Совершенствование систем управления персоналом в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:39, реферат

Описание работы

Успешное развитие производства в современных условиях в немалой степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой персонала, повышением его квалификации и стратегическим определением его количества и профессиональной ориентацией. Отдел по работе с персоналом - один из ключевых в организации - во многом отвечает за то, как будет развиваться компания

Содержание

Введение
1. Управление персоналом: понятия и методы
1.1 Сущность понятия управления персоналом
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия организации
1.3 Инновационные методы управления персоналом
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс"
2.1 Характеристика экономической и хозяйственной деятельности предприятия за период с 2007 года
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов и эффективного их использования
2.3 Система управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс"
3. Пути совершенствования системы управления персоналом в организации (на примере ОАО "Комитекс")
3.1 Основные направления совершенствования системы управления персоналом ОАО "Комитекс"
3.2 Мероприятия по осуществлению плана совершенствования системы управления персоналом
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

совершенствование систем упр.doc

— 270.50 Кб (Скачать)

Администрация Общества организует профессиональную фотосъемку почетных работников на рабочем месте. Почетный работник на торжественном мероприятии, посвященном профессиональному празднику получает поздравления от генерального директора и грамоту “Почетного работника ОАО "Комитекс". Фотографии почетных работников Общества остаются на постоянном хранении в музейном альбоме “Почетный работник Общества” [25]. ОАО "Комитекс" является крупнейшим в России предприятием по производству нетканых материалов, но это не означает, что на предприятии не существует проблем в управлении человеческими ресурсами.

Тенденции российской бизнес среды  таковы что:

- ужесточается конкуренция на рынках;

- возрастают требования к скорости бизнес процессов и качеству;

-модернизация оборудования, современные  технологии требуют высококвалифицированных работников и постоянного повышения профессионализма;

- высокая неопределенность среды (политических, экономических, социальных, экологических, технических факторов);

- поиски повышения эффективности и оптимизации организационной деятельности - норма;

-повышаются риски неправильных управленческих решений [21, с.57].

Поэтому предприятию необходимо решить все проблемы, которые мешают эффективно работать. В основном на предприятии существуют следующие проблемы:

1. Подбор персонала:

- нет соответствующего образования (рабочие);

- разрыв между требованием в квалификации персонала и предложениями на рынках труда;

- острая нехватка креативных и ответственных работников.

2. Оплата труда:

- низкая заработная плата (рабочие);

- большой разрыв в заработной плате между рабочими и специалистами.

3. Предприятие теряет наиболее опытных и квалифицированных работников (набравшись опыта, работники переходят в другую организацию, в основном из-за заработной платы и карьерного роста). Чтобы решить все возникшие проблемы, необходимо: - внедрить стратегический подход к управлению человеческими ресурсами, т.е. разработать стратегию управления человеческими ресурсами, которая должна быть согласованна со стратегией развития предприятия; - проводить тщательный отбор кандидатов на работу, аттестацию и оценку работников; - удержать квалифицированный персонал, предлагая ему большие возможности для карьерного рост, улучшенный социальный пакет.

 

 

 

3. Пути совершенствования системы управления персоналом в организации (на примере ОАО "Комитекс")

 

3.1 Основные направления совершенствования системы управления персоналом ОАО "Комитекс"

Сегодня одной из ключевых задач  для предприятия является повышение  эффективности системы управления человеческими ресурсами. Современная система управления человеческими ресурсами должна обеспечивать достижение необходимого уровня профессионализма и мотивации сотрудников для выполнения стратегических задач компании. Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов.

Таким образом, система управления человеческими ресурсами - это часть общей стратегии предприятия, без связи с которой она теряет всякий смысл [18, с.322]. Совершенствование системы управления персоналом в соответствии со структурой и целями ОАО "Комитекс" осуществляется по следующим направлениям:

1. Отбор и расстановка кадров;

2. Оплата труда и вознаграждение, осуществляемые с учетом принципов справедливости и беспристрастности, на основе четкой внутрифирменной методики;

3. Оценка труда и ее результативности, основанная на четко оговоренных критериях (осуществляется менеджерами по персоналу);

4. Развитие личности с акцентом на качественном росте уровня и расширении области деятельности;

5. Обучение и повышение квалификации работников;

6. Планирование перемещений, осуществляемое с учетом реальных потребностей в перемещениях и с использованием самых разнообразных методов [20, с.58]. Так, предприятию необходимо разработать типовые системы ротации, продвижения работников Теория и практика управления показывают, что работник не должен всю жизнь работать на одном месте, ибо так он может "закиснуть" [19, с.87]. Этот аспект важен для повышения уровня компетентности, повышения уровня удовлетворенности работников.

7. Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. На этапе отбора кадров очень важное значение имеет анализ рынка труда. Предпочтение, конечно же, отдается набору в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле.

Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает  привязанность работников к предприятию, но кадровые ресурсы предприятия  со временем исчерпываются и необходимо привлечение высокопрофессиональных кадров извне предприятия. Анализ рынка труда должен стать одним из основополагающих в работе отдела кадров. Насколько хорошо будет исследован рынок рабочей силы и будет известно, какими кадрами он располагает, настолько зависит и качество выполняемой работы по приему высококвалифицированных кадров.

Ротация кадров помогает предприятию проводить более гибкий подбор персонала и сокращать различия в занимаемых позициях. Расширение труда является очень популярным мероприятием среди промышленно - производственного персонала, так как обеспечивает достаточный уровень внутренней удовлетворенности работой и должным образом развивает трудовые навыки работников.

Премирование работников ОАО "Комитекс" осуществляется на основании Положения о премировании, утвержденного Генеральным директором. В нем предусмотрены следующие показатели и порядок премирования работников [22]:

1. Надлежащее исполнение обязанностей, возложенных на работника должностной инструкцией;

2. Повышение производительности труда;

3. Улучшение качества продукции;

4. Личный вклад работника в деятельность предприятия;

5. Результат деятельности предприятия6. Способность к принятию оптимальных решений в пределах своей компетенции. Порядок премирования работников ОАО "Комитекс":

1. Руководители структурных подразделений, отделов и цехов ежедневно ведут учет выполнения подчиненными им работниками возложенных на них обязанностей и показателей для их премирования.

2. За невыполнение или ненадлежащее выполнение одного или нескольких показателей премирования работники ОАО "Комитекс" по решению Генерального директора могут быть лишены премии полностью или частично.

3. Предложения о премировании работников руководители служб передают начальнику отдела по работе с персоналом не позднее 30 числа каждого месяца.

4. Начисление премии работникам предприятия производится на основании приказа Генерального директора ОАО "Комитекс" [22].

На предприятии существует серьезная  проблема текучести кадров среди промышленно - производственного персонала, особенно среди молодых работников. Этому способствует ряд основных причин: низкая заработная плата, вредное производство, сложный график и режим работы и др. Сотрудники, впервые пришедшие на предприятие, ожидают высокого размера заработной платы, при этом возможность продвижения по служебной лестнице отсутствует, тем самым, это приводит к увольнению новичка.

На основе проведенного анализа  движения трудовых ресурсов можно сформулировать рекомендации по осуществлению плана совершенствования системы управления персоналом, речь о которых пойдет в следующем параграфе.

 

3.2 Мероприятия по осуществлению плана совершенствования системы

управления персоналом

 

При совершенствовании системы  управления персоналом ОАО "Комитекс" рекомендуется использовать следующие инструменты:

Разработать комплекс по усовершенствованию материального и нематериального стимулирования, направленный на нормализацию уровня текучести среди промышленно-производственного персонала, а именно:

а) материальное стимулирование: - разработать программу предоставления бесплатных санаторно-курортных путевок; - оплата телефонной связи; - оплата обедов для работников; - корпоративные праздники с вручением подарков (Новый год, День рождения компании, День защитника Отечества, 8 Марта);

б) нематериальное стимулирование: - возможность пользоваться корпоративной библиотекой; - проводить профилактику заболеваний - вакцинацию сотрудников от гриппа (ежегодно осенью).

Перед принятием решения об обновлении программы нематериального стимулирования необходимо провести анонимный опрос сотрудников (анкетирование), выяснить их мнения и пожелания по изменению соцпакета. Наиболее интересные предложения (в пределах финансовых возможностей компании) становятся частью программы мотивации. В деле создания системы мотивации обратная связь очень важна: в анкете необходимо не только предлагать новые предложения, но и давать оценку существующим.

Таким образом, мы получаем представление  о действенности системы, оцениваем  востребованность ее элементов [8, c.24-26]. Не менее важным моментом в функционировании системы нематериальной мотивации является финансовое обоснование ее эффективности, грамотное бюджетирование той или иной статьи расходов. При внесении любых изменений и дополнений в программу мы просчитываем возможный экономический эффект и составляем бюджет затрат. Затем на Совете директоров, при утверждении бюджетов подразделений и консолидированного бюджета предприятия представляем аналитическую записку о предлагаемых изменениях.

