Совершенствование управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что предприятие – не только организационная, техническая, информационная, но и социально-экономическая система, в которой важнейшее место занимает человек – живой, активный, со своими достоинствами и недостатками. При этом личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая деятельность остаётся за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 292.00 Кб (Скачать)
  • найма, отбора и приема персонала;
  • деловой оценки, профориентации и трудовой адаптации персонала;
  • мотивации трудовой деятельности;
  • организации системы обучения;
  • управления конфликтами и стрессами;
  • управления безопасностью;
  • организации труда;
  • управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением;
  • высвобождения персонала.

 Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов  довольно трудно. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе. 

     Управление  персоналом должно основываться на принципах  системного подхода и программно-целевого управления.

     Построение  управления персоналом на принципах  системного подхода и анализа  означает охват всего кадрового  состава предприятия, увязку конкретных решений в пределах подсистемы с учетом влияния их на всю систему в целом, анализ и принятие решений в отношении кадров с учетом внешней и внутренней среды, всей полноты взаимосвязей.

     Необходимость комплексного, программно-целевого по своему характеру подхода обусловлена тем, что отдельные виды деятельности в рамках управления персоналом осуществляются не сами по себе, а во взаимосвязи с целями управления. 
 

Глава 2. Анализ управления персоналом библиотеки

2.1. Краткая характеристика библиотеки

 

     Библиотеки  являются одним из важнейших социальных институтов, которые обеспечивают аккумулирование, формирование и общественное использование  информации.

     МУ (муниципальное учреждение) "Муниципальная  межпоселенческая централизованная библиотечная система" (далее по тексту МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система") основана в современном состоянии в 2006 году и является одной из организаций, обеспечивающих литературой и информацией жителей 20 населенных пунктов Барятинского, Мосальского и Спас-Деменского районов Калужской области. Юридический адрес (он же адрес места расположения основного офиса): 249650 Калужская область с. Барятино ул. Арнаутова д.2. МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" включает в себя 12 структурных подразделений, общая численность персонала 198 человек. Директор МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" - Киселева Наталья Борисовна, в каждом структурном подразделении имеется заведующий – заместитель директора.

     В настоящее время фонд МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" составляет около 320 000 экземпляров. Фонд многоотраслевой, комплектуется в соответствии с задачами современных образовательных учреждений в строгом соответствии с Государственными образовательными стандартами, а также в соответствии с заявкам обслуживаемого контингента жителей и проводимым сотрудниками подразделений мониторингом.

     МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" в общей сложности обслуживает 23440 читателей. К их услугам в каждом отдельном структурном подразделении: абонемент, читальный зал на 40-80 мест, электронные читальные залы на 3-12 АРМ, объединенных в единую сеть и имеющих доступ в Интернет. 

     В целом сеть библиотек как важнейшее  звено информационной инфраструктуры трех районов Калужской области сохранена и активно функционирует. На протяжении многих лет остается относительно стабильным процент охвата населения обслуживанием структурными подразделениями (в границах 36%), на селе – 52%, а также показатели читаемости (18,6%), оборачиваемости (1,1%). Это свидетельствует о затребованности библиотек населением [9, С. 5].

     В среднем, количество читателей на одну библиотеку, как структурное подразделение, остается неизменной – до 500 читателей в месяц. В поселках и городах в указанных районах, обслуживаемых МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" на одну библиотеку в среднем приходится 1800 читателей в месяц.

     На  протяжении последних десяти лет  система библиотек терпит изменения, которые соответствуют общей  динамике социальных и демографических  процессов, которые происходят в  современной России.

     Наибольшие  изменения произошли в сети сельских библиотек. В связи с постоянным уменьшением численности сельского населения (за последние 5 лет на 280,1 тысячи человек – 9%) сеть сельских библиотек сократилась. Одна сельская библиотека в составе МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" в настоящее время обслуживает в среднем 5 сельских населенных пунктов. Однако, на фоне этих процессов численность читателей не сокращается. Услугами библиотек пользуются представители всех социальных слоев и групп. Почти каждый второй житель на территории обслуживания МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" является пользователем библиотеки.

     Для совокупного фонда МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" характерна тенденция ежегодного прироста (за последнее пятилетие на 8,2 тыс. экземпляра (22%) библиотечного фонда.

     Основным  приоритетом в развитии библиотек  России является информатизация. Этот процесс осуществляется и в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система". Помимо залов с АРМ и установки электронных библиотечных каталогов, вводится система предоставления читателям электронных экземпляров книг.

     В последнее время главное внимание в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" было сосредоточено на проблемах автоматизации внутрибиблиотечных процессов, формирования и актуализации библиотечных информационных ресурсов, в первую очередь, электронных каталогов. Наиболее важным для библиотек на сегодня является ускоренная компьютеризация, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, доступ к электронным ресурсам, развитие системы обмена информацией с помощью Интернет. Дальнейшие работы направлены на развитие средств отдаленного доступа пользователей библиотек к другим информационным ресурсам, укоренение новых технологий доставки документов и межбиблиотечного обмена данными. Именно эти процессы уже положили основу качественно новой системы информационно-библиотечного обслуживания.

     Однако  по-прежнему не удовлетворяет положение телекоммуникаций инфраструктуры библиотечной сети как вообще, так и в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система", отсутствие опыта совместного использования информационных ресурсов, финансовые и кадровые проблемы, несовершенность нормативно-правовой базы и др.  
 

