Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 13:58, курсовая работа
Цель моей курсовой работы исследовать методы мотивации труда в таможенных органах Российской Федерации.
Главные задачи, поставленные передо мной в работе это:
Изучать основные теории мотивации труда;
Рассмотреть мотивацию труда государственных служащих
Рассмотреть мотивацию труда в таможенных органах РФ.
Введение 3
Глава 1. Мотивация труда государственных служащих. 5
1.1 Особенности мотивации с учётом специфики государственной службы..4
Глава 2. Мотивация труда в таможенных органах РФ. 15
2.1. Специфика службы в таможенных органах РФ 15
2.2. Факторы мотивации сотрудников таможенных органов 16
2.3. Пути совершенствования мотивации трудовой деятельности в таможенных органах. 21
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Ни одна система управления не будет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Различают следующие виды мотивации:
Существуют так же другие методы мотивации сотрудников таможенных органов, встречающихся в мотивационных теориях:
В системе органов Федеральной таможенной службы за последние годы резко возросла сложность и интенсивность труда, связанного с внедрением новых программных продуктов и технологий. Все это приводит к оттоку квалифицированных сотрудников, текучесть кадров держится на уровне 20 %. В таможенных органах присутствует и механизм нематериального стимулирования, который существует в особенной форме. Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию. Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год. При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах. Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности. Служащие таможенных органов могут поощряться:
Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся:
За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе государственных служащих, можно отметить следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки. Неиспользованные резервы повышения эффективности труда государственные служащие видят в отсутствии оплаты по фактическим результатам труда, недостаточно высоком профессионализме персонала, низком уровне материально-технического обеспечения рабочих мест, дополнительных сверхурочных нагрузках и отсутствии механизма должностного роста. Выше перечисленные факторы указывают на то, что созданная система мотивации в Федеральной таможенной службе не является действенной и существует ряд проблем, которые требуют незамедлительного решения. Некоторые факторы мотивации существуют формально (система поощрений, социальные льготы, профессиональное развитие), но не реализованы на практике либо не доступны для абсолютного большинства служащих. Было определено, что в разных возрастных группах доминирующими мотивами становятся также разные факторы. Для госслужащих моложе 30 лет привлекательными являются возможности получения профессионального опыта и карьерного продвижения: государственная гражданская служба рассматривается молодыми специалистами, делающими осознанное обоснование своего профессионального выбора, как способ капитализации своей квалификации. Для категории от 30 лет наиболее значимой становится стабильность и уверенность в будущем; лицам старше 50 лет важны правовые гарантии занятости. Приоритетами работы в системе государственной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности. Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений.
Стимулирование труда представляет собой комплекс материальных и нематериальных воздействий, ориентированный на обеспечение эффективного труда служащих путем принуждения, вознаграждения и побуждения. Стабилизация ресурсного обеспечения данной системы (финансового, организационно-экономического, кадрового, информационного, материально-технического) является необходимым условием роста результативности государственной службы в целом. Известно, что основной характеристикой системы мотивации и вознаграждения является финансовая компенсация, выплачиваемая отдельным сотрудникам с учетом сложности их работы и экономического окружения, в котором они живут. Вместе с тем, известно, что людей можно заинтересовать не только финансовой выгодой. Адекватная система оплаты труда может дополняться другими формами вознаграждения и мотивации, которые подробнее рассматриваются ниже:
Для того, чтобы использовать обозначенные возможности повышения мотивации государственных служащих к эффективной работе, автор предлагает использовать следующие структуры и механизмы:
С
целью повышения мотивации труда сотрудников
таможни, необходимо реформировать систему
управления персоналом, которая существует
на данный момент в ФТС. Подсистема планирования,
найма и учета персонала включает в себя
прогнозирование потребностей государственного
органа в специалистах соответствующей
квалификации; маркетинг рынка труда с
целью привлечения и отбора сотрудников,
мотивация которых совпадает с целями
развития организации; выбор наиболее
талантливых студентов и выпускников
для стажировки и дальнейшей работы в
системе госслужбы; формирование банков
кадров на федеральном и региональном
уровне с целью ротации и продвижения
персонала. Конкурентоспособность
таможенной службы понижена в связи
с меньшим денежным содержанием, чем в
коммерческих структурах, плохими материально-техническими
условиями труда, отсутствием системности
профессионального совершенствования
сотрудников и карьерного движения.
Несмотря на ужесточение требований к
набору граждан на должности в ФТС,
организация приема на нее нуждается в
совершенствовании: следует улучшить
информирование граждан по вопросам наличия
вакансий на государственной службе, проведения
конкурсов, их итогов, в том числе путем
размещения извещений в интернете как
на официальных сайтах органов власти,
так и на специализированных сайтах поиска
работы. Задача качественного
обновления персонала государственной
службы решается через пополнение профессионально
подготовленными кадрами, а также формирование
рациональной половозрастной структуры,
оптимальное использование знаний служащих,
их навыков и способностей, стимулирование
постоянного профессионально-
Такой подход к специализации обучения помимо роста профессионализма позволит решить задачи повышения мотивации труда, заинтересованности в содержании работы, формирования кадрового резерва и внутриорганизационной культуры. Предлагается внедрение зарубежного опыта обучения государственных служащих с целью повышения мотивации профессионализации:
Одним из решений проблемы повышения доступности и эффективности обучения в российской государственной службе является личностно-ориентированное обучение государственных служащих, основанное на использовании информационных технологий, позволяющее интенсифицировать и максимально приблизить процесс обучения к месту работы. Формирование упорядоченной системы прохождения государственной службы создает условия для карьерного продвижения государственных служащих, их профессиональной самореализации, дает возможность выбора наиболее соответствующего должности кандидата, снижает текучесть кадров, повышает стабильность и эффективность деятельности органов власти. Информированность государственных служащих относительно их дальнейшего должностного продвижения, наличие индивидуальных планов развития (карьерного роста, профессионального совершенствования), является стабилизирующим фактором труда. Разработка индивидуальных карьерных стратегий позволяет добиться следующих положительных результатов: