием
– 46%. Остальные 16% - имеют лишь общее
среднего образование. При этом большая
их часть приходится на сельские библиотеки
(свыше 60%). Наибольше число лиц без какого-либо
профессионального образования работает,
как ни странно, в библиотеках г. Мосальска
и г. Спас-Деменска (28,5%).