Проект бюджета с изменениями отправляется на утверждение Генеральному директору. Анализ эффективности проведенных изменений - обязательная часть работы директора по персоналу, он будет проводится раз в полгода. Оценка эффективности системы нематериального стимулирования дается на основании:

1. результатов анонимного анкетирования;

2. показателей заинтересованности сотрудников в конкретных программах (количество пользователей; например, число сотрудников, воспользовавшихся санаторно-курортными путевками, их отзывы);

3. коэффициента текучести кадров.2). Внедрить в отдел по работе с персоналом Центр "Молодой специалист", который должен реализовать программу обязательного обучения молодых специалистов, основными задачами которой являются:

1. адаптация молодых специалистов, подготовка их к эффективному выполнению поставленных задач;

2. развитие технических навыков необходимых для работы;

3. подготовка специалистов с лидерским и творческим потенциалом; Центр должен осуществлять работу по нескольким направлениям:

1. представлять интересы молодых специалистов перед руководством Общества;

2. содействовать росту мотивации молодых специалистов к успехам в трудовой деятельности;

3. помогать в решении социальных проблем, вопросов производственной деятельности;

4. курировать молодых специалистов, испытывающих трудности с выполнением поставленных перед мини задач. Эта программа может состоять из трех этапов продолжительностью в 1 год каждый:

1 этап: знакомство с Обществом (с организационной структурой и производством, с коллективом предприятия, непосредственно с функциями и полномочиями структурного подразделения в котором будет проходить трудовая деятельность молодого специалиста, со своими должностными обязанностями, с рабочим местом и т.д.);

2 этап: углубленное изучение нормативной базы касающийся трудовой деятельности, закрепление практических и технических навыков, повышение уровня квалификации, ведь высокий уровень знаний и навыков специалистов - залог успешного решения задач и достижения стратегических целей, стоящих перед предприятием;

3 этап: выявление управленческого потенциала, проводится в форме деловой оценочной игры. В ходе игры участники оцениваются умение работать в команде и мотивация к развитию. Специальная комиссия наблюдая за ходом игры и оценивая результаты, выявляет участников наиболее проявивших себя, которые получают индивидуальные рекомендации и оценку профессиональных и личных качеств. Молодые специалисты, успешно применяющие полученные знания и демонстрирующие эффективность на рабочем месте, зачисляются а кадровый резерв ОАО "Комитекс".

Для регистрации результатов работы с молодыми специалистами можно  применять следующие методы:

1. анкетирование, опросы, интервью;

2. участие в конференции;

3. оценочные процедуры (расчет экономической эффективности);

4. Наблюдение. Эффективность работы Центра "Молодой специалист" отразится на достижении следующих результатов:

1. отсутствие увольнения молодых специалистов в период испытательного срока;

2. приобщение молодых специалистов к корпоративной культуре, сплоченность коллектива;

3. скорейшая адаптация молодых специалистов в освоении ими трудовой деятельности, приобретении практических навыков, способность к карьерному росту;

4. уровень и стабильность количественных показателей: систематическое выполнение заданий, рост квалификации персонала, повышение уровня дисциплины;

5. удовлетворенность условиями труда, социальными гарантиями и коллективом; рост мотивации молодых специалистов к успехам в трудовой деятельности;

6. обеспечение преимущественного закрытия вакансий подготовленными внутренними ресурсами. Подсчет экономического эффекта от действий по снижению текучести кадров очень важный, но в то же время сложный этап, так как для его проведения необходимы специальные экономические данные. Точно подсчитать в денежном выражении потери от высокой текучести кадров и затраты на ее устранение в ОАО "Комитекс" на сегодняшний день практически невозможно. Поэтому в дипломной работе будут представлены ориентировочные расчеты (см. таблицу13 и 14).

 

Таблица 13. Затраты Центра "Молодой специалист" (в год).

Мероприятия

Комментарии

1

Материальное вознаграждение ответственного за обучение молодых сотрудников

Ответственный за данное мероприятие  - менеджер по работе с персоналом

Примерная сумма издержек - 10.000 руб. в год.

2

Покупка технических средств

Стоимость ноутбуков: 2 шт. * 50 тыс. руб. = 100 тыс. руб.

Стоимость телефонов: 2 радиотелефона по цене 700 руб.; 2*700 = 1400;

Стоимость кондиционера: кондиционер 17 тыс. руб.; установка 6 тыс. руб.

Итого: 100.000+1.400+17.000+6000=124.400 руб.

3

Усовершенствованная система наставничества

Новая система наставничества предполагает более внимательное отношение к "новичку", поэтому оплачиваться это будет более высоко. Если раньше За наставничество сотрудникам доплачивали 700 руб. за одного человека, то теперь 1000 руб. Система наставничества рассчитана на 1-2 месяца. С учетом того, что в год будет набрано 8 человек:

(1000-700) * 1,5 мес. * 8 чел. = 3.600 руб.

4

Проведение интервью и анкетирования (при подборе персонала, на выявление удовлетворенности трудом, при увольнении сотрудника и т.п.)

Если суммировать затраты на бумагу и распечатку, то получится  примерно 7.000 руб. в год

Итого: 144.600

Информация о работе Совершенствование систем управления персоналом в организации