Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:39, реферат
Успешное развитие производства в современных условиях в немалой степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой персонала, повышением его квалификации и стратегическим определением его количества и профессиональной ориентацией. Отдел по работе с персоналом - один из ключевых в организации - во многом отвечает за то, как будет развиваться компания
Введение
1. Управление персоналом: понятия и методы
1.1 Сущность понятия управления персоналом
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия организации
1.3 Инновационные методы управления персоналом
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс"
2.1 Характеристика экономической и хозяйственной деятельности предприятия за период с 2007 года
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов и эффективного их использования
2.3 Система управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс"
3. Пути совершенствования системы управления персоналом в организации (на примере ОАО "Комитекс")
3.1 Основные направления совершенствования системы управления персоналом ОАО "Комитекс"
3.2 Мероприятия по осуществлению плана совершенствования системы управления персоналом
Заключение
Список использованной литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
1. Управление персоналом: понятия и методы
1.1 Сущность понятия управления персоналом
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия организации
1.3 Инновационные методы
2. Анализ системы управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс"
2.1 Характеристика экономической и хозяйственной деятельности предприятия за период с 2007 года
2.2 Анализ движения трудовых ресурсов и эффективного их использования
2.3 Система управления
3. Пути совершенствования системы управления персоналом в организации (на примере ОАО "Комитекс")
3.1 Основные направления
3.2 Мероприятия по осуществлению
плана совершенствования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Успешное развитие производства в современных условиях в немалой степени зависит от конкурентоспособности персонала. А она достигается постоянной подготовкой персонала, повышением его квалификации и стратегическим определением его количества и профессиональной ориентацией. Отдел по работе с персоналом - один из ключевых в организации - во многом отвечает за то, как будет развиваться компания. Именно сейчас наступает время, когда необходимо уделять более пристальное внимание планомерной подготовке и, особенно, переподготовке квалифицированных специалистов, так как в кризисной ситуации будут выживать те предприятия, которые могут быстро и своевременно реагировать на изменения со стороны окружения, а также принимать корректные решения, что во многом зависит от уровня подготовленности кадров. Этим объясняется актуальность данного дипломного проекта. Объектом исследования является ОАО "Комитекс". Предметом исследования является совершенствование системы управления персоналом на предприятии. Целью данной дипломной работы является анализ системы управления человеческими ресурсами организации для разработки предложений, направленных на повышение ее эффективности. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть сущность понятия "управление персоналом";
2. изучить кадровую политику и кадровую стратегию организации;
3. изучить инновационные методы управления персоналом;
4. провести анализ системы управления человеческими ресурсами ОАО" Комитекс" и выявить проблемы управления человеческими ресурсами;
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом. Новизна представленной работы определяется авторским анализом системы управления человеческими ресурсами ОАО "Комитекс". Практическая значимость исследования вытекает из его актуальности, научной новизны, предложений и выводов, которые могут быть использованы в практике управления человеческими ресурсами на предприятии. Информационной базой для написания дипломной работы послужили следующие источники: - научные исследования таких авторов, как: Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Кибанов А.Я., Гордеева, Т.О.; - статьи из специализированных журналов, таких как "Управление персоналом", "Менеджмент в России и Зарубежом"; - уставные документы и отчетность ОАО "Комитекс"; - интернет-ресурсы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе рассмотрены сущность понятия "управление персоналом", кадровая политика и кадровая стратегия, инновационные методы управления персоналом. Во второй главе дана характеристика деятельности предприятия, выбранного в качестве объекта исследования, и проанализирована система управления человеческими ресурсами. В третьей главе разработаны предложения, направленные на повышение эффективности управления человеческими ресурсами в ОАО "Комитекс".
1. Управление персоналом: понятия и методы
1.1 Сущность понятия управления персоналом
Управление персоналом - одна из важнейших составляющих частей современного менеджмента. Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом [3, с.306]. Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно - практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом [6]. Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом. Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обучение; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. [9, c.39]. Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника; знание его мотивационных установок; умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией [3, с.56-57]. Современное управление персоналом - это система идей и приемов эффективного построения и управления организациями и проектами. Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Объектом управления персоналом являются личности и общности (формальные и неформальные группы, коллективы и организации в целом) [9, c.39].
Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; кадровом планировании, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале; учете и нормировании численности работников.
Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения работника: это наем, отбор, и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление социальным развитием; высвобождение персонала [13, c.345].
Принципы управления персоналом - правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства, принципы отбора, подбора и расстановки кадров, принципы линейного, функционального и целевого управления, принцип контроля исполнения решений и др. Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. К основным методам управления персоналом относят:
1) Экономические методы - приемы и способы воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Это элемент экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.
С помощью планирования определяется
программа деятельности организации.
После утверждения планы поступают линейным
руководителям для руководства работой
по их выполнению. Каждое подразделение
получает перспективные и текущие планы
по определенному ряду показателей. Для
достижения поставленных целей необходимо
четко определить критерии эффективности
и конечные результаты производства в
виде совокупности показателей, установленных
в плане экономического развития. Таким
образом, роль экономических методов заключается
в мобилизации трудового коллектива на
достижение конечных результатов [9, c.39].2)
Организационно-
Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно - методическое инструктирование. Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование в организациях
предусматривает большое
1. должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
2. методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;
3. методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;
4. рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс.3) Социально-психологические методы (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.
Социально-психологические
Социологические методы играют важную
роль в управлении персоналом, они
позволяют установить назначение и
место сотрудников в
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа и учета.
Таким образом, управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации "качественным" персоналом и оптимальное его использование. Оптимальное использование персонала с точки зрения "управления персоналом" достигается за счёт выявления положительных и отрицательных мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и "погашения" отрицательных мотивов, а также анализа таковых воздействий.
1.2 Кадровая политика и кадровая стратегия организации
Политика организации - система правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т.д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации (опыт государственной службы Канады, Германии) [3, c.148]. Термин “кадровая политика” имеет широкое и узкое толкование:
1. система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
2. набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова “кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием”, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса [3, с.153]. Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) - специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики. Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки. Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики:
Информация о работе Совершенствование систем управления персоналом в организации