2.2. Современное состояние управления персоналом библиотеки

 

     Библиотечный  коллектив МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" имеет определенные особенности, которые обусловлены, прежде всего, тем, что работа в библиотеке, в значительной мере, носит творческий, эвристический характер, в то же время - в библиотечном труде многие операции носят повторяющийся, монотонный, жестко регламентированный характер. В этом заключается противоречие библиотечной профессии, которое создает определенные трудности при подборе и расстановке кадров. В качестве примера можно привести процессы библиотечной обработки. Труд систематизатора, каталогизатора, являясь в своей основе творческим, в то же время требует соблюдения многих стандартов (жестко регламентирован), предельной внимательности и собранности. Важным свойством библиотечного труда является его многофункциональность, взаимозаменяемость что приводит к необходимости частого переключения с одного процесса на другой и вызывает повышенную утомляемость.

     Следующая особенность рассматриваемого коллектива вытекает из того, что библиотечная деятельность является по своей сути коммуникационной и предполагает общение с большим количеством людей с разнообразными потребностями, запросами, своеобразной манерой общения. Отсюда формулируются такие требования к персоналу как: знания и умения в области человеческого общения, профессиональная компетентность, эрудиция - все это можно считать проявлением способностей; выдержка, доброжелательность, умение сопереживать, деликатность и другие личностные качества (свойства), способствующие успешной коммуникации.

     И, наконец, главная особенность - это  то, что любые библиотечные коллективы - преимущественно коллективы женские, то есть гомогенные. В таких коллективах на первое место выходят проблемы межличностного общения, они психологически нестабильны, конфликтны, в них более значимую роль играют личностные качества членов коллектива, более высокие требования предъявляются к руководителям всех уровней, особенно высшего. Следует отметить, что гендерный подход к исследованию библиотечных коллективов пока не получил достаточного развития.

     Кроме указанных выше характеристик коллектива в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" под влиянием информационных технологий в библиотеках происходит усложнение процесса труда и неизбежное на данном этапе расслоение коллектива по профессиональному уровню: одна его часть интенсивно осваивает новые технологии, включая работу с сетевыми информационными ресурсами, другая - работает с традиционными носителями информации традиционными методами. Уровень профессиональных знаний у этих групп очень различается, что влияет на их самооценку, удовлетворенность трудом. Преодоление этих диспропорций является актуальной задачей для управления персоналом МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система". Руководство МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" решает данную проблему различными способами, среди которых на первом месте, безусловно, стоит повышение квалификации, однако используются и другие управленческие средства, особенно система мотивации персонала, ориентированная на освоение нового, может способствовать снижению остроты проблемы. Указанные характеристики персонала МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" принимаются руководством во внимание при создании системы мотивации персонала.

     Рассматривая  библиотеку как организацию, необходимо отметить, что для успешного руководства персоналом в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" построена собственная система мотивации и стимулирования, учитывающая как внешние факторы (социально-экономические условия деятельности библиотеки), так и характеристики внутренней среды: организационную культуру, специфику библиотечного труда, стиль управления (в основном демократический), и, особенно, потребности и индивидуальные типологические свойства личности каждого из подчиненных сотрудников. Кроме того, следует принимать во внимание и применение «антистимулов», которые, с одной стороны, выявляют недостатки в системе мотивации и стимулирования, с другой, отражают возможности совершенствования стимулирования персонала. Наиболее значимыми «антистимулами» в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" являются: низкая зарплата неадекватная квалификации работника, затратам и качеству его труда; несоответствующие условия работы; плохой социально-психологический климат в коллективе; несправедливая (по мнению работника) система оценки труда и стимулирования.

     Что касается кадровой политики, то ставка в МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" сегодня делается на молодых. Однако их немного - от 10 до 30 % общего библиотечного персонала МУ. Удержать их в библиотеке не просто. Пути решения этой проблемы есть. Среди них руководство МУ "Муниципальная межпоселенческая централизованная библиотечная система" использует следующие: снятие «уровниловки» в оплате труда, перспективы должностного роста, удовлетворение от выполняемых функциональных обязанностей, создание условий для реализации творческих амбиций, возможности для профессиональных контактов со своей возрастной категорией, получения новых знаний с учетом склонностей и интересов, различные формы социальной поддержки и защиты, гибкий рабочий график. А также развитие и внедрение компьютеризации библиотечных процессов и Интернет-технологии в основную деятельность. 
 

Глава 3. Совершенствование  управления персоналом библиотеки

3.1. Основные направления  совершенствования  управления персоналом библиотеки

 

     Не  будет большим преувеличением, если сказать, что третье тысячелетие несет большие испытания библиотекам и людям, работающим в них. Библиотекари-профессионалы уже сегодня озабочены быстро происходящими изменениями в сфере библиотечного труда. По мнению некоторых зарубежных специалистов, перемены в  библиотеках  означают, прежде всего, гигантский шаг назад в развитии библиотечной профессии. В профессиональной печати все чаще встречаются слова с приставкой де-, означающей снижение или уменьшение: депрофессионализация, деквалификация, деградация, деструктуризация, дефеминизация. Так ли это обстоит в действительности?

Информация о работе Совершенствование управления персоналом